Создание миссии в Каймоси, Кения
Историю миссии Каймоси, которая была основана в 1902 году на западе Кении, часто рассказывают и сильно романтизируют. Однако мало что пишут о том, как выглядит эта история со стороны африканцев. Перед нами предстают пропагандистского рода отчеты, отражающие точку зрения миссионеров и предназначенные для аудитории из североамериканских благотворителей. Но даже в таком виде эти отчеты содержат поучительные сведения, и при написании этой статьи я использовала брошюру под названием «Африканская индустриальная миссия Друзей». Она была опубликована в 1905 году самой Африканской индустриальной миссией Друзей, через три года после прибытия миссионеров в Кению. Содержание брошюры изложено волнительным тоном. Во введении мы читаем: «На нашей миссионерской станции в Каймоси история создается столь быстро, что, прежде чем читатель дочитает эту книгу, к содержащейся в ней информации можно будет много что добавить».
Все началось с того, что группа молодых Друзей из квакерского колледжа в Кантоне, штат Огайо, ныне известного как университет Мэлоуна, организовала Африканскую индустриальную миссию Друзей. В 1900 и 1901 годах они много ездили по североамериканским годовым собраниям для того, чтобы собрать средства и найти волонтеров в комитет поддержки. Ключевой целью этих усилий было распространять христианство среди народности кавирондо (ныне лухья) в оккупированной Британией Восточной Африке, одновременно неся тамошним жителям техническую грамотность, так чтобы с самого начала новая церковь могла быть финансово самодостаточной.
К февралю 1901 года набралось 20 молодых Друзей, которые чувствовали водительство отправиться в Кению в качестве миссионеров. В качестве «разведчиков» комитет послал трех молодых людей, чтобы те нашли подходящего место для индустриальной миссии. Они отплыли в апреле 1902 года. Месяц прошел за сбором пожертвований среди британских и ирландских Друзей. В конце июня они сошли на берег в порту Момбасы, по недавно построенной железной дороге доехали до конечной остановки в Кисуму и на западном высокогорье начали поиск места, которое отвечало бы специфичным требованиям индустриальной миссии.
В августе 1902 года, в момент когда двое из этой тройки были очень больны и не могли продолжать поиски, они очутились в месте, которое сейчас называется Каймоси. Это был потрясающе красивый район, с плодородной землей, с хорошими запасами воды и леса. Они сразу решили, что это то «место, которое Бог выбрал сам», и приобрели у британского правительства 858 акров (347 га) земли по цене 64 цента за акр.
Конечно, нужно признать, что британское правительство не имело морального права продавать эту землю. Однако, с точки зрения наших молодых Друзей, свидетельство «честного ведения дел» имело важное значение, и они были рады заплатить за землю для миссии, а не просто присвоить ее себе.
В июле 1903 года к первоначальной тройке присоединилась вторая группа миссионеров. Среди них были врач, медсестра, две женщины и ребенок. В 1904 году на работу к миссионерам в качестве «местного помощника» был направлен Черубини Матолас из Индустриальной миссии Друзей в Пембе, Занзибар (поддерживаемой Лондонским годовым собранием). Черубини взял на себя ответственность за большую часть обучения и ведения проповедей. В том же 1904 году к миссии в качестве лингвистов и переводчиков Библии присоединились Эмори и Дебора Рисы. Рисы находились в Африке уже четыре года, – квартальное собрание Вермиллион-Гроув (штат Иллинойс) отправило их в южноафриканский Йоханнесбург миссионерами к шахтерам-зулусам. Очень быстро основная деятельность миссии сосредоточилась на четырех направлениях: индустриальном, медицинском, образовательном и евангелизационном. Главной целью ставилась «евангелизация язычников», но выбранный подход для своего времени был необычайно целостным. Я хотела бы кратко описать все четыре направления, прежде чем делать выводы об особенностях работы квакерской миссии в ее полевой и институциональной формах.
Индустриальное направление
Миссионеры из Каймоси были чрезвычайно трудолюбивы и создали такое разноплановое хозяйство, каким только у них хватало сил управлять. Вот список того, чем они занимались: строительство домов и зданий миссий; работа лесопилки; натуральное и коммерческое сельское хозяйство; строительство плотины и шлюза; кирпичное производство; строительство дорог; строительство моста; портняжное дело; производство столярных изделий; помол зерна; и наконец, работа печатного станка и гидроэлектростанции. В буклете 1905 года отмечается, что местные жители уже были опытными специалистами по обработке железа, еще до контактов с англичанами или американцами.
Концепция индустриальной миссии в то время считалась очень прогрессивной. Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на вечном спасении африканских душ и создании церкви, миссионерская деятельность концентрировалась вокруг профессионального обучения и была связана с созданием рабочих мест. В 1901 году британские власти установили «налог на хижину», чтобы вынудить африканцев влиться в колониальный рынок труда, нужный поселенцам. Поскольку условия на плантациях поселенцев были слишком тяжелыми, даже бесчеловечными, очень немногие африканцы имели желание идти на эту у работу. Поэтому в колонии возникла острая нехватка рабочей силы. Налог на хижину был введен, чтобы вынудить каждую семью отправлять одного взрослого на работу на плантации, которые испытывали проблему нехватки рабочей силы, где те влачили жалкое существование. Миссия делала все возможное, чтобы помочь африканцам избежать экономической эксплуатации на плантациях поселенцев или принудительного переселения в города, например, через обеспечение работой с достойной для деревни зарплатой.
