Недавно я посмотрел кинофильм Хаксоу Риджа о Десмонде Доссе, первом американском отказнике от военной службы, получившем Почетную медаль Конгресса. Невзирая на собственные религиозные убеждения о том, что убийство – грех, и вопреки жестоким преследованиям за отказ от ношения огнестрельного оружия, Досс проявил храбрость, которой коллеги-сослуживцы от него никак не ожидали. Он в одиночку спас от верной смерти 36 раненых, оказавшихся отрезанными на тихоокеанском острове, без медицинской помощи и снабжения. В кинофильме Досс вновь и вновь переживает тот момент, когда он чуть не убил своего отца-алкоголика, защищая мать от домашнего насилия. Досс впоследствии дал клятву Богу, что больше никогда не притронется к оружию. Как и у Досса, мои убеждения об отказе от военной службы коренятся в связанном с насилием травмирующем личном опыте, но они также сформированы моей верой в Иисуса, в частности – моими представлениями о том, как жить по Его заповедям… и в особенности – радикальными заповедями любви к врагам и молитвы за притесняющих меня, – в служении Иисусу.
Как и многие мальчишки, я предавался героическим фантазиям. Следует признать, что будучи верным пацифистом, я много знаю о войне и вооружении. Мне приходилось драться на заднем дворе. У меня стратегический склад ума, который пригодился бы в военном деле, и я подвержен посттравматическому стрессовому расстройству вследствие перенесенного в детстве насилия. Признавая свою естественную склонность к насилию, я также осознаю искреннюю борьбу с этим искушением, происходящую в моем сердце. Невзирая на все, я стремлюсь привнести Иисуса в этот мир, а не просто отложить в сторону радикальные стороны христианства. Когда я читаю Нагорную проповедь в Евангелии от Матфея 5:7 и думаю о том, насколько Иисус отличается от многих своих последователей-иудеев, например – зилотов, призывавших людей взять в руки оружие или фарисеев, которые пытались сохранять свою религиозную идентичность, пережив 8 оккупаций за 400 лет, – то я не могу не прийти к убеждению в том, что Иисус прав. Те, кто живет мечом, умрут от меча, и, по моему мнению, разоружая Петра, Иисус показывает пример того, что нам, христианам, не нужно носить оружие, но следует поступать подобно Иисусу, даря исцеление даже тем, кто пытается нас преследовать. Читая о том, как Иисус разоружил Петра, я чувствую Божью убежденность в том, что мне тоже нужно разоружиться.
Я не намерен подвергать сомнению искренность тех, кто служит в армии. Я происхожу из военной семьи и знаю многих людей, которые избрали для себя службу в армии, потому что они хотят сделать мир лучше. В то же самое время, пример, на который Иисус ссылается, когда говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» – это пример креста, а не меча зилота. Когда Иисус сказал ученикам купить мечи в главе 22 Евангелия от Луки, это было пророческим символом смерти Иисуса, указывающим на его тождественность страдающему рабу из главы 53 Книги пророка Исайи, а не текстом для доказательства 2-й поправки к американской конституции. Притягивание этих интерпретаций обратно к библейскому контексту означает отказ от того, кто такой Иисус, и что он пришел сделать. Иисус отдал за нас свою жизнь, он не хотел убивать ради нас. Более того, понимание свободы Иисусом не ограничивалось свободой угнетенного от угнетателя. Иисус отдал свою жизнь так же и за угнетателя, за грехи всего мира, а не только за слабых во власти сильных.
Иисус хотел свободы для угнетателя и угнетенного. Как израильтянин, он был хорошо осведомлен о слишком уж человеческом опыте тех, кто восстал отобрать власть у своих угнетателей только лишь для того, чтобы самим стать угнетателями. Иисус показал третий путь – как избежать бесконечного цикла насилия, отказываясь вносить свой вклад в его продолжение. Вместо того, чтобы смотреть на примеры храбрости только через призму насилия, я думаю, мы должны также взглянуть на тех, кто подобно Иисусу или Мартину Лютеру Кингу, превозмог насилие и искал мира, используя мирные инструменты. Тех, кто стремился к Божьему представлению о мире, каким мы его видим в главе 4 Книги пророка Михея.
