Элизабет Колман рассуждает о Библии и квакерской истории
История крайне важна для квакеров. Когда мы только начинаем интересоваться квакерством, то узнаем про Джорджа Фокса и его современников, а затем и про Джона Вулмана, публично выступившего против рабства в восемнадцатом веке. На протяжении всей истории квакеров нам есть чем гордиться: нашей миротворческой работой, нашими кампаниями против рабовладения, нашей гуманитарной работой во время голода в Ирландии и в послевоенной Германии. Изучение истории вдохновляет нас продолжать нашу работу. Но порой это также может привести к тому, что мы ведем себя как самодовольные гордецы. Правда в том, что в нашей истории есть несколько стыдных фактов, которые мы только начали осмыслять. Например, Джон Вулман боролся с рабством вместе с Обществом Друзей, в котором рабовладение было нормой, а некоторые из квакеров были вовлечены в работорговлю. Фабрика «Брайант энд Мэй», чьи работницы, знаменитые «спичечные девушки», страдали от ужасных условий труда, включавших в себя риск обрести «фосфорную челюсть». Фабрика принадлежала квакерам. Даже такие предприятия, которые мы могли бы назвать приличными, вроде Rowntrees и Cadburys, импортировали ресурсы из африканских стран, где местные жители трудились над их добычей в ужасающих условиях.
Правда идет нам на пользу. Нам есть чем гордиться, нам есть чего стыдиться, и из каждой ситуации мы можем извлечь урок на будущее. Наша история, ее светлые и темные стороны, могут вдохновить нас на действие. В Британском Годовом Собрании мы пристально изучаем стыдную страницу нашей истории: нашу вовлеченность в рабовладение. Наши изыскания привели нас к размышлению и серьезному рассмотрению возможности репараций.
Я изучаю Еврейскую Библию, и накануне наш преподаватель попросил нас поразмышлять над тем, можно ли совместить два подхода к изучению Библии: историко-критический и канонический. Канонический подход предполагает рассматривать Писание через призму христианской и/или иудейской традиций. Такой подход предполагает, что первые пять книг Писания написаны самим Моисеем. Историко-критический подход, в свою очередь, утверждает, что первые пять книг определенно не были написаны Моисеем. Возможно, здесь можно провести параллель с тем, как квакеры понимают свою историю: историко-критический подход продемонстрирует нам подлинную историю без каких-либо прикрас, но мы также рассказываем друг другу канонические истории о том, как много хорошего нам удалось достичь в прошлом.
Здесь нам на помощь приходит эльзасский богослов Альберт Швейцер. Исследования привели его к заключению, что исторический Иисус сильно отличается от церковного Иисуса, однако сделанные им выводы не оттолкнули от веры:
Так как правда — это сущность всего духовного, всякая правда означает в конечном счете какое-то приобретение. Истина при всех обстоятельствах ценнее, чем не-истина, и для исторической истины это справедливо так же, как и для любой другой. Даже если она кажется чуждой религиозному чувству и поначалу создает для него трудности, она никогда не сможет причинить ему вреда; в конечном счете религиозное чувство становится лишь более глубоким. У религии, следовательно, нет причины избегать полемики с исторической истиной.
«Жизнь и мысли», 1931
Я не сомневаюсь, что сказанное им также правдиво и для нас, изучающих свою собственную историю.
А что насчет Еврейской Библии? Будучи сводом текстов, лежащих в основе трех крупных религий, к ней нельзя относиться просто как к неточной истории древнего Ближнего Востока. Хотя она и собрана из нескольких книг, а также наполнена внутренними противоречиями, современное историческое понимание предполагает рассматривать ее как человеческую попытку справиться с травмой. Травма возникла от разрушения Иерусалима и храма, окончания правления династии Давида и вавилонского пленения наиболее богатых и образованных людей. Катастрофа повергла евреев в замешательство, т.к. они верили, что Бог обещал Давиду, что его потомки всегда будут царствовать, и он придерживался своего обещания более пятисот лет:
и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном.
2 Царств 7:11-14
Какое-то количество библейских книг было написано или сильно отредактировано во время или сразу после вавилонского пленения. Главное предназначение большинства текстов было не в дотошном документировании событий, а в поиске способа примириться с травмой.
Мы должны быть благодарны еврейскому народу за создание Библии. В конце концов, она лежит в основе этики, согласно которой мы стараемся жить. Возможно, именно это квакеры больше всего ценят в библейских книгах. В них также содержатся подробности о религиозных обрядах, которые для нас ничего не значат, вроде храмовых жертвоприношений или повседневных диетических ограничений и т.д., при этом этика до сих пор крайне важна.
Книги Библии различаются друг от друга, и преподносимые ими моральные принципы не всегда последовательны. Например, в книге Иисуса Навина можно увидеть оправдание практики геноцида. Но в них присутствуют и фундаментальные ценности:
Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его: пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской.
Левит 19:33-34
Ни вдовы, ни сироты не притесняйте
Исход 22:23
Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это.
Левит 23:22
Учение Нагорной проповеди также напрямую возникло из иудейской традиции. Сейчас наставления не кажутся нам чем-то экстраординарным, однако они возникли в жестокой среде Римской империи. Слава Богу, что нам доступна еврейская этика, а не исключительно римская этика милитаризма и завоевания.
Наше понимание этики развивалось дальше во время эпохи Просвещения, когда мы освоили научный подход в понимании мира. Как оказалось, Просвещение не приводит неизбежно к гуманизму (когда вы видите ценность во всех людях и благосклонны ко всем). Чтобы прийти к нему, нам необходимо опираться на этические постулаты, дошедшие до нас через религиозные традиции и Библию. Люди, никогда не читавшие Писание, все еще находятся под глубоким влиянием его этики, которая стала частью современного мышления.
Так давайте будем правдивы по отношению к нашей собственной истории. И пока мы говорим неудобную правду, давайте не забывать об уроках из Библии — не аккуратной исторической книги, но источника, собравшего в себе самое ценное для нас.
Элизабет Колман
2023
Источник: журнал The Friend
перевод Бориса Федюкина