Конфликт как дар

Статья «Конфликт как дар» основана на материалах доклада на Ирландском годовом собрании, сделанного Марисой Джонсон, секретарем Европейской и ближневосточной секции Всемирного консультативного комитета Друзей, 31 марта 2016 года

Мариса Джонсон. Конфликт как дар

Мариса Джонсон

В квакерских кругах чаще всего со словом «конфликт» ассоциируется слово «разрешение», но не «дар». Это говорит кое-что о нашем преобладающем отношении к конфликту: он источник беспокойства, в лучшем случае мы ворчливо признаем его неизбежность. Меня поражает, что, несмотря на неоспоримо присущий конфликту дискомфорт и потенциальные опасности, это естественное явление – необходимая часть коллективной, общественной жизни, и несет с собой потенциал для углубляющихся отношений, для обучения, для изменений и духовного развития. Конфликт действительно может рассматриваться как дар, как раскрытие истины о нашем состоянии, как поворотный момент, возможность для «метанойи», перемене в сердцах и умах.

Недопущение и пресечение являются широко распространенными реакциями на конфликт. Стремление к его разрешению, хотя и является более конструктивной и позитивной реакцией, в равной степени может быть обусловлено беспокойным желанием как можно быстрее избавиться от него. Беспокойным, потому что наличие конфликта в наших отношениях, в наших общинах, кажется, подтачивает наше ожидание того, что жизнь в соответствии с Божьим духом обязательно будет благословлена «плодами духа», а именно любовью, радостью, миром, терпением, благостью, милосердием, верой, кротостью и самоконтролем, как красноречиво описано в Послании Павла к Галатам (5:22-23).

Поэтому конфликт рассматривается как наказание за нашу неадекватность, как расплата за наш грех, нашу неспособность – индивидуально и коллективно – жить с верой, оставаясь полностью и постоянно открытыми водительству и влиянию Духа в нас и через нас. Он даже может подорвать саму нашу веру, потому что мы живем с разочарованием из-за повторяющегося состояния неудачи вместо долгожданного состояния «шалом», цельности, преисполненной миром. Мы стремимся удалить конфликт из наших сообществ, прибегая к кропотливым процессам распознавания, которые в прошлом доказали свою эффективность при поиске творческих решений в сложных и спорных вопросах. Мы возлагаем нашу веру и доверие на эти процессы, а когда они не срабатывают, мы можем быстро возложить вину на то, что люди «неправильно это делают». Обвинения и поиск козла отпущения могут быстро вызвать ущерб, который следует за ними по пятам.

Обращение к «руководству» – один из способов разрешения конфликтов. В квакерских кругах такой способ чреват определенными трудностями, потому что вопрос о том, где располагается «руководство», сам по себе может оказаться спорным. Подчинение, выбранное или навязанное, – еще одна стратегия для управления конфликтом и уменьшения его последствий. У такого «разрешения» всегда существует цена – ею с вероятностью может стать обращение не на равных, манипулирование, нарушение баланса сил и потеря творческого потенциала.

Так чем же является конфликт на самом деле? Это диссонанс, который возникает из-за различий интересов, опыта, мнений, убеждений. Это совершенно естественное явление, связанное с внутренним разнообразием, с одной стороны, и взаимной связью людей и человеческих сообществ, с другой стороны.

Само слово «конфликт» имеет корни в латинском языке и означает «столкновение», буквально – «нанесение удара вместе», и передает ощущение выброса энергии, – задумайтесь о близкородственном слове conflagration – «воспламенение». Конечно, внезапное и неконтролируемое высвобождение энергии может быть очень опасным, но вы можете представить себе мир без энергии, без страсти, без устремления вперед? Такое состояние имеет очень мало общего с тем, что мы называем «жизнью», – на самом деле это состояние безжизненности, смерти. С другой стороны, высвобождение творческой энергии является материалом Жизни – начиная с Большого взрыва и дальше! А латинская приставка «кон-» является частью слова, передающей понятие «вместе», отношения также являются необходимым компонентом конфликта; если нет связей, нет отношений, нет и конфликта. Мы должны быть достаточно близки, чтобы возник конфликт.

