Новое общество в оболочке старого. Взгляд одного квакера

В декабре 2019 года у нас в Британии прошли всеобщие выборы, и многих разочаровал и даже напугал их результат. Лично во мне присутствуют два разных чувства: с одной стороны я была разочарована результатами, но с другой – не удивлена. Более того, я не ощутила особого уныния. Может быть это так потому, что я безразличный и эгоистичный человек, которому все равно? Хотелось бы думать, что нет.

Я полна восхищения, видя, что множество британских квакеров очень усердно занимались предвыборной агитационной работой, и я чувствую их боль из-за случившегося результата. Многие из них признавали, что различные аспекты манифеста лейбористской партии действительно перекликаются с нашими свидетельствами. В частности, мне об этом говорил один из Друзей моего местного собрания. Манифест лейбористов содержал обещание улучшить жизнь самым уязвимым членам нашего общества. Но, похоже, этот проблеск надежды, угас.

В данный момент многие страны сталкиваются с реальностью прихода к власти крайне правых. Мне кажется, что это ставит перед людьми веры новый и серьезный вызов, а именно необходимость показать обновленными, творческими средствами, что лучший мир возможен. Когда я говорю «люди веры», я имею в виду веру в ее самом широком смысле: веру в основополагающую доброту человечества и вполне обоснованную веру в то, что все может измениться.

Я думаю, что мое собственное внешне кажущееся безразличие связано с тем фактом, что вот уже много лет я не доверяю политическим партиям. Прежде чем стать квакером, я была католичкой и в течение шестнадцати лет жила в общинах католических рабочих в Лос-Анджелесе, Вашингтоне и Нью-Йорке в США, а также в британском Оксфорде. Движение католических рабочих принадлежит к радикально левому крылу Католической церкви и согласно своей базисной философии является анархистским. Его соучредители, Питер Маурин и Дороти Дэй, предпочитали термин «персоналистский», а не «анархистский», но в действительности католические рабочие считают, что мы призваны строить новое общество в оболочке старого. Об этом свидетельствуют их жизнь и деятельность. Они живут в общинах, где оказывают гостеприимство самым нуждающимся, участвуют в ненасильственных прямых действиях, выступают против любых войн и подготовки к войне.

Мне кажется, у того, что в эти темные, трудные для родины и других стран дни поддерживает меня и является источником силы, есть три проявления.

Во-первых, меня поддерживает знание того, что не только в моей, но во многих странах люди испытывают гнет со стороны неадекватных правителей, которым не хватает щедрости духа, не хватает видения будущего, не хватает сострадания и честности. Наши лидеры не могут решить самые насущные проблемы времени: ужасные страдания, вызванные войной, катастрофу изменения климата, постоянно растущую дистанцию между богатыми и бедными. Помогает осознание того, что мы сталкиваемся с одними и теми же трудностями – хотя многие страдают больше нас. Это созидает чувство отважной солидарности и стремления к цели.

Второй источник силы восходит к тем изменениям, которые произошли во мне при переходе из католицизма в Общество Друзей. Когда я готовилась стать квакером, меня поощряли задумываться о тех богатствах, которые я принесу с собой в свой новый дом – Общество Друзей – из покидаемой церкви. Там я действительно нашла много сокровищ, которые до сих пор находятся во мне, и одним из них является влияние, вдохновение, оптимизм Движения католических рабочих, а также других религиозных общин, с которыми я сталкивалась в США и здесь, в Британии. Будучи среди католических рабочих, я узнала, что мы все способны менять ситуацию своей верой и своими собственными действиями. Работая там, где мы находимся, с окружающими нас людьми, мы можем созидать лучший мир. Полагаться на политические партии, правительства, лидеров – бесплодное занятие. Они сбились с пути и действуют скорее не во благо людей, а в своих собственных интересах. Да, конечно, они сильны, и их решения влияют на всю нашу жизнь, но вера в то, что лучший мир возможен, готовность последовательно работать во имя этого, может привести к громадным результатам.

