Введение. О программе «Собрания верующих»
Программа «Собрания верующих» Школы духовного служения (под патронажем квакеров США) зиждется на убеждении, что духовное продвижение должно и может начинаться дома. Благодаря программе, собрания Друзей и церкви получают возможность укреплять духовные и эмоциональные связи между прихожанами, изучать и участвовать в групповых и индивидуальных квакерских духовных практиках, а также учиться тому, как внимательно и уверенно прислушиваться к «тихому, спокойному голосу», который ведет всех без исключения к целостности.
Программа «Собрания верующих» будет проходить в молитвенных домах участвующих общин. Фасилитатор Мэри Линда Маккинни приедет на собрание чтобы провести вступительный ретрит, будет удаленно работать с отдельными членами сообщества, а затем совместно с другими фасилитаторами проведет последующие встречи в онлайн-классах через зум.
Целью «Собраний верующих» является не обучение определенному направлению, а в передаче понимания духовной глубины и диапазона квакерских практик и теологических выразительных средств, чтобы каждая община могла использовать эти практики определенными для себя способами.
О конфликте
Автор – ведущая программы «Собрания верующих» Мэри Линда Маккинни
Я была примерно на полпути к созданию программы «Собраний верующих», когда осознала, что по мере возведения в участвующих собраниях фундамента доверия и восприятия участниками совместно создаваемой среды, как безопасной, скорее всего, на поверхность будут всплывать некоторые скрытые конфликты. У меня было намерение создать такую программу, которая может предоставить группам пространство для решения скрытых конфликтов. О, звезды мои, неужели осознание всего этого выбило меня из колеи?
В панике я через молитву поделилась этими чувствами со своим Божественным Боссом: «Стой, стой, Боже! Я доверяю тебе и всем остальным, но не уверена, что подхожу для этого. У меня нет опыта ни в разрешении конфликтов, ни в посредничестве. Я не психотерапевт. Я никак не чувствую себя компетентной помогать группам справляться с конфликтами!»
И наш Святой Вседержитель ответил: «Вы, квакеры, слишком часто полагаетесь на человеческое понимание. Вы пытаетесь думать, говорить и аргументированно находить выход из проблем и конфликтов. Я знаю, вы заметили, что обычно это действует не очень хорошо. И я призвал вас к этим деяниям отчасти потому, что у вас нет формальной подготовки. Вы не можете надеть шляпу своего психотерапевта или специалиста по разрешению конфликтов, потому что у вас ее нет. Делай то, что ты умеешь делать: ищи моего водительства. Во всем ищи моего водительства».
Вот как я изложила это в своем письме к авторитетному Другу:
При разработке «Собраний верующих» я ощутила водительство, благодаря которому мне пришло понимание, что приглашение Друзей к эмоциональной близости почти наверняка даст повод разгореться давно похороненным обидам и конфликтам. Я считаю себя довольно опытным ведущим / фасилитатором, но у меня нет опыта медиации в конфликтах. Поскольку я осознала, что пребывание в пространстве для конфликтов будет частью моей работы в проекте, то молилась (честно говоря, панически) об этом и много размышляла. С самого начала и до сих пор мне было дано понимание того, что Бог призывает меня не из-за качеств, которых мне недостает, а из-за моего доверия Богу. Мне было дадено понимание того, что вера Богу, а в ситуации неуверенности, замешательства или суматохи обращение к нашему Божественному Наставнику, будут главным «инструментом», которому я буду учить.
Я чувствую, что моя первейшая работа будет заключаться в том, чтобы помочь группе создать прочный контейнер для хранения сильных эмоций, которые почти наверняка проявятся. Одной из сторон этого контейнера является доверие к тому, что Дух присутствует с нами, стремясь вести нас к единству. Следующая работа будет заключаться в том, чтобы помочь группе изучить словарный запас, которым они могут пользоваться, рассказывая о своих духовных и эмоциональных переживаниях. Я видела, что, когда возникает конфликт, квакеры хотят обсуждать и проговаривать свое поведение в нем, пока не будет найдено поверхностное решение, чтобы им больше не приходилось чувствовать возникающее напряжение. Нередко это не позволяет добраться до сути проблемы, и она может возникнуть снова в другой раз. Часто такое решение устраивает не всех, некоторых других чувствовать себя изолированными и обиженными.
Мой опыт подсказывает – теперь это и мое водительство – что вместо избегания мы должны научиться приглашать большие эмоции и маленькие обиды, дабы их можно было почувствовать, назвать и поделиться ими во время богослужения, в присутствии Божественного. Молотящее собрание (и просеивающее), общение в молитвенном духе, а также диалог (метод, который мы используем в программе «Обогащение дружеских пар») – это всё инструменты, созданные Друзьями, чтобы помочь нам слушать друг друга и обретать мудрость, которая находится за пределами нашего ограниченного человеческого понимания.
Я не так уж много нашла в квакерских текстах о конфликте как возможности для духовного роста. Поэтому очень обрадовалась, найдя в брошюре Рекса Эмблера «Помни о единстве» (из серии памфлетов Пендл-Хилл) такие строки:
«Все, кто пребывают в свете, пребывают в единстве, ибо свет един… И именно слово примирения примиряет всех вместе с Богом и собирает души вместе, дабы жить в любви и единстве друг с другом; оно позволяет им увидеть, насколько они были чужими и отдаленными от жизни Божьей… Пребывая внутренне в свете, оно даст вам увидеть друг друга и единство с другим”. [Джордж Фокс]
Единство уже существует, но говорят, что его должно достичь самим? Не совсем. Отчуждение и недоверие реальны, но они основаны на ложном представлении об имеющих к этому отношение людях. Пока они «внутренне не будут пребывать в свете», им вообще «не увидеть друг друга». Они видят образы, идеи, отражения. Поэтому им нужно отбросить свои идеи, посоветоваться со своей совестью о том, что происходит, а затем внутренне открыться более глубокому чувству, которое они испытывают внутри себя, что все мы, люди, в основе своей одинаковы и принадлежим друг другу. Обладая таким пониманием, они могут начать относиться к другим людям иначе, даже к тем, кто, как они думали, настроен против них, и они могут одобрять других с чистой совестью. Затем, если остальные откликнутся, последует примирение. Единство, которое было замечено в безмолвной медитации, теперь реализовано на практике.
* * *
Я знаю на собственном опыте, что Бог всегда с нами. Я верю, что когда мы ищем Божью волю, нам доступно все, что нужно. Я верю, что когда во время «Собраний Верующих» неизбежно возникают серьезные расхождения во взглядах, мы можем обратиться к Божественному и получить свет – возможно, крошечными, постепенными порциями – чтобы осветить путь вперед. Я не думаю, что всегда легко и комфортно следовать по этому священному пути, потому что у каждого из нас есть своя собственная воля, которая хочет того, чего она хочет. Но под водительством Духа мы можем научиться смирению, которое позволяет каждому из нас выйти за рамки нашего индивидуального осознания и обрести коллективную мудрость. Мы можем научиться доверять Софии, Божьей Мудрости, проявляющейся через нас по мере того, как мы все яснее осознаем себя возлюбленным сообществом.
Когда я думаю о конфликте, возникающем во время «Собраний Верующих», я все еще испытываю легкий приступ паники, но затем останавливаюсь, делаю вдох и вверяю этот страх Богу. Я могу лишь верить, что Бог со мной и даст мне, даст нам все, что нужно, дабы познать истинное единство.
2022
Источник: сайт Школы духовного служения