Кто такие квакеры?

Это проповедь, которую Майка Бейлз прочитал в воскресенье, 12 ноября 2023 года, в Церкви Друзей в Беркли (Калифорния, США). Строки из Писания для этой проповеди: От Иоанна 1:1-18

Я не хожу по площадям и не восклицаю перед людьми: «Эй, посмотрите на меня! Я квакер!». Но время от времени эта тема всплывает в разговоре. Порой меня спрашивают о том, как я провел выходные, и, возможно, я упоминаю о чем-то интересном, произошедшем в нашей церкви. А затем мой собеседник может спросить у меня: «А какую церковь ты посещаешь?». И, конечно же, я отвечаю ему: «Маленькую квакерскую церковь в Беркли». И к этому моменту человек, с которым я общаюсь, спрашивает: «Подожди-ка. А кто такие квакеры?»

И, буду с вами честен, я в ужасе от этого вопроса.

Казалось бы, я не должен. Я должен быть воодушевлен! Мне представился шанс поделиться своей верой с любопытствующим. Но, по правде говоря, очень сложно объяснить кому-либо, кто такие квакеры.

Трудно по нескольким причинам. Во-первых, это связано с уже имеющимися представлениями о квакерах у спрашивающего. Возможно он помнит мужчину с продуктов Quaker Oats, или даже знает о каких-то прошлых деяниях квакеров, или он однажды посетил квакерское собрание, а там никто не произнес ни слова! Довольно много людей знает о квакерах столь мало, что знание может сбивать с толку.

Во-вторых, крайне сложно объяснить квакерство, т.к. наша вера обладает богатой историей и традицией. Меня всегда раздражали квакерские рекламные материалы, которые начинают рассказ с длинной исторической справки о ранних квакерах Англии XVII века или о том, как Уильям Пенн основал британскую колонию в Америке. Да, там написана правда, но как все это связано с современной квакерской верой?

И да, я понимаю, почему мы так поступаем. Для понимания необходимо углубиться в прошлое, и, если ты по-настоящему хочешь разобраться в квакерстве, тебе нужно погрузиться как можно глубже.

И сегодня множество наших друзей, близких и коллег не владеют знаниями не только о квакерском прошлом. В истории США было время, когда практически все владели основами христианской веры, но на текущий момент это не так. И я, как христианин внутри квакерской традиции, не могу понять, как мне объяснить квакерство без предварительного объяснения христианства.

Церковь Друзей в Беркли является традиционной квакерской церковью. Мы часть христианского тела, а значит мы согласны во многих вещах с большинством христиан. Да, те вопросы, по которым мы с ними отличаемся, являются крайне важными, однако у нас много общего с баптистами, меннонитами, римо-католиками и прихожанами епископальных церквей. У нас есть общее писание – Еврейская и Греческая Библии. Все мы стараемся следовать за Христом, исходя из нашего понимания, а также верим в руководство Святого Духа над нами, проявляющееся тем или иным образом. Мы верим, что Бог любит каждого человека, больше чем кто-либо может вообразить, и мы все надеемся, что однажды Христос полностью преобразит наш мир: прекратятся войны, страдания, ненависть и ложь.

Поэтому человек, спросивший меня про квакеров, должен в первую очередь разбираться в перечисленном выше. И лишь затем мы можем обсудить с ним то, что отличает нас от других видов христиан.

И мы должны будем об этом поговорить, т.к. различие крайне важно. Традиционные квакеры привносят в церковь особые дары. Уникальный взгляд и образ жизни сделал квакерский путь столь привлекательным для нас, прихожан Церкви Друзей в Беркли.

Так в чем уникальность взгляда? Начнем с нашего понимания Иисуса. Ранее утром мы с вами слушали слова из Евангелия от Иоанна, где было сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Все существующее возникло посредством Слова, и это Слово является светом для всех людей. Слово, как выразился Иоанн, «Свет истинный, Который просвещает каждого человека…».

Каждого. Слово «каждого» является по-настоящему существенным, потому что квакеры верят, что Слово Божье доступно каждому человеку, который когда-либо жил, живет сейчас или будет жить. И когда мы, квакеры, говорим про Внутренний Свет, мы говорим про свет из Евангелия от Иоанна – про свет истинный, который просвещает каждого.

И кто является тем истинным светом, который просвещает каждого? Согласно Иоанну, им является Иисус из Назарета. Он изначально является Словом. Его Свет просвещает каждого. Иисус – это Слово Бога, ставшее плотью.

Для квакеров это чрезвычайно важно – откровение о том, кем является Слово Бога и как он создает, ведет и просвещает жизнь каждого мужчины, женщины и ребенка. Это откровение является основой квакерской веры. Мы знаем, кто является Словом Бога, и что его имя – Иисус. Мы знаем его, потому он является светом внутри наших сердец, присутствует в нас и с нами, непосредственно направляет нас.