Если мы приветствуем творческий подход, энергию, связи и отношения как дары, мы должны также приветствовать и конфликт, потому что он тесно связан со всем этим. Так же, как мы приветствуем дар огня, который согревает нас и помогает готовить пищу. Однако мы постоянно осознаем, что выйдя из-под контроля, огонь может превратиться в уничтожающий пожар.

Для того, чтобы конфликт стал видимым, нужно чтобы кто-то очень сильно о чем-то позаботился, ведь большинство людей не вступают в конфликт с легкостью, поэтому, чтобы обеспечить необходимую мотивацию и энергию для активного конфликта, необходимы критическая ситуация или страсть. Забота о чем-то и страсть – тоже дары.

Я иногда спрашиваю себя, было бы написано что-либо из литературных произведений Евангелия, если бы существовало единообразие в понимании того, что произошло с Иисусом, и что это значило для самых ранних христианских общин? Большинство писем, особенно Павла, были пастырскими посланиями, и были реакцией на конфликты, возникавшие в этих общинах. Конфликты по поводу поступков, понимания богословских вопросов, того, кто имел право быть частью сообщества. Знакомо звучит?

Меня сильно вдохновляют послания Павла, потому что именно конфликты заставили его искать свое понимание и разрабатывать способы формулирования и передачи более глубоких истин, к которым он пришел, чтобы постичь его личную встречу с воскресшим Христом. Я особенно дорожу Посланием к Римлянам, письмом, которое вызывает много вопросов у некоторых либеральных Друзей. Во второй главе Послания Павел обращается к своим друзьям-евреям совершенно прямо, предостерегая их не смотреть свысока на пришедших к вере в Иисуса неевреев из-за их этнического и религиозного наследия, и полагаться не на Закон и ритуал, чтобы «уберечь» их, а на верность своему источнику и цели, через поведение, которое присуще и неевреям.

Глава содержит прекрасный образ «обрезания сердца» (стих 25) как реальное испытание ученичества. Однако в главе 11 Павел обращается к нееврееям, говоря им воздержаться от принижения важности иудейского наследия – в конце концов, они всего лишь «дикая маслина», которая «была привита … и стала причастна корню и сокам садовой маслины … не похваляйся перед ветвями. Чем ты можешь похвалиться? Ведь не ты опора корню, а корень – тебе» (стихи 17 и 18). Павел советует не разделяться на однородные общины и не поклоняться Богу согласно их различному происхождению и пониманию, а оставаться соединенными, чтобы делиться верой «от» Иисуса: «Любите друг друга как братья, всем сердцем; относитесь друг к другу с уважением; с неослабным рвением, с горением духа трудитесь для Господа; пусть надежда приносит вам радость; будьте стойкими в беде; неустанно молитесь; делитесь с братьями по вере, если они в нужде; будьте гостеприимны. Благословляйте тех, кто вас преследует, благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с теми, кто радуется, плачьте с теми, кто плачет. Живите в полном согласии друг с другом. Не будьте заносчивы, будьте в дружбе со всеми – и с простыми и малыми». (глава 12:10-16).

Какой же лучший совет можно дать тем из нас, кто критиковали друг друга в прошлом и продолжают до сих пор за программированные богослужения вместо непрограммированных, назначения пасторов, запись проповедников, квиетизм вместо социальной активности, распространение квакерских идей или евангелизм, за христоцентричность вместо универсалистских тенденций, не говоря уже о нынешнем большом диспуте о теизме и нетеизме? Исаак Пеннингтон хорошо понял суть послания Павла, когда в 1660 году он выделил из главы 14 Послания к Римлянам следующее:

Даже в апостольские времена христиане были слишком склонны стремиться к
неправильному единству и единообразию внешних практик и обычаев, а также к тому,
чтобы несправедливо осуждать друг друга в этих вещах; и заметьте, мир и единство
разрушаются не различием практик … но осуждением друг друга из-за различных практик… О, как же сладко и приятно для истинно духовного взора видеть разного рода верующих, … каждого за изучением своего урока, несущих каждый собственное особое служение, знающих и любящих друг друга в своих различных местах … и не спорящих друг с другом из-за своих различных практик. Ибо это есть истинное основание любви и единства, не такое, чтобы человек шел и делал как я, но потому что я чувствую тот же самый Дух и жизнь в нем, и потому что он идет в своем ряду, собственным порядком, подходящим для себя образом, на должном месте и в послушании этому, и так мне намного приятнее, чем если бы он шел по проторенному мной пути.

