Каждое утро, прежде чем приступить к своим повседневным делам, я произношу молитву благодарности за все полученные мною дары и благословения. Однако в молитву входят и такие слова: «Прости меня за всё, что я сделал в мыслях, словами и поступками, что причинило боль или оскорбило других. Пусть люди простят меня. Дай мне простить тех, кто причинил боль или обидел меня; и позволь мне простить себя самого». Я так часто произносил молитву, а, следовательно, и эту ее часть, что теперь произношу ее наизусть, не особо задумываясь о том, что эти слова значат для моей повседневной духовной жизни. Поэтому, когда компьютерный календарь сообщил мне, что в наступающий понедельник 25 сентября 2023 года будет Йом Кипур – день, когда еврейский народ молится Богу о прощении своих грехов, я решил, что мне будет полезно провести этот день в размышлениях о прощении, что и было мною сделано, с удивительными и неожиданными результатами.
Всякий раз, когда я начинаю размышлять над каким-то духовным вопросом, я сначала обращаюсь к Евангелиям, чтобы узнать, что хотел сказать на этот счет Иисус из Назарета. Моя часть молитвы включает в себя четыре аспекта прощения, поэтому я искал совета по каждому из них и был удивлен, обнаружив, что слова «прощать» и «прощение» встречаются нечасто, и что те высказывания или истории, которые мне были наиболее полезны, вообще не содержат эти слова.
В поисках Божьего Прощения
Моя молитва обращена к Богу, поэтому вступительная фраза «прости меня за вс`, что я сделал» – это просьба о Божьем прощении. Хотя это казалось уместной просьбой (возможно, на это повлияло мое католическое воспитание и годы хождения на исповедь, чтобы просить прощения за свои грехи), я был удивлен, осознав, что это несовместимо с моим представлением о Боге и с евангельской историей, которая наиболее ясно рассказывает мне о Божьем прощении.
Бог в моем представлении – это не сущность с человеческими свойствами и эмоциями. Он больше похож на разумную энергию, которая является источником всего творения и пронизывает его. Тем не менее, я верю, что как бы мы ни использовали слово «Бог», обозначаемое им имеет позитивное отношение ко всему творению, включая нас, людей. На человеческом языке это позитивное отношение называется «безусловной любовью», и я считаю, что фраза «Божья любовь безусловна, неизменна и даруется всем в равной степени, независимо от того, что мы делаем» точно передает суть.
Повествование в Евангелии, которое наиболее ясно рассказывает о прощении и иллюстрирует идею безусловной любви Бога, называется «Блудный сын». Как и многие другие люди, я считаю, что эта притча названа не совсем правильно; на самом деле она об отце и его отношениях с двумя сыновьями. Некоторые люди рассматривают эту историю как аналогию отношения Бога к людям: отец олицетворяет Бога, сыновья – нас. Хотя я не интерпретирую эту историю таким образом, но верю, что отец – это человек, живущий в Царстве Божьем, и поэтому он ведет себя так, что через его жизнь проявляется присутствие Бога.
Вы помните, что младший сын просит долю имущества своего отца, которую он унаследует. Он получает ее, а затем уходит и растрачивает ее на то, что в Евангелии называется «распутной жизнью». (Другая интерпретация этого – он уходит, развлекается и получает удовольствие от жизни.) Когда деньги заканчиваются, он решает вернуться домой и перед этим готовит покаянную речь перед отцом. Но еще до того, как он успевает произнести хоть слово, отец встречает его с распростертыми объятиями, дарит кольцо с халатом и устраивает застолье. Любовь отца к своему сыну неизменна. Это та же самая любовь, которая побудила его дать сыну часть имущества. Отец не ставит никаких условий, передавая запасы; следовательно, то, что делал его сын, пока пребывал вне отчего дома, не так важно для него. Он не осуждает поведение своего сына; он любит его независимо от того, что тот делал, то есть любит безоговорочно.
То же самое верно и для Бога. Дар жизни предоставляется Им без каких-либо условий. Бог так же не оценивает наши поступки как «хорошие» или «плохие». В глазах Бога нет ничего хорошего или плохого. Этим, как напоминает нам Шекспир, занимается наше собственное мышление. Единственное, что может сказать Бог или отец, это: «Чему же вы научились из этого опыта?»
Итак, если Божья любовь ко мне безусловна, неизменна и непредвзята, почему я прошу у Бога прощения? И действительно, просить у Бога прощения кажется почти неуместным и даже оскорбительным, как будто оно может быть не дано, если я не попрошу. На данный момент мой наилучший предполагаемый ответ таков: я делаю это, чтобы напомнить себе, что мое поведение часто не соответствует тому духовному идеалу, к которому я стремлюсь, и такое признание помогает мне увидеть как необходимость, так и способ меняться. Хотя возможно более подходящей молитвой была бы та, в которой я благодарю Бога за безусловную любовь, несмотря на мои частые неудачи соответствовать стандартам человека, которым я хочу быть.
