Кубинские квакеры («квакерос») сидят в несколько рядов, лицом в одну сторону. Это происходит в здании, очень похожем на церковь. У них не только программированные собрания, они еще и поют. Поют много. «Мы латиноамериканцы, мы должны петь», – сказал один из них.
Путешествие в Гибару
Мы с моей женой Элизабет побывали у кубинских квакеров в апреле 2010 года. С нами было восемнадцать британских Друзей, в том числе трое из Шотландии. Этот визит был не случайным, а продолжил традицию эпизодических посещений, которые начала в 1994 году Мэриголд Бэст из Оксфорда. Одной из причин для этой инициативы было то, что кубинские квакеры отделены от остального мира своим государственным режимом. Например, обычные кубинцы по-прежнему не имеют доступа к интернету и не могут выехать за границу (если им удается попасть в другую страну, они должны остаться там).
Мы провели в восточной Кубе две восхитительные недели. Это был единственный раз, когда я участвовал в программированном молитвенном собрании – тех, в которых участвуют около восьмидесяти процентов Друзей всего мира. Гидом нашей группы была Рут Хомер из собрания Ньютон-Эббот в Девоне, хорошо владеющая испанским языком. В ближайшее время она надеется организовать еще одну поездку.
Мы вылетели из лондонского аэропорта Гатвик в Гавану 14 апреля. Нас встречал клерк кубинского Годового собрания. Проживали мы в подвальном помещении (не-квакерской) церкви. У нас было время, чтобы походить по городу. 17 апреля новенький китайский автобус отвез нас на молитвенное собрание в город Гибара, что в восточной Кубе. Это тихий город, который был сильно поврежден в результате урагана в 2008 году. Путешествие протяженностью около 400 миль дало нам возможность увидеть кубинскую равнину со множеством пальм и тропических растений. Следующие два дня мы провели, гуляя по Гибаре, как в группе, так и поодиночке, а также получили наш первый опыт участия в кубинском молитвенном собрании. Гибара стала «опорным пунктом» для нашего дальнейшего пребывания в стране. Отсюда мы ездили в небольшие городки и посещали дома собраний в восточной Кубе. Мы также побывали в двух туристических «анклавах», провели день на пляже и участвовали в званном обеде. Мы посетили около шести собраний, рассказывали о себе и узнавали что-то о кубинских Друзьях, а также о жизни на Кубе, тамошнем здравоохранении и правительственных службах. 26 апреля был свободным днем. На следующее утро мы отправились домой через Гавану.
Другой подход
Кубинское Годовое собрание было создано американскими евангельскими квакерами, которые в 1901 году прибыли в эту страну на судне для перевозки бананов. Дома собраний внутри немного напоминают церкви, но там нет крестов, нет алтаря и купели. В одном из домов мне встретилось несколько знакомых картин, в том числе «Присутствие среди нас». Друзья в восточной Кубе – евангелические христиане, но в настоящее время в Гаване также существует небольшое молчаливое собрание, основанное кубинским Другом, который провел некоторое время в Великобритании. Как люди и церковные группы, «Амигос» в очень многом кажутся похожими на нас (по крайней мере в нашем представлении о нас самих) – дружелюбным, открытым и гостеприимным, молитвенным сообществом с теми же свидетельствами, что и у нас – мира, правды, равенства и простоты. Нас объединяют свидетельства, а не способ богослужения.
Первый вопрос любого британского Друга будет, вероятно, таким: «Могут ли они на самом деле быть квакерами?» Нэнси Ирвинг, которая только что покинула пост генерального секретаря ВККД, описывала в журнале «Френд» (23 марта 2012) свои предыдущие предубеждения и первое знакомство с евангелическими Друзьями в Америке. Она писала: «Я обнаружила, что не могла бы различить, кто был из евангелического, а кто из непрограммированного собрания. Это стало откровением». На Кубе примерно так же, хотя, к сожалению, мое незнание испанского языка создавало трудности в общении. Квакеры, как и большинство кубинцев, бедны, и поэтому их гостеприимство впечатляло.
Некоторые различия между собраниями на Кубе и собраниями в Великобритании были довольно очевидны. У них много детей и подростков. Нам рассказывали, что иногда дети первыми узнают о существовании собрания, а затем приводят туда родителей. Многие были семьями, и численность собраний показалась впечатляющей для небольших местечек: более сорока участников в Пуэрто-Падре, двадцать пять еще в одном гораздо меньшем населенном пункте. Программа каждого отдельного собрания для богослужения может включать пение, инструментальную музыку, сценки, чтение, беседы и проповедь. Оно планируется заранее (скажем) одним или двумя членами собрания, которые могут часто меняться и могут быть практически любого возраста. У собраний есть молодые «пасторы», которые бесплатно живут в самом молитвенном доме или же поблизости. Им платят небольшую сумму, и их основные обязанности включают в себя пастырскую заботу (присмотр) в соответствии с указаниями старейшин. Также, когда их попросят, они помогают на молитвенных собраниях. В будние дни они в той или иной мере помогают сообществам квакерских собраний (например, организуют кружки пения, мероприятия для детей, работы по благоустройству).
После этой поездки я задался вопросом, почему бедные кубинские собрания часто имеют оплачиваемых – и очевидно полезных – помощников, тогда как в более богатых британских собраниях такого нет.
Возрождение
Вот краткое изложение одного молитвенного собрания из моего дневника:
После завтрака мы поехали на автобусе на обычное воскресное молитвенное собрание.в город Олгин. Новым для меня на этот раз была постановка, разыгрываемая на сцене детьми, которая включала в себя поножовщину! Были также проповедь с чтением Библии (о неверующем Фоме) о том, как мы должны устроить наш собственный мир с Богом, прежде чем можем заняться распространением мира во всем мире. Были гимны со словами, выводимыми проектором на свисающий с потолка экран, и звук нашего пения через открытые окна, должно быть, могли услышать все прохожие. В конце церковная певческая группа из восьми голосов исполнила «Воскликните Богу» [псалом 100 – прим.пер.], гармонично, очень хорошо.
По крайней мере, на этом собрании тишины было мало. Наша поездка на Кубу оставила меня в размышлениях, и не первый раз, почему на молитвенных собраниях, так по-разному проводимых на континентах по обе стороны Атлантики, каждый может чему-то научиться у другого.
На сайте ВККД в разделе «О квакерах» я прочитал: «Объединенное собрание Друзей (ОСД) образовалось благодаря миграции на запад [США] и последовавшему присоединению квакеров к движению Возрождения, разработках собраниями программного богослужения и выделения одного Друга для служения пастором». На Кубе форма по-прежнему такова. Но почему Возрождение затронуло программированные собрания? И что еще более важно, похожи ли кубинские программированные собрания с нововведениями на собрания в США, и дают ли они ответ на вопрос, который мы часто задаем себе: почему наши собрания не растут быстрее, хотя, как мы думаем, наше понимание важных жизненных проблем разделяют очень многие?
2013
Источник: thefriend.org