Третий источник силы – это вера и последовательная позиция Общества Друзей. Когда я только стала посещать молитвенные собрания в Оксфорде, я взяла там экземпляр квакерских «Советов и вопросов». Для меня именно этот текст содержит суть квакерства, и я часто к нему возвращаюсь, чтобы питать свою собственную веру. Квакерские свидетельства встроены в весь ее текст, а не только в соответствующие параграфы. Свидетельство о мире – вот что прежде всего привлекло меня к квакерству, и «Советы и вопросы» показывают мне, как следует жить согласно нашим свидетельствам во всех аспектах жизни.

За последние несколько недель я размышляла над первыми семью параграфами «Советов и вопросов» и чувствую себя живой и полной сил, сталкиваясь с окружающей нас темнотой. Этот текст действительно источает свет и раскрывает тот Свет, что внутри нас.

У меня не появилось бы намерения стать квакером, если бы я не прочитала следующие слова: «Религиозное общество Друзей берет свое начало в христианстве. Оно всегда находило вдохновение в жизни и учении Иисуса Христа» (СВ 4).

Католиков моего поколения, вопреки распространенному мнению, поощряли читать и изучать Священное Писание, и у меня всегда было яркое понимание личности Иисуса, представленное в Евангелиях. Вопрос «Следуете ли вы примеру Иисуса, проявлявшего любовь своими поступками?» (СВ 4) становится для меня вызовом, волнует и заряжает энергией. Мне вспоминается цитата из «Братьев Карамазовых», которую часто цитировала Дороти Дэй: «Любовь деятельная сравнительно с мечтательною есть дело жестокое и устрашающее».

В сопровождении знакомого, но всегда удивительного Иисуса, я углубилась в квакерство. «Внимайте, дорогие Друзья, голосу любви и правды в ваших сердцах. Доверяйте ему как Божественному водительству, свет которого показывает нам нашу темноту и ведет нас в новую жизнь». Этот самый первый параграф всегда несет мне утешение, вдохновение и заряд бодрости в наши нелегкие времена.

Однако, одно дело – читать вдохновляющие тексты и говорить о том, что они мотивируют меня. Другое дело – как мне жить в эти темные дни?

В сентябре прошлого [2019] года большая группа квакеров с Британских островов и других мест блокировала ярмарку вооружений в Лондоне, устроив молитвенное собрание на ведущей к ней дороге. С тех пор группа из участников нашего регионального собрания, относящегося к части Западного Йоркшира, встречается, чтобы молиться вместе и стараться понять, как нам продолжать сопротивляться не только проведению следующей ярмарки вооружений, но и противостоять всем проявлениям растущей жадности и несправедливости в нашей стране.

Новое общество в оболочке старого: взгляд одного квакера

Квакерское собрание у подходов к Лондонской ярмарке вооружений (2019). Фото: twitter.com/SamWalton

Мы начали изучать книгу «Как мы победим: руководство по проведению ненасильственных кампаний прямого действия» под авторством американского активиста-квакера, писателя и преподавателя Джорджа Лэйки. Наша группа встречается регулярно, и поэтому мы знакомимся друг с другом, создавая сообщество размышляющих активистов. Книга Лэйки – это руководство, основанное на его богатом опыте проведения кампаний, и мы оттуда многое черпаем. И здесь я вспоминаю свой опыт пребывания в США, где впервые столкнулась с таким сообществом, созданном на основе малых групп, обычно называемых группами единомышленников. Такие группы привносят жизнь в ненасильственные кампании прямого действия.

В начале этого [2020] года, этого нового десятилетия, когда мир находится в очень мрачной и опасной ситуации, я ощущаю благословение быть квакером и иметь возможность вместе с Друзьями и остальными людьми доброй и щедрой души созидать мир Света, надежды и радости.

На это чувство хорошо ложатся знакомые, любимые многими, воодушевляющие слова Джорджа Фокса, которые он написал еще в 1656 году:

Будьте образцом, примером во всех странах, местах, островах, среди всех народов, где бы вы ни оказались, чтобы ваш облик и жизнь были проповедью для разных людей; и тогда вы будете радостно идти по земле, свидетельствуя, что Бог – в каждом.

Сюзан Кларксон
2020