Индустриальное направление обеспечивало миссии значительный доход, удовлетворяло все практические потребности общины и делало миссию экономически независимой от пожертвований из Америки. Также отмечалось, что место на одном из многих предприятий миссии обеспечивало работникам окружение, в котором ощущалось достойное, уважительное отношение и постоянное христианское влияние. В буклете 1905 года говорится, что случайная беседа при работе бок о бок является гораздо более эффективной формой евангелизации, чем формальная проповедь, и что миссионеры считают важным работать вместе с африканцами, не оставаясь в роли внешних наблюдателей. Особое внимание к трудовой деятельности, безусловно, содержит покровительственные оттенки, связанные с протестантской этикой упорного труда и уверенностью в себе как составляющей достойной христианской жизни. Но видна и приверженность к использованию Евангелия, что является отличительной чертой квакеров. Защищая концепцию индустриальной миссии, в буклете указывается, что «самая сильная проповедь – это повседневная жизнь».
Медицинское направление
Через десять недель после прибытия в Каймоси сотрудники миссии написали в комитет поддержки письмо с просьбой направить к ним врача, потому что в его услугах очень нуждались местные жители. Элиша и Вирджиния Блэкберны, супружеская пара врачей, прибыли в Каймоси в июле 1903 года, где их уже с нетерпением ждала длинная очередь пациентов. Наиболее распространенными заболеваниями среди местного населения были малярия, чума, дизентерия, оспа. Они также страдали от укусов змей, песчаных блох, кожных инфекций и заболеваний верхних дыхательных путей. В 1912 г. была построена больница в Лиранде, а в 1917 – в Каймоси. В 1925 г. была открыта школа медсестер. Высокий спрос на медицинские услуги сделал их предоставление одним из важнейших направлений деятельности миссии. Этот факт остается актуальным и сейчас, – в настоящее время треть случаев медицинской помощи в Кении обеспечивается миссиями, особенно в отдаленных, бедных общинах, испытывающих недостаток в государственном обслуживании.
Образование
В брошюре «Африканская индустриальная миссия Друзей» пишут: «Все миссионеры твердо убеждены в том, что большую часть евангелизации язычников должны выполнять местные евангелисты». Другими словами, миссия предполагала, что наиболее эффективное распространение Евангелия будет не межкультурным, а силами самих африканцев. Поэтому особое внимание уделялось подготовке самых первых новообращенных на роль учителей и проповедников. В то время местный язык не имел письменной формы, и местные жители, живя далеко от побережья, очень плохо знали суахили. Ризы и их африканские коллеги кропотливо работали над созданием письменной формы местного языка, написанием школьных учебников, переводом религиозных трактатов и песен. Новый Завет был полностью переведен к 1925 году. Грамотность каждого нового верующего считалась важной частью христианского обращения, чтобы все они могли читать Библию сами.
К 1911 году в десяти новых школах было 500 учеников. К 1916 году уже насчитывалось 32 школы. В 1922 году в 77 школах обучалось в общей сложности 5000 учеников, как мальчиков, так и девочек. В 1922 году была открыта «продвинутая» школа для обучения по программе средней школы тех, кто имеет интерес к дальнейшей учебе. Обучение у Друзей носило практический характер и поэтому весьма отличалось от «классического» британского образования, предлагаемого другими миссиями. (Колониальное правительство не предлагало вообще никакого образования для африканцев.) Квакерские школы были новаторами в нескольких направлениях, в т.ч. образовании для девочек. В их учебную программу были включены такие предметы, как сельское хозяйство и профессиональное обучение. Сегодня в Кении насчитывается около 2000 школ Друзей, и образование остается очень важной частью работы каждой поместной церкви. Благодаря этой работе Друзья наиболее широко известны среди населения страны в целом.
Евангелизация
Распространение Благой Вести всегда было основной целью миссии, и ей подчинялись все остальные виды деятельности. Согласно докладу 1905 года ежедневные утренние молитвы посещали все 60 человек, жившие и работавшие на территории комплекса. Первым новообращенным был Ахоня, слуга Артура Чилсона. Несмотря на то, что в первые несколько лет число обращенных было небольшим, службы посещали сотни человек, и по мере продвижения переводческой работы количество обращенных увеличивалось. Местные старейшины очень заинтересовались изучением новой веры и высказывали желание перейти в нее. (Можно предположить, что у них была какая-то смешанная мотивация, учитывая то, что белые миссионеры имели в этой британской колонии значительный социальный вес.) С самого начала церковная работа была полностью самоокупаемой, поскольку каждый член церкви должен был платить десятину. После первоначального медленного старта церковь стала расти очень быстро.
