Комитет ясности встречается с человеком, который не уверен в том, как ему действовать дальше в ситуации острой озабоченности или дилеммы, в надежде помочь ему достичь ясности. Он полагает, что у каждого из нас есть Внутренний учитель, руководящий нами, и, таким образом, все ответы находятся у того, кто ищет ясности. Также предполагается, что группа любящих Друзей может служить каналом Божественного провидения, которое активизирует Внутреннего учителя. Целью членов комитета не является критика или предложения некоей коллективной мудрости. Они должны выслушивать без предрассудков или суждений для того, чтобы прояснить альтернативы, и если необходимо, помочь в общении и обеспечить эмоциональную поддержку человеку, ищущему “истину и правильный образ действий”. Членам комитета необходимо помнить, что люди способны расти и изменяться. При рассмотрении поставленной проблемы им не следует увлекаться объяснениями и оправданиями, связанными с прошлым, а скорее сконцентрироваться на том, что происходит сейчас, и исследовать, что можно сделать, чтобы решить это.
В месячном собрании люди могут попросить комитет служения и советов или подобный комитет (молитвы и служения, наблюдателей) сформировать комитет ясности. Человек, которому это требуется, может также сам для себя выбрать членов Комитета, в составе пяти или шести доверенных друзей по возможности очень разных между собой. В обоих случаях формирование комитета следует проводить в молитвенном состоянии, принимая во внимание, что люди выбираются не просто потому, что они твои друзья.
Заметьте, что инициатором процесса всегда является человек, ищущий ясности, хотя кто-нибудь из Друзей может спросить у него: “Не поможет ли тебе комитет ясности?”
Необходимо назначить клерка и ведущего записи. Клерк открывает собрание, закрывает его и поддерживает порядок во время встречи, обеспечивая соблюдение правил, чтобы каждый, кто хочет высказаться, мог это сделать, и так, чтобы было общее понимание уровня конфиденциальности в отношении встречи. Клерк следит также за внешними условиями, способствующими атмосфере поиска тишины; чтобы у каждого был удобный стул, чтобы телефоны были отключены, чтобы никто не беспокоил и на двери помещения была бы вывешена табличка “Не беспокоить”, в случае если есть такая вероятность. Ведущий записи фиксирует заданные вопросы и, возможно, некоторые из ответов, и отдает записанное после встречи человеку, находившемуся в центре внимания.
Человек, ищущий ясности, должен записать свои вопросы заранее и ознакомить с ними членов Комитета. Предмет заботы должен быть определен как можно точнее: необходимо сообщить о важных фактах, имеющих к нему отношение, также следует изложить предположения о возможном развитии событий. Данное упражнение ценно не только для членов комитета, но в особенности для самого человека, ищущего ясности. Встреча Комитета длится два-три часа с пониманием того, что возможно вторая и даже третья встреча.
Встреча начинается с того, что клерк приглашает комитет настроиться на работу, напоминая всем о порядке работы. Затем все на некоторое время погружаются в молчание. Когда человек с заботой готов, он начинает с краткого ознакомления со своей проблемой. Правила для членов комитета очень просты, хотя соблюдать их не просто. Участники могут говорить только для того, чтобы задать честный и открытый вопрос. Это значит, что не должно предлагаться никаких решений, советов, никаких “Почему бы тебе не…?”, никаких “У моего дяди была та же проблема, и он…”, никаких “Я знаю одну хорошую диету, которая бы тебе очень помогла”. Не допускается ничего, кроме честных, глубоких, заботливых, трудных, открытых, не предвзятых вопросов. Нужно, чтобы вопросы задавались не ради любопытства спрашивающего, а ради ясности для человека ее ищущего. Забота, а не любопытство – вот правило для членов комитета. Помните, что ваша задача – служить каналом для Света, чтобы помочь человеку справиться с проблемой или принять решение. Ни вы, ни весь комитет не должны заниматься решением проблемы либо предложениями путей ее решения.
Члены комитета должны стараться задавать краткие вопросы по существу дела, без излишних комментариев. Это не только убережет от превращения вопросов в длинные речи, но также может помочь человеку, ищущему ясность, приблизиться к более глубокому пониманию, которое ускользает, если сами вопросы уводят в сторону.
Еще членам комитета следует доверять своей интуиции. Даже если вопрос кажется абсурдным, странным, но тем не менее не дает покоя – задайте его. Человек с заботой обычно отвечает на вопросы перед группой, и ответ рождает новые вопросы. Но за ним остается полное право не отвечать; либо потому, что он не знает ответа, либо ответ слишком личный и болезненный, чтобы раскрывать его перед группой.
Чем больше ответов на вопросы получает комитет, тем больше возможность для продолжения работы. Но это никогда не должно быть связано с вторжением в личную жизнь. Право на защиту наиболее ранимых сфер должно быть соблюдено.
Человеку с заботой следует отвечать кратко, чтобы осталось время на новые вопросы. Некоторые вопросы, кажется, предполагают рассказ об истории всей жизни – сопротивляйтесь этому соблазну.
Не бойтесь молчания в группе, на самом деле оно очень ценно. Темп вопросов и ответов должен быть щадящим, мягким, ненапряженным, человечным. Если вопросы и ответы следуют в темпе автомата, это разрушает состояние размышления. Если в группе устанавливается молчание, это не значит, что ничего не происходит. Это вполне может означать, что сейчас происходит самое главное, внутри.
Примерно после часа вопросов клерку следует попросить паузу и спросить у человека с заботой, каким он видит продолжение собрания. Это дает ему возможность выбрать другую форму поиска ясности. Записывающий продолжает в это время вести запись. Возможны следующие формы:
а) молчание, из которого любой может высказываться в том же порядке, что и на молитвенном собрании;
б) человек, ищущий ясности, может попросить совета у членов комитета;
в) он может попросить членов комитета рассказать, какие дарования они в нем видят.
До окончания встречи человек с заботой может поделиться с группой достигнутой ясностью, если захочет. Они вместе с комитетом должны договориться о следующих шагах. Если высказано пожелание о следующей встрече, лучше назначить ее сразу. Может случиться, что человек с заботой достигнет ясности, и никаких дальнейших шагов не нужно. Возможно выяснится, что необходимо назначить комитет поддержки для того, чтобы помочь человеку сохранить проясненное и/или поступать в соответствии с этим. Члены комитета ясности вправе как снять с себя дальнейшие обязанности, так и предложить свое участие в дальнейшей работе комитета (связанной с этим вопросом).
Комитет ясности работает лучше всего, когда все подходят к его работе в духе молитвы, что не исключает элемента игры и юмора. Квакеры полагают, что каждый человек обладает своим внутренним водительством, своей истиной. Мы должны отказаться от идеи, что мы можем знать истину другого. Мы просто должны попытаться, используя наш человеческий опыт, задавать вопросы, которые могут помочь освободиться человеку с заботой от тех преград, которые скрывают его Внутренний Свет.
Эти записи были составлены Джэн Хоффман (Jan Hoffman), Годовое собрание Новой Англии (США), из ее собственного опыта и следующих источников: выступления Паркера Палмера на конференции «Об уединении и сообществе»; «Веры и практики» Годового собрания Тихоокеанского побережья (1985), стр.58-60; и книги «Жить с собой и с другими», издание комитета служения и советов Годового собрания Новой Англии (1985) стр.50-55.
1996 год