Из Квакерской веры и практики Британского Годового собрания, 27.13 и Квакерской жизни и практики, 9.1

Я считаю, что особым служением Всемирного консультативного комитета Друзей среди квакеров является поддержка этого видения единства и верности мнениям, выраженным здесь. Именно это мы пытаемся делать, создавая возможности для Друзей собраться вместе, как на нашем недавнем собрании в Писаке (Перу), и предлагать друг другу испытание порой чрезвычайным разнообразием. Такие встречи – испытательная площадка для нашего свидетельства мира и равенства. Если мы не можем жить так между собой, как мы можем позволить себе нести это служение в мир?

Итак, что же является ответом людей веры на конфликт? Я полагаю, что правило номер один – не паникуйте! Вы не плохой человек и не плохое сообщество из-за того, что смогли быть втянутыми в конфликт. Конфликт является признаком того, что вы живы, поэтому начните с благодарности за это. Приветствуйте разнообразие, которое так или иначе обязательно стоит за конфликтом. Далее, примите во внимание глубину заботы и страсти, что выявил конфликт, и будьте благодарны за это тоже. Ищите правду об обстоятельствах, которые этот конфликт обнажает. Эти истины должны быть признаны, оценены, удостоены уважительного отношения. Оставайтесь с этими истинами и чувствами: не старайтесь замести их под ковер в нетерпеливом желании слишком быстро найти решение конфликта. Дайте время для изучения, проговаривания, обсуждения всех аспектов, создавая взаимопонимание, доверие и уважение.

конфликт как дар Божий

Обсуждение в кругу Друзей. Фото: Northern Friends Peace Board

Сложные задачи лучше всего решаются в контексте прочных уважительных отношений, которые создают безопасное пространство, в котором можно рискнуть. Поощряйте появление множества возможных решений, и примеряйте их по размеру. – Отвечают ли они потребностям всех участников? Равняются ли они на милостивую щедрость и любящее сострадание Бога? Поддерживают ли они моральную чистоту перед лицом выявляемых истин?

Конечно, бывают ситуации, когда конфликт подпитывается эмоциональными страданиями или же лицами, понесшими ущерб. Когда дело обстоит именно так, то не много пользы делать вид, что конфликт идет вокруг вопросов, которые не более чем симптомы, и поддаются разрешению. Во многих таких случаях возможно придется провести очень сложные разговоры и решения для защиты сообщества от эксплуатации, пагубного влияния и еще большего вреда. Сострадание всегда необходимо, но такими же необходимыми являются твердость, удержание границ и правдивая речь. Помогайте себе любыми ресурсами, которые могут быть найдены в общине или вне ее.

И, наконец, мы не должны полагаться единственно лишь на собственные силы и навыки – нам также доступны милосердие и прощение Бога, если у нас есть смирение, чтобы попросить о них в молитве – для себя, для тех, кто возможно делает больно другим или для тех, кому больно, для нашего сообщества в целом. Конечно, трудно сказать со всей честностью, потеряли ли мы связь с личным Богом, к которому мы можем взывать и обращаться через молитву. Может быть, если мы выразим это в виде шага в сторону от собственных интересов, предавшись должному любящему уважительному слушанию, дабы быть открытыми для восприятия со смирением и гибкостью при возникающих возможностях изменить конфликт, то мы можем объединиться с теми, для кого традиционный религиозный язык стал барьером, но кто в равной степени открыт действию веры / доверия, необходимого для участия в жизни нашего Религиозного общества. Такая смена формулировок сама по себе является деянием любви, открытой ладонью для контакта с другими, шагом в сторону от предпочитаемого собственного способа выражения – для того, чтобы понять и быть понятыми.

 

Мариса Джонсон
2016

Источник