Квакерский взгляд на этот вопрос слегка отличает нас от других христианских групп. Некоторые называют квакеров «третьим путем» западного христианства, помимо католической и протестантской ветви. И разделение проходит по нашему пониманию источника авторитета.

Для Римско-Католической Церкви, авторитет проистекает от института церкви, в частности от иерархии жрецов, епископов, архиепископов, вплоть до самого Папы. Согласно католическому взгляду на веру мы знаем, кем является Бог, потому что Церковь поведала нам об этом – через Библию, через традицию, через учение и таинства уполномоченного духовенства. Мы внимаем Слову Божьему, пропущенному через церковь, через институт.

Для многих протестантов источник авторитета другой. Большинство протестантов придают высший авторитет текстам Ветхого и Нового Заветов, Библии. Многие протестанты будут настаивать на том, что Библия сама по себе является Словом Божьим, хотя в самих писаниях об этом и не говорится. Вы можете услышать от протестантов утверждение о «непогрешимости» Библии. И протестанты не спроста обеспокоены этим. Римо-католики используют ту же «непогрешимость» в учении об авторитете Римской Церкви.

Для римо-католиков институт церкви создает непогрешимую основу для христианской жизни. Для протестантов то же самое делает Библия. И католики, и протестанты обнаружили непогрешимый авторитет, который может разрешать споры и обеспечивать определенность.

У квакеров другой источник авторитета, основанный на нашем понимании слов апостолов из Писания, включая уже приведенный стих от Иоанна. Квакеры твердо убеждены в важности церкви, – ее роль даже решающая. Но Слово Бога было в начале, создало все существующее, и не может быть сдержано любым человеческим институтом. Что касается Писания, то квакеры непреклонны в том, что оно вдохновлено. Библия ценна тем, что направляет нас в вере и полна мудрости. Но мы в равной степени убеждены в том, что написанный текст не может быть Словом Бога. В самой Библии написано, что Словом Бога является Иисус.

Прежде всего, послание квакеров заключается в том, что Иисус является Словом, светом, о котором говорит Иоанн: «Свет истинный, который просвещает каждого». Для квакеров Иисус не является абстракцией. Он не является далеким спасителем, находящимся поодаль от нас на небесах. Он здесь. Он присутствует среди нас, в наших сердцах, чтобы направлять нас. Он присутствует среди нас, чтобы вести. Мы можем принимать решения, основывающиеся на его водительстве. Мы можем прожить нашу жизнь согласно его воле – не потому что нам так сказала церковь, и не потому что так мы прочитали в Библии. Сам Иисус направляет и укрепляет нас.

Главное квакерское послание было сформулировано одним из самых важных квакерских апостолов, Джорджем Фоксом: «Христос здесь, чтобы самому учить свой народ». И такое учение не ново. Квакеры не являются новой религией. Это основа Евангелия от Иоанна. Просто христианство.

Но буду честен, я понимаю, почему большинству христиан не особо интересно такое учение. Я понимаю, почему большинство христиан опираются на непогрешимость либо церкви, либо Библии. Потому что непогрешимые институты и тексты обеспечивают чувство определенности. А это то, чего квакерство просто не предлагает.

В церкви, высшим авторитетом которой является присутствие Христа между нас и внутри наших сердец, всегда будет место сомнению. Мы – люди, способные ошибаться, и наше состоящее из людей сообщество также может ошибаться. Мы можем неправильно понять деяния Бога внутри нас. И хотя истинный свет действует посреди нас, квакеры разработали набор практик, помогающих нам внимательно прислушаться. Мы собираемся вместе в церкви и внимаем голосу Иисуса в тишине. Мы поддерживаем друг друга в различении того, что услышали, и в выполнении миссии, высказанной Богом через нас.

В Церкви Друзей в Беркли всегда будет место сомнению. Всегда есть место вопросам. Всегда есть место беспорядку и двусмысленности реальной жизни. Всегда есть место для вас. Есть место для каждого из нас, даже когда жизнь и кажется бессмысленной, а Бог кажется персонажем детских сказок.

Квакерский путь христианина таков: «Жизнь темна, и порой сложно увидеть путь, но свет истинный, который просвещает каждого, проникает в наш мир». Квакерское сообщество не утверждает «Верь нам, у нас есть ответы». Мы говорим: «Пойдем искать Христа с нами. Давай встретимся с ним вместе».

Я упомянул о том, что квакеры разработали практики, помогающие внимательнее прислушаться к внутреннему свету Бога. Этим утром, я хочу пригласить вас на одну из основных практик – молитвенного ожидания, помогающего нам распознать присутствие Бога среди нас и даже позволить Богу говорить через нас.

Я хотел бы пригласить Стива подойти и помочь нам подготовить место для этой традиционной квакерской практики. Приди, Святой Дух.

Майка Бейлз

2023

Перевод Бориса Федюкина

Источник: micahbales.com