Думаю, многих из нас погружали в воду в момент христианской церемонии, которая является демонстрацией веры, намерением следовать за Иисусом, приобщением к христианской общине.
И это интересно, потому что по квакерской традиции к водному крещению прибегают довольно редко. На протяжении большей части христианской истории – и, безусловно, в 1650-х годах, во времена ранних квакеров в Англии – водное крещение использовалось как своего рода оружие. Поддерживаемые правительством церкви утверждали, что для спасения необходимо окропить человека водой – обычно в младенческом возрасте. Если вас не окропили, вы не в правильных отношениях с Богом. Это была игра властей, способ усилить могущество иерархов государственной церкви. Ранние квакеры понимали это так.
Квакеры были уникальны в том, что полностью отказались от водного крещения. В Англии и на европейском континенте было много действительно радикальных движений, которые находились в непрерывных жестоких спорах о том, когда и как следует практиковать крещение. Я имею в виду, что из-за этого убивали людей! Но практически никто не отказался от водного крещения полностью.
Пуритане были неистовы в своей критике литургии и структуры государственной англиканской церкви, но они поддерживали точку зрения правящей церкви на крещение в младенчестве. Баптисты и анабаптисты пошли дальше, отказавшись от крещения младенцев. У их разных групп были разные предпочтительные способы крещения, но они соглашались в одном: только взрослые могут сознательно принять решение следовать за Иисусом, и поэтому только взрослые могут осознанно посредством крещения принять на себя такое обязательство.
Баптистов и анабаптистов считали экстремистами, их часто преследовали за веру. Но квакеры, начиная с 1650-х годов, пошли еще дальше. Основная проблема квакеров заключалась не в том, как проводится крещение, а в том, оно не проводилось вообще. Для первых Друзей было самоочевидно, что крещение Иоанна – ритуальное крещение водой – заменяется крещением Иисуса. Крещением Духом Святым и огнем.
Квакерское движение поддерживает идею об центральной роли духовного крещения, того самого «одного крещения», упоминаемого в 4-й главе Послания к Ефесянам. Есть один Господь, одна вера, одно крещение, и это крещение – духовное преобразование, которое Иисус изливает на нас, позволяя нам следовать за Ним и становиться детьми света.
Легко искать другие виды крещения, другие способы почувствовать уверенность в том, что мы находимся в верных отношениях с Богом. Мы, люди, действительно мастера в этом. Обрезание, водное крещение, обеты назорейства, святые паломничества – у нас есть бесконечное количество способов выразить свое желание стать ближе к Богу. Но в конечном итоге все эти ритуалы являются средством для движения к цели, указателем на то, что действительно необходимо. Мы преклоняем колени, совершаем поклоны, сидим в молчании – и всё для того, чтобы пригласить Святого Духа сойти на нас. Для нас участие в ритуале – жест того, что мы предаем себя милости Бога, и жест приглашения. Это способ приветствовать живого Иисуса, способ попросить его прийти и показать нам, как быть Его учениками.
Наша склонность искать способы того, как приветствовать Бога, естественна и часто полезна. Скажем, наша традиция собираться утром на ритуал воскресного богослужения помогает сплотить нас и укрепить как общину в Иисусе.
К сожалению, наши ритуалы могут легко стать центром, целью, а не средством. Можно легко зациклиться на одних способах приветствовать Бога и пренебрегать другими. Например, когда вы в последний раз были помазаны елеем? В Библии много раз встречаются рекомендации помазывать маслом, и во многих церквах это все еще считается таинством. Но большинство христиан никогда не были помазаны елеем. Это, конечно, более не рассматривается как обязательное требование.
Почему-то крещение водой стало одним из обязательных христианских ритуалов. Это обряд посвящения – как обрезание – то, что вам нужно сделать, если вы хотите, чтобы вас считали частью клуба. В течение тысячелетий институциональная церковь использовала водное крещение как функцию привратника. Соверши этот ритуал. Сделай это так, как мы говорим. Соверши его под нашим руководством. Или отправишься в ад.
Я был крещен водой. Мне было двенадцать лет, и во мне поднялся эмоциональный ураган юности. В раннем детстве я глубоко верил в Бога. Но теперь, достигнув «возраста разума», я стал чувствовать себя все более раздражительным. Я побывал в нескольких летних лагерях евангельских церквей, и там мне внушили страх Божий. Я помню, как мне сказали, что миром управляет дьявол, поэтому я спросил своего вожатого: «Как ты думаешь, он управляет и Луной или она все еще принадлежит Богу?»
Короче говоря, я очень боялся попасть в ад. У меня не было чувства уверенности, не было возможности узнать, в правильных ли я отношениях с Богом. И поэтому, пребывая в страхе, я попросил маму крестить меня в нашем бассейне на заднем дворе. Я до сих пор помню, как опустился в воду. Помню, как поднялся из воды. И помню свое чувство разочарования. Я ничего не ощутил. Ничего не изменилось Небеса не разверзлись. Страх во мне остался.
Лишь несколько лет спустя я пережил настоящее крещение – то самое «одно крещение», о котором говорится в письме к Ефесянам. Когда пришло крещение Святым Духом, я получил его без ритуала, без свидетелей и без объяснения причин. Не было ни землетрясения, ни ветра, ни огня. Был просто спокойный, тихий голос. Живое присутствие Бога.
