Я провела больше половины своей жизни среди Друзей. Последние четырнадцать лет я наблюдала, как моя вера меняется благодаря Религиозному обществу Друзей и вместе с ним. Сейчас я уже не уверена, что я на своем месте. Для меня, молодой и христоцентричной квакереи, квакерские мероприятия стали больше напоминать либеральные дискуссионные группы, чем церковь. Я колеблюсь между водительством искать духовное обогащение где-то ещё и тем, чтобы остаться и вложить своё время и силы в то сообщество, которое меня вырастило. Я надеюсь, мой опыт сможет пролить свет на состояние нашего сообщества (и на духовные нужды моего поколения в более широком смысле), а также послужит нашим усилиям по обновлению.
Я начала посещать собрания молодых Друзей Годовое собрание Балтимора будучи новенькой в старшей школе, и обнаружила то сообщество единомышленников, которого мне не хватало ранее. Квакерство стало важной частью моей жизни, однако мои знания были поверхностными. Для меня и моих сверстников квакерство было больше про сообщество и поддержание прогрессивных политических взглядов, про то, что можно быть «не таким христианином». Мы пришли к такому пониманию не самостоятельно, как и большинство детей, участвующих в молодежных группах; мы подражали встречающимся на нашем жизненном пути взрослым. Окружавшая нас культура была духовной, но не религиозной, ориентированной на сообщество, при этом довольно часто разделенной на мелкие группки, а также резко противопоставляющей себя остальным христианским группам.
Я поступила в Гилфорд-колледж в Гринсборо, штат Северная Каролина. Я была самодовольно укоренена в своей светской вере. Моё мировоззрение рухнуло, когда я посетила первый урок профессора Макса Картера. Макс познакомил меня и других молодых людей, проходящих программу подготовки квакерских лидеров, с квакерством, которое не только не сторонилось христианской духовности, но обращалось к ней для укрепления веры и практики. Он помог нам приобщиться к ранним Друзьям и мистикам, объяснил причину внутренних расколов и показал, почему современное квакерство выглядит так, как выглядит. Он помог нам заявить свои права на наше прошлое, вселил в нас чувство принадлежности и то, что мы можем переосмыслить его. Я пришла к осознанию, что больше не могу называть себя просто квакереей без того, чтобы назвать себя христианкой. Для того, чтобы жить честно, я должна была либо пойти вглубь, либо пойти куда-то ещё.
Я стала больше соотносить себя с тем, что Уильям Пенн называл «первозданным христианством» ранних Друзей, и куда меньше с тем, что Макс Картер называл «фуршетным квакерством» либералов Северо-востока. Из-за этого мне стало сложнее чувствовать себя своей в номинально квакерских, при этом абсолютно светских, пространствах, которые я посещала в школе и работая. Старшие квакеры, которые управляют сообществами наподобие того, в котором я выросла, часто имеют между собой одну общую черту. Будучи молодыми, они стали квакерами в бегстве от другой, более жесткой или доктринальной версии христианства. Такой опыт преимущественно не знаком современному поколению молодежи.
Согласно докладу о будущем религии в Америке, опубликованному Исследовательским центром Пью в 2022 году, количество родителей, решивших растить своих детей без какой-либо религии, постоянно увеличивается. Такая тенденция отражается и в моём жизненном опыте: если не считать праздников и семейных торжеств, моё воспитание было преимущественно нерелигиозным, и тоже самое я могу сказать про большинство своих друзей, особенно тех, чьи родители были воспитаны христианами. Каждое поколение восстаёт против предшествующего, и большинство моих сверстников жаждут не только духовности, но часто и религии. Как пользователь Твиттера, я из первого ряда наблюдала причудливую волну традиционалистского католицизма, захлестнувшую художественную тусовку Нью-Йорка в районе Даймс-сквер, которая привлекла внимание СМИ. Я знаю множество друзей и знакомых, которые росли без религии и сейчас организуют группы изучения Библии, регулярно посещают церковь и даже посещают учебные классы по основам веры.
Можно воспринимать происходящее как юношеский бунт, а можно как любопытство в сочетании с ощущением упущенной возможность, будто мы были лишены чего-то, что было важно для людей на протяжении тысячелетий. Чем бы это ни оказалось, Друзья не могут себе позволить игнорировать этот феномен. Нерелигиозное поколение не владеет контекстом и не имеет структуры для своей обретённой веры, и поэтому многие из них обращаются к тем религиозным движениям, которые обеспечивают наиболее доступную структуру, чем бы они ни являлись с идеологической точки зрения. Большинство из них выбирают ту церковь, которая первой предложит им ясный путь для жизни в Духе, даже если такая церковь и отвергает ключевые основы Евангелия: что Господь с бедными, угнетаемыми и миротворцами (От Матфея 5:1-11).
Люк Тимоти Джонсон в своей книге «Кредо», опубликованной в 2003 году, ёмко описал причины процветания евангелистов и пятидесятников, христианских конфессий, известных своими моральными лакмусовыми тестами, предшествующими принятию в общину:
Подобные формы христианства процветают, т.к. они действительно требуют от верующих соответствия, тем самым удовлетворяя человеческую жажду ясности и определенности.
