Лесничий

Все мы стареем. Если повезет, каждый из нас пройдет через молодость и окажется в среднем, а затем пожилом возрасте. Однако наша культура странным образом умалчивает об этих типичных жизненных переходах. Концепция «кризиса среднего возраста» – это, пожалуй, то, что в нашем обществе ближе всего подходит под признание изменений, которые большинство из нас так или иначе проходят. К сожалению, наши стереотипы о среднем возрасте частенько скорее упрощают возникающие на этом этапе проблемы, но не дают какие-либо полезные советы по их преодолению.

Без каких-либо культурных указателей, которые могли бы направлять при переходе от первой половине жизни ко второй, этот этап мы можем воспринимать как пугающий разрыв, а не как ожидаемую стадию созревания и благоприятных перспектив.

Однако во многих других культурах есть путеводители, помогающие людям совершать основные возрастные переходы. Они могут предложить полезную информацию тем, кто стремится осмыслить свой жизненный путь.

Скажем, в индуистской культуре существует традиция выделения четырех основных жизненных этапов, или ашрамов: ученик (брахмачарья), хозяин (грихастха), лесничий (ванапрастха) и странствующий аскет (санньяса).

лесничий

Задачи и ценности каждого жизненного этапа (ашрама) сильно различаются. Этап ученичества ориентирован на обучение и самодисциплину. Хозяева должны посвящать себя зарабатыванию на жизнь, а также своим многочисленным обязанностям перед семьей и обществом. Согласно традиции, в возрасте пятидесяти с небольшим лет или при рождении первого внука начинается этап лесничего.

Приоритеты лесничего отличаются от приоритетов хозяина. Хозяин был занят своими обязанностями по работе, семье, борьбой за материальное благополучие. Лесничий постепенно начинает отходить от практических обязанностей и делает приоритетной внутреннюю работу по размышлению и созерцанию, а также занимается наставничеством подрастающего поколения.

Переход от этапа хозяина к этапу лесничего соответствует тому, что францисканский священник Ричард Рор в своей книге «Падать вверх: духовность для двух половин жизни») называет «путем всё дальше и дальше» во вторую половину жизни. Он описывает задачу первой половины жизни как создание «вместилища» – создание дома, семьи, отношений, занятий, ощущения места в этом мире. Конечно, для очень многих людей борьба за элементарное выживание, за то, чтобы обеспечить себя или свою семью, неумолима и никогда не достигает той стадии, где можно почувствовать стабильность. Но с индуистской точки зрения даже если человеку удалось достичь всего этого, самые важные жизненные задачи еще не начались. Обретение дома, семьи, выстраивание карьеры, достижение финансовой безопасности – всё это, при всей своей важности, является лишь подготовкой к наиболее важным этапам, которые еще предстоит пройти.

Когда мне исполнилось 40 лет, я ощутил необходимость в радикальных переменах. С характерной для себя склонностью к крайностям, всё это вылилось в переезд всей семьей в Зимбабве, где я руководил благотворительной организацией, занимавшейся развитием сельских районов. Организация находилась в остром финансовом кризисе, в стране, недавно пережившей экономический коллапс, гиперинфляцию и голод.

Возможно, как и ожидалось, у меня всё шло не очень хорошо, хотя наши дети приобрели ценный опыт. Вернувшись в Великобританию, я к своему недоумению обнаружил, что больше не могу выполнять ту управленческую работу, которую выполнял раньше. Я стал почти бояться собраний, офисов и сроков. Вместо этого у меня появился страстный интерес к работе на земле. Я получил квалификацию экофермера и несколько лет проработал в общинных проектах по выращиванию продуктов питания.

Подобные кардинальные сдвиги – обычное дело для достигших среднего возраста. У многих людей появляется желание сменить карьеру или получше разобраться в себе, улучшить те навыки и способности, которыми они пренебрегали в первой половине жизни.

Это и есть признаки перехода во вторую половину жизни, приглашение в стадию лесничего. Западная культура признает главным образом ценности первой половины жизни, особенно физическую красоту, энергичность, статус, достижения. Большинство из нас пытается цепляться за них как можно дольше. Следующее за моложавой зрелостью постепенное старение обычно рассматривается как неизбежный процесс упадка и деградации. Но этап лесничего обладает своими уникальными возможностями и плюсами.

Средний возраст можно рассматривать как приглашение к отказу от некоторых изнуряющих забот семейной жизни, как начало изучения совершенно иных ценностей «обитателя леса». Этап лесничего дает возможность побольше уделять внимания спокойным и глубоким удовольствиям повседневной жизни. Перенаправив часть времени и энергии, ранее вкладываемых в суету жизни и исполнение обязанностей, мы можем наслаждаться более простыми удовольствиями, проводить время с друзьями и близкими, размышлять, любуясь красотой и занимаясь творчеством.

Этап лесничего обычно не подразумевает резкого отказа от всех практических обязанностей. Большинство людей среднего возраста продолжают работать и несут ответственность как члены семьи и члены своих коллективов. Но можно переключить больше своего внимания на внутреннюю работу, которая раньше почти всегда заслонялась многочисленными обязанностями семейной жизни.

Для некоторых это может означать сокращение часов оплачиваемой работы или переход на менее ответственную или менее сложную работу. Люди, которые были очень увлечены достижениями и внешним признанием, могут почувствовать, что эти цели становятся менее важными. Вместо того, чтобы продолжать погоню за успехом, они могут примириться с тем местом, которого они достигли за свою жизнь.

Кроме того, лесничий обладает важными дарами, которыми он может поделиться со своим коллективом. Молодые люди могут обращаться к нему за советом или поддержкой. Поскольку лесничие меньше вкладываются в конкурентную борьбу за собственное превосходство, они могут быть более доступными для других. У них появляется возможность использовать свой жизненный опыт и знания, делиться ими с поколениями, которые всё ещё погружены в заботы и дилеммы семейной жизни.

Но всё больше и больше центром жизни лесничего может становиться то, что англиканская затворница Мэгги Росс называет «деянием тишины». Этим термином она называет все действия, которые позволяют углубить наши отношения с внутренним источником жизни. Будь то традиционные религиозные практики или же другая – творческая, созерцательная, ритуальная деятельность, жизнь лесничего всё больше и больше может концентрироваться на развертывающихся в нем деяниях Духа.

Фокусируя свою энергию и внимание на «деянии тишины», лесничий может обрести новые возможности для образа жизни, корни которого идут из тишины, который открыт для тайн, образа жизни с вниманием и восприимчивостью, того, что Росс называет «созерцанием».

Деяние тишины – это столь просто, но идти вразрез с обществом и культурой столь трудно. Однако оно того стоит: деяние тишины и созерцающий образ жизни обеспечивают стабильность и даже радость в разрушающемся мире. Люди, которые берутся жить такой жизнью, становятся маяками, островками безопасности, на которых другие могут найти убежище. Отзвуки тишины пронизывают мир вокруг них, даже если они сами того не осознают.

Тишина: Руководство пользователя, том 2

  • Подходит ли стадия «лесничего» в качестве описания нынешнего этапа вашей жизни?
  • Что вы узнали о переходе ко второй половине жизни?

 

Крейг Барнетт

2020

Источник