Мне кажется, библейский пример того, на что можно надеяться и к чему стремиться, содержится в истории апостола Павла, религиозного террориста, узнавшего Иисуса в качестве Господа и оставившего гонения во имя религии. Как однажды сказал Шейн Клейборн: «Если нам, как христианам, кажется, что террористы не подлежат искуплению, тогда мы можем отбросить треть Нового Завета, потому что она была написана бывшим религиозным террористом». Вместо того, чтобы молиться только лишь «за наши войска», как насчет молитвы о том, чтобы Бог пробудил бесчисленных «апостолов Павлов» для современного мусульманского мира? Это кажется мне в большей степени подлинным выражением библейского христианства, нежели слепая патриотическая версия гражданской религии, которая часто воскресным утром прославляется во многих церквях нашей великой страны.
Правда заключается в том, что быть осужденным за отказ от военной службы по убеждениям – это не трусость, так же как принятие Иисусом своего креста не было трусостью. Отказ от военной службы не означает нежелания служить своей стране; он означает нежелание возносить страну на престол Бога, и таким образом человек говорит собственной жизнью в ответ на призыв к служению: «Я буду служить вам только до тех пор, пока это не противоречит моей вере». Я всем сердцем поддерживаю активную деятельность христиан на государственной службе, если они готовы привнести свои христианские ценности в эту службу. Следует, однако, сохранять бдительность, и, работая на власть, мы должны признавать, что власть также обрабатывает нас. Я считаю, что демократия – прекрасный подарок миру, но понимаю, что Иисус умер за нечто большее, нежели ограниченное видение и ценности демократии. Подобно многим, я был захвачен вихрем религиозного патриотизма после 11 сентября. Как и множество других людей, я пребывал в гневе, пока террористический акт снова и снова проигрывался на телевизионном экране, и затем ко мне пришло переживание, схожее с опытом Павла по дороге в Дамаск, и Иисус завладел моей жизнью.
Вот почему я сознательно выбираю отказ от военной службы. Я очень серьезно отношусь к этим выделенным красным словам Иисуса в Библии [в некоторых изданиях Библии слова Иисуса выделены красным цветом, – прим. пер.]. Я всерьез воспринимаю влияние насилия на свою жизнь и тщательно продумываю, как не дать ему вызвать отзвук в моем уголке мироздания. Мне понятен ущерб, нанесенный войной моей семье: посттравматическое стрессовое расстройство, зависимости, насилие над детьми, разводы в обеих ветвях моего семейного дерева… и я говорю, что цикл насилия прервется на мне милостью Божьей.
Иисус сказал: «Любите врагов ваших». Для меня это означает, что другие могут видеть во мне своего врага, но я должен полностью отказаться от мысли о том, что люди могут быть моими врагами. Вы вольны не соглашаться со мной и «носить свой меч, пока можете», как сказал Джордж Фокс Уильяму Пенну. Но в моем случае Божья любовь унесла страх. Я не вижу смысла носить оружие лишь для того, чтобы потом сожалеть о его применении в минуту слабости. Я потратил достаточно времени на морализаторские разглагольствования о том, при каких именно особых обстоятельствах для меня приемлемо забыть о том, что сказал Иисус, и оправдать лишение человека жизни.
Я надеюсь, это заявление не покажется вам высокомерным. Оно было задумано в духе смирения, как искренняя попытка и откровенное приглашение вас к тому, чтобы также справляться с этими красными буквами в Библии и их последствиями с тем, чтобы нам можно было выжить, сохранив свою веру в жестоком мире.
С Божьей любовью,
Джеймс Тауэр
январь 2017 г.
Источник ? блог «Поля справедливости» – официальный блог Комитета христианской социальной заботы Годового собрания штата Айова: «Наши выходящие два раза в месяц публикации предназначены служить источником вдохновения и просвещения для использования местными церквями, которые стремятся повлиять на свои сообщества и мир в целом».