Послания на молитвенном собрании почти всегда исходят из какого-то источника вне меня. Некое событие, человек или что-то, сказанное кем-то другим, затрагивает нечто глубоко внутри меня и вызывает мысль, озарение, посыл, которым нужно поделиться. Кажется, что внешнее воздействие порождает вибрации, которые вызывают во мне ответную вибрацию, возникающую без сознательных усилий с моей стороны, подобно двум камертонам, вибрирующим в гармонии друг с другом.
Недавно я присутствовал на молитвенном собрании через зум. Фотография профиля одной из участниц представляла собой изображение бабочки, которое ненадолго мелькнуло на экране, прежде чем она включила свое видео. Бабочка была нарисована черным цветом на белом фоне и имела голубые и оранжевые цвета. Была ли это настоящая бабочка или же интерпретация художника, я не знаю. На фоне квадратов серьезных лиц на экране это было удивительной картинкой, которая сразу же привлекло мое внимание. И так же мгновенно появилось послание, за короткий миг полностью сформировавшееся в моем сознании. Но потребовалось еще несколько минут, чтобы понять, как его сказать, и еще больше времени, чтобы произнести его на самом деле.
На прошлой неделе я читал 39-ю книгу «Возрождения религиозных наук» мусульманского ученого аль-Газали, которая впервые была опубликована в XII веке. 39-я книга посвящена созерцанию и опирается на историю о пророке Мухаммеде. По преданию, Мухаммед проходил мимо группы последователей, сидевших в медитации, и осведомился, чем они занимаются. Медитируем на Бога, был ответ. Но, сказал он, вы не можете медитировать на Бога. Бог слишком огромен, слишком непознаваем. Медитируйте на творения Бога, и это приведет вас к Богу. В соответствии с этим советом книга аль-Газали наполнена подробными описаниями созерцания различных аспектов творения; автор удивлен тем, насколько чудесно и загадочно творение, а значит, и Бог.
После прочтения книги я пристально посмотрел на букет цветов в вазе у себя на столе и задумался о них так, как не делал этого раньше. Мне требуется некоторое усилие, чтобы втянуть воду через соломинку, но цветы легко втягивают воду через свои стебли и отправляют ее в листья и соцветия. Как цветок делает эту простую и удивительную вещь? Наверняка ботаник знает, но я понятия не имею. А что происходит с водой, когда она попадает на листья и цветки? Кажется, просто исчезает? Об этом я тоже не ведаю, но знаю, что без воды цветы завянут через день.
Этот простой акт созерцания обычного предмета, на который я уже много раз смотрел с безучастностью, привел меня в трепет и позволил понять то, как аль-Газали мог сказать, что само творение является доказательством существования Бога. Ни человеческий интеллект, ни эволюция не могли придумать дизайн и принцип работы чего-то столь простого, как цветок.
Эти мысли не покидали меня, когда я увидел изображение бабочки и задумался о том, как необычно то, что бабочка вообще существует, как необычен и чудесен процесс, когда гусеница заворачивается в кокон, чтобы умереть, но не умирает, а превращается в прекрасную бабочку! Хотя этот процесс трансформации может быть аналогией нашей собственной смерти, подразумевающей, что смерть – это не конец, а лишь смена состояния на что-то новое и прекрасное, послание, которое пришло ко мне, было не о смерти, а о преобразовании, которому мы можем подвергнуться, пока живем.
Гусеница – весьма неприметное существо. Она медленно ползает по земле, по ветке или по листу, проводя большую часть своего времени в поисках пищи. Ее существование исключительно материально, связано исключительно с физическим миром. И всё же она рождается с заложенным внутри себя потенциалом стать бабочкой. Знает ли она об этом – в смысле, понимает ли, или это скрытое знание, которое требует чего-то еще, чтобы подтолкнуть ее к развитию? Я не знаю. Но в какой-то момент гусеницу призывают к переменам – я использую слово «призывают» в духовном смысле – призывают из какого-то источника вне ее самой. И она совершает чудесный акт создания кокона. Знает ли она, что при этом умрет? Страдает ли она и чувствует ли боль, когда преображается? Или же она знает, что на самом деле не умрет, а преобразится, и поэтому с уверенностью и радостью берется за процесс преображения? Мне нравится думать, что она не ведает об исходе; она просто знает, что должна измениться, и идет на риск, не будучи уверенной в том, каким будет результат. Она встречает свою очевидную смерть с рывком веры.
Как и гусеница, мы рождаемся в материальном мире. Мы привязаны к материальному миру, к деятельности, необходимой для нашего выживания. Как и гусеница, мы рождаемся как материальные существа, но в нас также заложен потенциал стать чем-то другим, чем-то большим. Однако чтобы стать чем-то большим, мы должны пойти на риск перемен. Во многих духовных традициях такие перемены называются смертью. Фраза «Ты должен умереть, прежде чем умрешь» приписывается Мухаммеду и встречается в стихотворении Руми. Иисус говорит: «Вы должны родиться заново». И то и другое означает, что мы должны преодолеть привязанность к материальному существованию и его ограничениям как первоисточнику нашего бытия; мы должны одолеть «мир сей», как выразился Джордж Фокс, искушения и ограничения, которые сдерживают нас и отвлекают от духовного существования. Мы должны умереть для своего старого «я», чтобы стать новым «я», нашим истинным «я», тем, кем мы должны быть, соединившись в гармонии с Богом. Это изменение не может произойти без боли и страданий, даже если это только боль от разрыва прошлых отношений или отвержения со стороны других людей, которые не могут принять нового человека, коим мы стали, как это пережил Сам Иисус.
Что заставляет этот процесс изменений происходить, для меня так же загадочно, как и то, что заставляет гусеницу принять решение меняться. Это может быть что-то, что происходит постепенно, с течением времени, или что-то, что происходит почти мгновенно. Но как только это происходит, на свет появляется новое «я», так же разительно отличающееся от нашего старого «я», как бабочка от гусеницы. Когда это происходило со мной, я испытывал чувство легкости, освобождения от бремени, о котором даже не подозревал, радости, мира, отличного от того, что я испытывал раньше, что побуждало меня двигаться по жизни с той же легкостью и уверенностью, что и бабочка, порхающая в воздухе.
После того как я изложил эти мысли, двое других участников богослужения в тот же день поделились своими размышлениями и личным примером преображения. Однако наши индивидуальные преображения касаются не только нас самих. Каждый, кто, подобно гусенице, отваживается на риск перемен – духовных или личностных (ведь в конечном итоге они одинаковы) – приносит вдохновляющий дар, словно бабочка, которая побуждает других тоже отважиться на перемены, что еще на шаг приближает всех нас к мирному и полному любви миру, которого желает Бог.
Джон Гэллери
2024
Автор, Джон Эндрю Гэллери, живет в Филадельфии, штат Пенсильвания, и посещает собрание Честнат-Хилл. Он регулярно пишет статьи для журнала Friends Journal, является автором нескольких духовных книг и четырех брошюр для квакерского учебного центра Пендл-Хилл (США), в том числе недавно вышедшей брошюры «Ждите и внимайте: Духовная практика, подготовка и исполнение. Веб-сайт автора: Johnandrewgallery.com.
Источник: журнал Friends Journal