От Джорджа Фокса до наших дней
Сущность служения Иисуса заключалась в том, чтобы научить нас быть одной семьей Божьей, заботиться и любить друг друга. Когда в Евангелии от Матфея: 22 его спросили: «Какая наибольшая заповедь?», Он ответил: «Возлюби Бога всем сердцем, душой и разумом… и возлюби ближнего своего, как самого себя». В ответ на вопрос «Кто мой ближний?» Он настойчиво подчеркивает, что эта любовь должна выходить за рамки религиозных, национальных, культурных, расовых и экономических разделений. Иисус бросает вызов этим разделениям и совершенно ясно дает понять, что они неприемлемы в Божьей семье. Фанатизму, ненависти и страху в ней нет места, о чем Он говорит в притче о добром самаритянине в Евангелии от Луки: 10. Он является основателем движения «Здесь нет места ненависти»; на самом деле он говорил об этом через свое сердце!
Все эти разделения – сугубо наши проблемы, и Иисус полностью отвергает их в Своем учении. Им нет места в Его бескомпромиссном видении Божьей любви ко всей семье. Жизнь, смерть и воскресение Иисуса были – и остаются – живым проявлением этой любви. Преподносить ее в других смыслах – это «ложные вести».
Нагорная проповедь, содержащаяся в Евангелии от Матфея, считается наиболее точным изложением учения Иисуса, которое было зафиксировано в писаниях его первых последователей. Это лучшая «правдивая весть», которую мы имеем о его взглядах и ценностях, и это самое близкое к реальному всеобъемлющему христианскому посланию. Как таковое, оно было – и остается – очень ясным и подлинным представлением того, как Бог хочет, чтобы мы жили и относились друг к другу. Это радикальный и прямой призыв отойти от старого образа жизни и перейти к чему-то совершенно иному и новому. Он ведет нас от старых путей рукотворных разделений к новому пути любви: «Вы слышали, что сказано: “Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто вас гонит» (Матфей: 5).
Вместо того чтобы прислушаться к этому радикальному призыву избавиться от старого и войти в новое и следовать ему, мы продолжаем слушать и даже верить многим фальшивым вестям об Иисусе. Мы поверили, что Он представляет и поддерживает всё то, против чего Сам же и выступал. Например, дискриминацию, фанатизм, осуждение других культур и ценностей. Что же Иисус говорил на самом деле? Как записано в Евангелии от Матфея: 7:
И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Иисуса постоянно искажают и неправильно цитируют, вырывая фрагменты из контекста сказанного Им. Его продолжают ложно изображать во множестве вредных и фейковых образов: то как белого европейского спасителя, то как великого пропагандиста экономики и образа жизни, основанных на жадности, то как агитатора конца времен, призывающего людей к насилию и разрушению.
Неужели мы действительно верим, что Иисус был самодовольным сторонником религиозной и расовой дискриминации и насилия? Что он хотел увидеть апокалиптический конец света, дабы «вернуться во славе» и отправить всех «неверующих» в ад? Это опасные и искаженные искусственно созданные послания, полные ненависти, гонений, мести, страха и фанатизма. В них нет ни малейшего подобия истинной или благой вести! И всё же многие исповедующие Христа христиане стали верить именно в это. Что же на самом деле говорил Иисус? Посмотрим снова в Евангелие от Матфея: 5:
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому».
На самом деле Иисус выступает против и даже осуждает тех из нас, кто забыл, как заботиться друг о друге, и отказывается воспринимать друг друга как часть Божьей семьи. Мы все – когда пытаемся отделить себя от других – видим в других «проблему», а себя – лучше, чем «они». Иисус не приемлет этого! Что Иисус на самом деле сказал о том, как мы будем судимы? Обратимся к Матфею: 25:
Ибо Я был голоден, и вы не накормили Меня; жаждал, и вы не дали Мне пить; был странником, и вы отказали Мне в гостеприимстве; был наг, и вы не одели Меня; был болен, и в темнице, и вы не посетили Меня. Тогда они ответят: «Господи, когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не помогли Тебе?» А Я отвечу: «Когда вы отказывались помочь меньшему из этих братьев Моих, вы отказывали в помощи Мне».
Вот настоящая весть, и Он убеждает всех нас отнестись к ней со всей серьезностью. Мы призваны заботиться обо всех членах Божьей семьи, и он предупреждает нас, что если мы этого не сделаем, нас ждут большие неприятности. Почему мы не воспринимаем это всерьез?
* * *
Иисуса так часто неправильно цитировали и опошляли, неверно применяли его слова на протяжении многих веков, что мы привыкли считать это правдой. В сравнении с этим, реальных вестей о Нем мы видели и слышали очень мало. Да, было и остается много примеров христианской жизни, посвященной служению ближним, но это представляется как исключение, а не правило. Иисус не подавал это в таком виде. Он явно является родоначальником послания «#ЛюбиБлижнегоСвоего (без исключений)» – так называется недавняя кампания Комитета Друзей по национальному законодательству.