Поиск прощения за то, что причинил боль или обидел других людей
Когда речь заходит о том, чтобы просить прощения у тех, кого обидел я, Евангелие дает довольно ясный совет. В Евангелии от Матфея 5:23-24 Иисус говорит: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-то против тебя; оставь там дар твой перед жертвенником и иди своей дорогой; сначала примирись с братом твоим, а потом приди и принеси дар твой». Это предложение содержит три важные идеи.
Первое – это значение слова «брат», которое, как я понимаю, также означает и сестру. Иисус определяет это слово в другом месте (Луки 8:21), когда говорит, что мои братья «это те, которые слышат слово Божье и исполняют его». Брат – это тот, с кем у вас есть что-то общее, важное, и часто это означает общую духовную веру. Таким образом, это высказывание указывает на то, что такого рода отношения очень важно поддерживать, и они имеют более высокий приоритет, чем принесение дара к алтарю, что, должно быть, было очень важным делом для еврейского народа того времени.
Вторая вещь, о которой говорит нам данная притча, такова. Если вы знаете, что кто-то чувствует нанесенные вами оскорбление или боль, вы несете ответственность за то, чтобы проявить инициативу и возместить причиненный ущерб, независимо от того, считаете ли вы, что сделали что-то неправильно, или нет. Пока ваш брат чувствует себя обиженным, ваши отношения разрушены, и вы должны это исправить.
Третье, о чем говорит нам эта притча, – как это сделать.
Важно, что здесь использован термин «примириться», а не «попросить прощения». Примирение означает восстановление гармонии в отношениях. Вы делаете это, признавая то, что вы сделали, и извиняясь. Сосредоточьтесь на чувствах другой стороны, освобождая их от бремени гнева и обиды, которое они, возможно, несут, бремени, которое может повлиять как на физическое, так и на духовное благополучие. Существует тенденция добавлять фразу «пожалуйста, прости меня» или что-то подобное. Но я думаю, что это неуместно, а причина в том, что в притче используется слово «примириться».
В телевизионном мини-сериале «Тюдоры» Чарльз Брэндон – лучший друг короля Генриха VIII. Он отправляется в Шотландию, где ранее возглавлял военную кампанию, и встречает призрак человека, которого убил. Когда он просит прощения, призрак говорит «нет»: «Вы, живые, так эгоистичны». Просить прощения – эгоистичный поступок. Он направлен на то, чтобы облегчить ваш стыд и вину за то, что вы сделали, в то время как в центре внимания извинения должно быть облегчение чувства обиды у пострадавшего человека. Если предлагается прощение, принять его или нет должно быть добровольным решением другого человека. И если в нем отказывают до тех пор, пока ваши будущие действия не покажут изменение поведения, это тоже разумно и уместно.
Безусловно, облегчение чувства вины или стыда является одним из преимуществ примирения с братом. Возможно даже, что вина и стыд, а не гнев вашего брата, являются толчком к вашим действиям. Тем не менее, это второстепенно по сравнению с основной целью – избавить вашего брата или сестру от бремени, которое они, возможно, всё ещё несут.
Прощение тех, кто причинил мне боль или оскорбил меня
В Евангелиях много говорится о прощении другого. Возможно, самое известное из этих мест содержится в молитве Господней. Когда я рос в Католической церкви, фраза звучала так: «Прости нам проступки наши, как мы прощаем их другим». Современные переводы говорят, что вместо слова «проступки» следует использовать слово «долги». Поэтому фраза звучит так: «Прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим». Во многих других местах говорится, что если мы не простим других, Бог не простит нас (Марка 11:25-26, Матфея 6:14-15, Луки 6:37). По-видимому, это неправильное понимание природы Бога, как я уже упоминал ранее, и непонимание безусловной любви Бога. Кроме того, это также кажется эгоистичным, как своего рода взаимное прощение, услуга за услугу, основной целью которого является получение прощения для себя и избавление от своей вины и стыда. Точно так же, как извинение предназначено для того, чтобы облегчить бремя гнева и обиды на кого-то другого, так и прощение должно быть направлено на облегчение бремени вины и стыда, которые другой человек может испытывать из-за своих действий.
В большинстве прочитанных мною книг и статей о прощении другого, подчеркивается то, каким образом такое прощение освобождает нас от обид и постоянной склонности заново переживать прошлое. Хотя это важное преимущество, оно так же видится эгоистичным. Для меня прощение – это акт сострадания: сострадания к другому человеку и к тем чувствам, которые он может испытывать по поводу поступков, о которых он теперь сожалеет. Если, извиняясь за свои действия, я надеюсь на примирение, то, когда кто-то извиняется передо мной, я должен быть готов примириться и помочь облегчить бремя, которое он всё ещё испытывает.
