Одной из наиболее важных и оригинальных идей квакеров было то, что наши поступки и являются нашим заявлением, нашим свидетельством. Мы не говорим, что мы в это веруем, и не требуем это по-особому ценить. Мы осуществляем наше заявление посредством всей своей жизни.
Наше свидетельство – это все наши действия, весь образ жизни, свидетельствующий о реальности нашего познания Бога. Если мы сталкиваемся с духовной реальностью и она меняет нас, мы начинаем жить по-другому. Это и есть наше свидетельство.
Конкретные воплощения квакерского свидетельства всегда были очень разнообразны и менялись с течением времени, в зависимости от различных ситуаций. Для первых квакеров наиболее важными аспектами их свидетельства были простая, правдивая речь и отказ от поддержки официальной церкви. Позже наше свидетельство развивалось во многих направлениях, включая неприятие войны, борьбу с рабством, поддержку беженцев и практику равных браков.
И только лишь в 1960-х годах все эти очень разнообразные виды квакерского свидетельства впервые были сгруппированы в знакомый нам список «простота, правда, равенство, мир», просто как удобный способ для их запоминания и трактовки.
К сожалению, с тех пор для нас стало привычкой говорить о «квакерских свидетельствах», как если бы они были перечнем принципов или ценностей, которые мы должны принять, а затем попытаться «жить по ним» (и неизбежно потерпеть неудачу). Это превращает их в умозрительные идеи, которые мы должны подстраивать под реальную жизнь; то есть всё происходит наоборот. Способ понимания свидетельств как списка ценностей противоречит тому, что наиболее важно в квакерском образе жизни; а именно тому, что это образ жизни, происходящий из опыта, а не из принципов или убеждений. Наше свидетельство – это то, что мы делаем, потому что мы знаем из нашего собственного опыта, что именно так мы должны поступать. Свидетельство начинается не в наших головах, оно исходит с той поверхности, на которой мы стоим.
Наше общее, корпоративное свидетельство состоит из всех тех действий, которые мы, как годовое собрание [Британское годовое собрание, – прим.пер.], распознали вместе. Сюда относятся отказ от насилия и приверженность миротворчеству, честность, отказ от участия в азартных играх или же в биржевых спекуляциях, а также стремление стать экологичным сообществом. Все вместе эти аспекты нашей жизни не являются списком правил или принципов. Фундаментальная ценность общих свидетельств квакеров в том, что оно служит как бы руководством к распознанию наших личных водительств. Напоминая нам о том, что двигало Друзей в прошлом – как по отдельности, так и всех вместе – свидетельства могут помочь нам быть более чувствительными в тех сферах жизни и поступках, на которые возможно обращает наше внимание наш внутренний Наставник.
Каждый из нас будет ведомым по-разному в разные моменты жизни, потому что каждый из нас имеет свои собственные переживания, таланты и предложения миру. Одним из даров нахождения в сообществе является то, что каждый из нас привносит что-то особое, и то, что ни один из нас не должен стараться сделать всё. Распознавание всем собранным сообществом может помочь нам увидеть, где же наши собственные «слепые пятна» и точки сопротивления. Это нужно, чтобы стать более сведущими в тех областях, где мы менее склонны прислушиваться к побуждениям любви и истины в наших сердцах. Цель не в том, чтобы быть морально совершенными, а всего лишь чтобы стать более цельными, верными реальности и верными пути, по которому через нас следует Святой Дух. Это нужно для нашего счастья и для исцеления мира.
Крейг Барнетт,
июль 2015
Источник: transitionquaker.blogspot.com