В результате этой долгой истории искажения Иисуса и Его учения нас обманули, заставив поверить, что мы должны либо принять и поверить во всю ту ложь, которой нас пичкали, либо отвергнуть Иисуса как некоего тирана и попытаться найти другие решения, чтобы справиться с нашим положением и состоянием нашего мира.
Это ставит квакеров и верующих людей во всем мире в затруднительное положение. Действительно ли это единственный выбор, который у нас есть?
* * *
Джордж Фокс вырос в религиозной культуре, полной ложных вестей об Иисусе. Христианство того времени вызывало у него глубокое беспокойство и тревогу. Он считал его навязчивую сосредоточенность на небесах и потусторонней жизни совершенно неадекватной. Оно не было способно справиться с его собственными нуждами, а также со смятением и потрясениями его времени. Оно было глубоко привязано к властным структурам и искусственно созданным разделениям его времени. Христианство его времени практически игнорировало учения Нагорной проповеди, относя их к небесам и считая, что им невозможно следовать в этой жизни. Оно представляло Иисуса скорее как контролера, пробивающего билеты – того, кто может поставить вас в нужную очередь в следующую жизнь.
Не было никакой надежды на то, что найдется сила, способная подвигнуть человечество к добру. Это создавало очень безнадежную картину человечества, застрявшего в бесконечном цикле насилия и неудач, пока мы наконец не обретем мир в следующей жизни. Какое глупое, убогое искажение учения Иисуса! Но, тем не менее, большинство людей поверили в него, и многие миллионы до сих пор верят.
Слава Богу, Джордж на это не купился! Он начал поиски другой религиозной веры, той, которая действительно могла бы помочь ему в борьбе со злом, отчаянием и безнадежностью. Он искал ответы у самых ученых церковных лидеров и получил множество бесполезных советов. Покинув устоявшиеся церкви, он обратился к зарождающимся сепаратистским религиозным группам, но в конце концов отказался и от них. Он не нашел ответов ни в официальной религии, ни за ее пределами.
Когда он услышал голос внутри себя, его собственные силы были на исходе, и уже не было помощи от окружающих. Он понял, что этот голос исходит из Источника, превосходящего его самого, и призывает его ко встрече с совсем другим Иисусом. Это не было обращением в христианство его времени. На самом деле, это имело совершенно противоположный эффект: он должен был бросить вызов всему, чему его учили, и провозгласить совершенно новое и подлинное послание надежды и преображения.
Оно было новым, потому что затерялось в вековых ложных вестях. Оно было новым, потому что он нашел в нем всю силу, необходимую ему для внутреннего преображения. И оно было подлинным, потому что призывало всех в Божью семью, здесь и сейчас. В первую очередь это было послание любви. У Фокса была встреча с настоящим Иисусом, Который, как он обнаружил, был жив и присутствовал внутри него. Как записано в дневнике Фокса:
Именно он открыл мне, когда я был затворен и не имел ни надежды, ни веры. Это Христос, просветивший меня, давший мне Свой свет, чтобы я верил в него, и давший мне надежду, которая есть Он Сам, явил Себя во мне, дал мне Свой дух и Свою благодать, которую я нашел достаточной в глубине и в немощи.
Джордж сразу понял, что это нечто совершенно иное, и этим нужно поделиться с другими, с каждым. Это было способно изменить всё.
У меня самого был подобный опыт, и он привел меня к тому, что я принял совершенно иное послание, нежели то, что слышал от нынешней церкви. По дороге на работу я часто проходил мимо старого, исторического каменного храма. В течение многих месяцев на его вывеске красовалась цитата из Книги Откровения и грозное предупреждение: «Иисус скоро вернется. Спасайтесь, пока не стало слишком поздно».
Как Друг, я стал верить в совсем другое послание. Я не отказался от Иисуса (отнюдь нет), но я больше не жду Его внешнего возвращения для спасения меня или нашей планеты. Я осознал и ощутил (как и первые Друзья), что Он вернулся в наши сердца и может продолжать учить нас Своей истинной вести о Божьей любви, если только мы будем слушать.
Мне так хотелось написать в тот храм и рассказать им о своих чувствах. Шесть месяцев спустя (без моей помощи) они сменили свою вывеску на простую надпись: «Здесь рады всем». Теперь мне кажется, что это гораздо ближе к истинной вести.
Кристофер Стерн
2024
Источник: журнал Friends Journal
Автор, Кристофер Стерн, – учитель на пенсии, член Миддлтаунского собрания в Лиме, штат Пенсильвания (США), и путешествующий служитель Друзей. Он является координатором Филадельфийского Годового собрания и автором недавно опубликованной книги «Кто включил свет? Мемуары современного квакера».