Сегодня эти две группы являются наиболее быстрорастущими в Соединенных Штатах. При этом я бы не хотела проходить никаких лакмусовых тестов, которые требуют евангелические сообщества. Я, например, нахожу их ненависть к ЛГБТК+ сообществу, презрение к женской телесной автономии отвратительной и даже еретической. Но я уверена, что квакерам стоит присмотреться к тому, чего мы ждем от себя и друг от друга. Какая работа есть у Бога для нас, и как мы можем поддерживать друг друга в этом бремени? Что между нами общего, и если это не Бог, то что делает Религиозное общество Друзей религиозным обществом?
Последние годы отсутствие четких границ внутри сообщества Друзей было единственным преимуществом для привлечения людей. Я думаю, это действительно так, ведь подобный подход исключает какие-либо препятствия при вступлении. Но неверно вести себя так, будто бы у нас нет никаких правил. Мне, как убежденной квакерее, потребовалось много времени, чтобы усвоить все тонкости, понять ожидания других и осознать, во что я ввязалась. Порой мне казалось, что единственный способ узнать о существовании «правила» – это нарушить его. Вместо того, чтобы принять для себя какое-то чётко разделяемое убеждение или доктрину, для следования «правилам» предполагается разбираться в многочисленных аббревиатурах и модных словечках. Такому фильтру для новичков не хватает содержания.
Мы редко думаем о потенциальных Друзьях, которые проходят мимо, так как не видят, за что можно ухватиться; о тех, кто не знает, куда обратиться в тишине; о тех, кто не имеет прочного фундамента в Священном Писании, христианской этике и социальном учении, и даже в истории квакеров; о тех, кто чувствует себя чужим на собраниях, когда присутствующие съёживаются, стоит вам высказаться об Иисусе Христе или даже о Боге; о тех, кто просто не может понять, христиане мы или нет, из-за множества неоднозначных посланий и отсутствия убеждённости у участников собраний. Такие препятствия нужно осознать и устранить, для того чтобы облегчить путь к нашей вере не только молодым людям, жаждущим религиозного сообщества, но и для представителей бедных и рабочих, среди которых религиозная вера довольно обыденна, если верить недавнему исследованию Пью.
Глубокая приверженность идеалам экономической и социальной справедливости является фундаментом, объединяющим Друзей сквозь поколения. Часто кажется, что негативная репутация современного христианства вызывает у нас застенчивость и удерживает от принятия более симбиотических взаимоотношений между верой и активизмом, выраженных в таких фигурах как Мартин Лютер Кинг-младший или Дороти Дэй. Сегодня наши собрания сталкиваются со сложностями в интерпретации нашего свидетельства о мире, а также в распознавании таких тем как аборты и репарации. Однако наше общение часто следует за текущей политической повесткой, а не проходит в Духе. В начале Второй мировой войны Томас Келли опубликовал эссе «Спешите к Богу», где написал о том, что Друзья должны быть тверды в своих духовных убеждениях:
Суровы времена и велика нужда. И мы все согласны, что нам нужно поспешить. Но куда нам спешить? Мы должны поспешить в двух направлениях, чтобы проникнуть вглубь и покорить высоты жизни. Мы должны поспешить к Богу и мы должны поспешить к миру. И первое направление – основное, хотя мир и пылает сейчас собственной слепотой, ненавистью и узостью идеалов. Прежде всего мы должны спешить к Богу. Те, чьи головы не покоятся на лоне Божьем, не готовы стать спасителями мира.
Я полностью с ним согласна. Изучение радикальных общественных движений ранней церкви, изложенных в Писании, позволяет нам составить дорожную карту социальных изменений, ведомых Духом, отвечающих тому, что есть от Бога в каждом человеке. Личная глубокая духовная работа помогает нам понять свое место в движении, даёт нам силу и энергию для предстоящего труда.
Если мы с новой преданностью примем Бога, то сможем укрепить наше свидетельство в мире. Мы также могли бы показать заинтересованным в Христе двадцатилетним молодым людям, что христианство не обязательно подразумевает реакционную политику. Мы знаем, как христианство было использовано самыми жестокими силами в стране, и как на протяжении столетий им оправдывалось зло. Такая ситуация – практически с каждой организованной религией. Это не значит, что нужно избавиться от них разом. Наоборот, как прогрессивные христиане, мы могли бы посчитать своим долгом вернуть веру себе, как поступили в своё время ранние Друзья. Когда в Англии христианство было осквернено государством, нарушавшим многое из учения Иисуса, в ответ возникло квакерство. Они, в свою очередь, подражали ранней церкви и её восстание против порочной империи. Если мы хотим отвернуться от империи и установить Царство Божье на земле (Откровение 11:15-18), или стать теми, кого Адрия Гулезия называет «народом завета», то Писание и опыт ранних Друзей покажут нам дальнейший путь.
И пока мы находимся в поиске квакерского обновления, давайте присмотримся к корням, которые были как христоцентричными, так и революционными. Пусть наше устное свидетельство будет освещено Писанием и молитвой, а также глубокой личной связью с Духом. Давайте проясним наши убеждения и не будем забывать, откуда мы пришли.
2023
Автор: Оливия Чалкли – молодая квакерея, живущая в Филадельфии, штат Пенсильвания. Она является выпускницей Программы подготовки квакерских лидеров в Гилфорд-колледже и в 2017-2018 годах была участницей Квакерской волонтерской службы в Атланте, штат Джорджия. Сейчас она работает в Школе Духовного Служения, где она помогает Друзьям создавать пространства, в которых объединяется глубокая духовная практика и устное служение.
Перевод Бориса Федюкина
Источник: журнал Friends Journal