Лучший, но более сложный совет о прощении другого дан в Евангелии от Матфея 18:21-22, когда Петр спрашивает: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» Иисус отвечает: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз». Используя слово «брат», в этой истории снова говорится о ком-то, с кем у вас отношения, основанные на общих узах. Современный психолог сказал бы, что прощать того, кто причинил вам боль семь раз, а тем более 490 раз, не имеет смысла; это только поощряло бы продолжение плохого поведения, зная, что последствий не будет. Но многое из того, что говорит Иисус, не имеет смысла для людей, которые не живут в Царстве Божьем. Здесь он высказывает ту же мысль, что и раньше: такие отношения имеют огромное значение, и вы должны делать больше, чем можно было бы разумно ожидать, чтобы поддерживать их.
Когда я думаю о ком-то, кто причинил мне боль и кого мне нужно простить, первый человек, который приходит на ум, – это мой отец. Он не причинил мне никакого физического вреда и не подвергал меня резкой критике; вред, который он причинил, был чисто психологическим. Он был эмоционально отстраненным человеком и никогда не выражал своих чувств словами или очевидными действиями. Он казался равнодушным ко мне, что воспринималось мною как недостаток любви. В результате у меня развилась сильная обида на него, которая была выражением моего разочарования, которое я скрывал внутри себя. Для описания ситуации я использовал фразу «Ожесточил свое сердце против него». Я сказал себе: «Если ты не будешь любить меня, я не буду любить тебя», и подумал, что это будет формой наказания. Нельсон Мандела называл этот тип обиды принятием яда с верой в то, что он убьет твоего врага. Единственный, кто страдает, – это ты сам, и для меня это было именно так. Как только вы ожесточаете свое сердце по отношению к другому, вам становится легче делать это еще и еще, однако ожесточенное сердце не может выражать любовь, принимать любовь от других и осознавать Божью любовь.
К сожалению, став взрослым, я перенес ту же модель на отношения с другими. В Йом Кипур, когда я думал обо всех людях, которые причинили мне боль, и обо всех обидах, которые я всё ещё храню, я впервые осознал, что никто из них не собирался причинять мне боль. Именно моя интерпретация их действий стала причиной боли и страданий, которые я испытал. Было просто задето мое эго, а на самом деле никакого вреда не задумывалось и не было причинено. Это правда, что в каждой ситуации был какой-то небольшой инцидент, который послужил основой для моей реакции, но он был незначительным и не предназначался для причинения боли. Хотя мне, возможно, нужно было простить своего отца и других людей за эти инциденты, я внезапно понял, что человек, которого мне действительно нужно простить, – это я сам, ведь я несправедливо думал о них, я причинил себе боль и страдания обидой, вызванной своей ошибочной интерпретацией.
Прощать себя
В конце дня размышлений я пришел к выводу – к своему большому удивлению – что прощение самого себя лежит в основе моей способности достичь мира с самим собой за свои поступки, и мира с другими за их поступки. Задача состояла не в том, чтобы искать прощения извне, а в том, чтобы быть способным распространить на себя ту же безусловную любовь, которую Бог распространяет на меня и которую я призываю распространять на других. Безусловная любовь означает принимать себя таким, какой я есть, прощать себя за свои ошибки и пытаться учиться на них. То же самое верно и для других. Примирения с кем-то, кого я обидел, недостаточно, если я не смогу простить и себя. Примирения с кем-то, кто причинил мне боль, недостаточно, если я не смогу простить себя за свою обиду, включая то, как я мог бы сам ее создать, приписав им то, чего там не было.
Поступки, за которые, как я чувствовал, мне нужно было просить прощение, или обиды, которые, как я чувствовал, мне нужно было простить, – всё это осталось в прошлом. Следовательно, казалось, что молиться о прощении – от Бога, от других или за себя – не так уместно, как молиться о помощи в распространении безусловной любви на всех в моей жизни, тем самым делая извинение и прощение ненужными. Хотя я всё ещё чувствую, что просить прощения у Бога в качестве напоминания о том, что я не идеален – это хорошо, мне кажется более важным поблагодарить Бога за безусловную любовь и попросить помощи в распространении ее на других.
Поэтому я пересмотрел свою утреннюю молитву, чтобы отразить эту новую проекцию.
* * *
Название этой статьи – измененная цитата Александра Поупа: «Людям свойственно ошибаться, прощать свойственно Богу». Она подразумевает, что только Бог может по-настоящему прощать. Однако, я думаю, ее смысл в том, что когда мы прощаем других и самих себя, то максимально приближаемся в этой жизни к проявлению безусловной любви Бога. Прощение – это средство; безусловная любовь – это цель.
январь 2024 г.
Джон Эндрю Галлери
Автор Джон Эндрю Галлери живет в Филадельфии, штат Пенсильвания, и посещает собрание Честнат-Хилла. Он автор трех брошюр в издательстве Пендл-Хилла, многих статей в журнале Friends Journal, нескольких духовных книг и памфлетов. Его сайт Johnandrewgallery.com.
Источник: журнал FriendsJournal.com