Вариации на тему любви

Основополагающим убеждением для многих квакеров является «находить в каждом то, что от Бога» (я знаю нетеистов, которые интерпретируют это как «видеть Добро в каждом»). Это определение хорошо служило мне в течение долгого времени, но наступил момент, когда у меня возникла потребность поглубже изучить нашу теологию, и я отправилась на неквакерский ретрит, чтобы лучше разобраться в вопросе.

Очень много зависит от слов и от того, как они используются. «Видеть Бога в каждом» содержит глагол «видеть». На ретрите первой фразой было «Вы любимы Богом». Эти слова можно услышать на каждом шагу, и в этом смысле они для меня не имеют значения. Но в тишине ретрита я была ими чрезвычайно поражена. Эта фраза содержит страдательный залог – Бог производит любовь, и это ставит меня в более уязвимое положение, что создает впечатление как будто меня обнимают. На мне больше не лежит ответственность воспринимать Бога в ком-то другом – меня саму можно любить.

Эта фраза также избавила меня от самоуспокоенности, которую я наблюдала у многих квакеров (включая меня саму).

Я знаю, что есть множество нетеистов, которые будут утверждать, что узы любви между людьми могут быть источником этой всеобъемлющей любви, но люди есть люди и способны на недобрые, необдуманные слова. Они могут подводить другого. Это может быть бессодержательным, утомительным опытом. К чему же тогда обратиться?

В большинстве квакерских собраний можно найти множество теологической литературы. Некоторые книги просто жуткие, но большая часть проливает более глубокий свет на понятие «религии» и на то, где находится квакерство. Это поиск на всю жизнь. Недавно я прочитала о том, как христианское учение упорно сражалось за свое существование, затем из желеобразного состояния на протяжении веков принимала формы, более соответствующие историческим изменениям. Дэниел Макгуайр указывает на изобилие во времена исторического Иисуса таких понятий, как рождение от Девы или перевоплощение. Он утверждает, что особое значение имеет моральное ядро ​​Ветхого Завета, усиленное проповедями Иисуса.

Рождественская история – прекрасный пример такого смешения взглядов: миллионы воспринимают ее буквально, а миллионы – нет. Но в ее основе лежит вариация на тему любви, с которой не может не согласиться ни один человек. Точно так же и с воскресением, в которое многие практикующие христиане не верят буквально.

Одна из радостей квакерства заключается в том, что наша догма позволяет нам проводить молитвенные собрания в любом месте, где соберется несколько из нас. Нам не нужно ждать, пока один мужчина начнет совершать богослужение. У меня есть подруга-католичка, которую возмущает необходимость ждать, пока появится священник-мужчина и отслужит мессу. Она уверена, что со временем это изменится. Однако всех нас объединяет убеждение, что в конечном итоге любовь – это путь вперед.

Квакерство также заключается в том, чтобы слушать и принимать все типы и состояния мужчин и женщин (хотя это не всегда так очевидно под нашими собственными догмами – тем, что можно было бы назвать «то, как все это делается у нас»). Наведение мостов между теистами и нетеистами – это важно. Иногда, после попытки понять другую точку зрения, может возникнуть необходимость расстаться в духе дружелюбия. Но давайте сначала выслушаем друг друга.

Энн Джонс
сентябрь 2022 г.

Источник: The Friend