В буклете 1905 года есть интересный отрывок, который я полностью процитирую:
Число новообращенных невелико, но те, о которых мы знаем, демонстрируют радикальные изменения в своей жизни, похвальную смелость и усердие. Поскольку туземцы готовы подражать и перенимать внешнюю форму без жизненно важных принципов, политика миссии заключается в том, чтобы удостовериться, что человек действительно искренен, прежде чем его будут считать одним из обращенных. Вместо того, чтобы облегчить им задачу и призвать публично исповедовать Христа, правилом является обратное. Им настоятельно рекомендуется принять Его, и предоставляется возможность рассказать о том, что Он сделал для них, но за каждым их шагом следят, и тщательно смотрят за тем, чтобы дело Христово не попало под сомнение у тех, кто с ним живет, но чей образ жизни будет ложью для своей веры.
Хотя сегодня мы возможно чувствуем дискомфорт из-за этой сосредоточенности на евангелизации и стремлении обратить в веру, я нахожу интересным, что первые миссионеры в Каймоси ожидали, что работа Христа в сердцах африканцев будет такой же глубокой, как и в их собственных. У них не было двойных стандартов касательно природы квакерской веры, и они были очень осторожны в отношении возможной поверхностной религиозности и обращений в веру, мотивированных желанием получить выгоду от общения с миссионерами. Они искали устойчивое свидетельство изменившейся жизни, как это делали и ранние Друзья, когда различали истинную веру и внешнюю религиозную форму.
Имея описание деятельности первой миссии в Каймоси, мы, как я надеюсь, можем увидеть три неизменных принципа, согласно которым действовали квакерские миссии-поселения или индустриальные миссии.
Служение во благо ума, тела, духа и сообщества. Цельный характер миссии в Каймоси в свое время был уникальным, в отличие от других христианских миссий. Это является отражением квакерского понимания того, что вера и жизнь полностью взаимосвязаны. Служение человеку, со всеми его потребностями, и всему сообществу происходит по разносторонней программе, с включением школ, больниц, церквей и созданием рабочих мест. Даже сегодня эту модель служения мы встречаем в удаленных миссиях Друзей, таких как Туркана и Самбуру в северных пустынных районах Кении.
Собственность и приоритет местных общин. Конечно, миссионеры в Каймоси были продуктами своего времени и представителями расистской парадигмы, но они чувствовали, как важно прислушиваться к потребностям местного сообщества, например, когда выбрали приоритет здравоохранения при первом расширении своей деятельности. Они также позаботились о том, чтобы с самого начала каждая церковь была самоуправляемой, с местным руководством, поэтому там никогда не было фазы «передачи» церкви местным людям, как в миссиях других деноминаций, которые отправляли пасторов для миссионерства. Годовое собрание Восточной Африки стало независимым ежегодным собранием и стало полноправным членом Объединеннного собрания Друзей (FUM) в 1947 году, за 16 лет до объявления независимости Кении и несколькими десятками лет до того, как другие конфессии предоставили равный статус миссионерским церквям.
Решение вопросов справедливости и равенства в контексте. С высоты сотни с лишним лет нам видно, что миссионеры в Каймоси были соучастниками деятельности колонизаторов, но даже в таком контексте их отличала радикальная приверженность целостности местного сообщества и его защита от эксплуатации в колонизаторской экономике. Кроме того, квакерское свидетельство о равенстве между женщинами и мужчинами открывало возможности женщинам во всех сферах, освободив их от некоторых наиболее вопиющих сексистских сторон культуры коренных народов. Все женщины в миссии выполняли профессиональные обязанности на постоянной основе и считались равными партнерами в работе. Они активно взаимодействовали с местными женщинами, что оказало долговременное влияние на культуру народности Лухья, которое сегодня заметно благодаря мощному Объединенному обществу организаций женщин-Друзей в Кении.
Оглядываясь назад на историю западного миссионерства в Африке, мы справедливо возмущаемся тем, что во многих случаях миссии весьма коварными способами были тесно связаны с колонизаторскими властями, захватывавшими экономические ресурсы и своей культурной политикой разрушавшими местные сообщества. Друзья не являются исключением из этой практики. Сегодня Друзья из стран Запада и Друзья из стран Африки нуждаются в осмыслении значительных искажений колониализма и исцелении его последствий. И все же, избегая искушения судить о прошлом лишь по нашим современным стандартам, мы можем выделить верные Божьи водительства в работе Африканской индустриальной миссии Друзей и прославить ее наследие в сегодняшнем ярком и целостном африканском квакерстве.
Иден Грейс
2019 г.
Иден Грейс является членом Годового собрания Новой Англии и с 2013 года служит директором по международному служению в Объединенном собрании Друзей (FUM). В течение девяти лет она работала полевым сотрудником FUM в Африканском офисе служения в Кисуму (Кения). Свое служение Иден называет квакерской миссией по деколонизации. Данная статья основана на тексте ее выступления в Миченерском лектории (Юго-Восточное годовое собрание) в 2019 году.