Поэтому я могу сравнить себя с самаритянам, о которых мы читаем в Деяниях. Там говорится, что апостолы в Иерусалиме услышали, что Самария приняла слово Божие, и поэтому они отправили туда Петра и Иоанна. Во время своего посещения Петр и Иоанн молились за общину последователей Иисуса в Самарии и возлагали на них руки. И это говорит о том, что тогда самаритяне получили Святого Духа.
Вот это важно. Там говорится, что тогда, когда Петр и Иоанн возложили на них руки, они получили Святого Духа. Там также говорится, что они уже были крещены во имя Господа Иисуса. Эти люди уже получили водное крещение, но они еще не получили Святого Духа. Они знали о Боге. Они хотели быть друзьями Иисуса. Они жаждали его. Но Дух еще не пришел к ним, еще не наполнил их.
Я знаю, на что это похоже. Я знаю, каково это ждать годами, жаждать по-настоящему познать Иисуса, познать не только слова об Иисусе, не просто его идеи, не просто религию, но стать тесно связанным с ним. Быть единым с ним и его отцом, быть единым с ним в любви и радости.
Таковой была вся жизнь Иоанна – все его служение. Это было служение ожидания и подготовки. Дело было не в водном крещении. Оно было просто знакомым ритуалом, которое помогало людям сосредоточиться. Служение Иоанна не сводилось к крещению водой, речь шла о подготовке людей к принятию Мессии.
Сам Иоанн говорит:
Я крещу тебя водой; но приходит тот, кто сильнее меня; Я не достоин развязывать стринги его сандалий. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Его веялка находится в его руке, чтобы очистить его молотильный пол и собрать пшеницу в его зернохранилище; но мякину он сожжет неугасимым огнем.
Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Он погрузит вас в свою жизнь, присутствие и удивительную силу. Он наполнит вас своей радостью и покроет вас своим прощением. Это одно единственное крещение нашего Мессии Иисуса. Это истинное крещение, на которое указал Иоанн. Это сущностное; все остальное просто тень.
Служение Иоанна было пророческим служением. Служение, которое указывало на Царство Божье, на зарю, которая должно появиться на горизонте. Иисус – дневная звезда, а Святой Дух – восход солнца.
Это рассвет, который увидел Иисус, когда вышел из вод Иордана, когда увидел, что небо раскрылось, и голубь спустился вниз. Исполнением служения Иоанна, завершением его крещения было то, когда Иисус услышал эти слова: «Ты Мой Возлюбленный Сын, в Котором Моё благоволение».
Иногда мы, квакеры, неплохо выступаем ПРОТИВ: против войны, против рабства, против разного рода несправедливости. Но есть и то, ЗА что мы: мы за свет, сияющий во тьме, за Дух исцеления, витающий над беспокойными водами нашей души и нашего общества, за распятого Иисуса, который своей жизнью осуждает слепоту и ненависть мира сего.
В принципе квакеры не против водного крещения. У нас нет в нем нужды. Оно – просто форма, которая отпала. Оно служило своей цели, но теперь настоящее крещение происходит среди нас. Если через поливание воды на голову вы чувствуете себя ближе к Богу – пусть как и будет. Или же вы можете попросить друга помазать вас маслом. Или мы можем возложить на вас руки и молиться, чтобы вы получили Святого Духа. Бог хочет, чтобы мы приобщались к нему вне зависимости от выбранной нами формы.
И не поддавайтесь страху. Никому не позволяйте говорить, что для ваших отношений с Богом необходим ритуал. Никому не позволяйте говорить, что вы попадете в ад из-за того, что сделали что-то не так на литургии. Страх не исходит от Бога, да и водное крещение не работает подобно страховке от пожара.
Вспомните преступника, распятого рядом с Иисусом. Человека, который был осужден как убийца. Человека, для крещения которого не было воды. Человека, который стал другом Иисуса, которому Иисус сказал: «Сегодня ты будешь со мной в раю».
Присутствие Святого Духа – сердцевина христианской веры. И это присутствие есть то, что изгоняет весь страх. Наше наследие – это не ритуал, действующий словно билет в рай, а не заработанная Божья благодать. Эта благодать и есть крещение, которое наполняет нас энергией, уверенностью и силой, чтобы смело жить нам, детям света, в мире, в котором часто полно темноты. Как пишет пророк Исаия, таково обещание Бога нам:
Иаков, Господь сотворил тебя.
Но Израиль, ты – творение Господнее.
Теперь Господь говорит:
«Не бойся, Я тебя спас,
Я назвал тебя, ты – Мой.
Когда ты в беде, Я с тобою,
Когда реки пересекаешь, ничего с тобою не случится,
Когда идёшь сквозь огонь, не бойся пламени,
Оно не причинит вреда тебе.
Потому что Я – твой Бог,
Я – Святой Израиля, Спаситель твой».
Майка Бейлз
Эта статья написана на основе проповеди, с которой автор выступил в воскресенье, 13 января 2019 года, в церкви Друзей в Беркли (США).