Учитывая то, как много времени мы проводим в интернете, кажется странной та малая доля внимания, которая уделяется британскими Друзьями вопросу о том, как это наше времяпровождение влияет на квакерскую практику или в какой степени зависит от нее. Неудивительно, что упоминание об интернете вообще не встречается в руководстве «Квакерская вера и практика», которое вышло в 1994 году, незадолго до того, как интернет стал повсеместным явлением в Британии.
За прошедшие 20 лет такие онлайн-инструменты как электронная почта, блоги и социальные сети уже успели повлиять на квакерскую культуру и практику. Они также оказали более тонкое влияние на самосознание, индивидуальность, социальные отношения и духовные ощущения каждого из нас. Некоторые из них были рассмотрены Общим собранием молодых Друзей, которое выпустило несколько «Советов и вопросов», касающихся использования коммуникационных технологий, в которые вошел и этот, содержащий пищу для размышлений, отрывок:
Рассмотрим значение коммуникационных технологий для развития или восстановления таких видов взаимоотношений и сообществ, в которых физическое расстояние или время могут служить преградами. Какая форма технологий является наиболее подходящей? Напечатанное слово или электронное изображение могут быть поняты по-разному, когда рассматриваются без непосредственного взаимодействия с собеседником. Будьте аккуратны в отношении этого чувства постоянной связи и периодически «отключайтесь». Время, проведенное в одиночестве, само по себе может служить источником духовной подпитки.
Социальные медиа и другие интернет-сервисы предлагают большие возможности для налаживания, воспитания и восстановления отношений. Они обладают очевидными преимуществами при преодолении такой преграды как расстояние, особенно для людей, которые географически отделены друг от друга или которые обладают ограниченной мобильностью. Социальные медиа также создали новые возможности для квакерского служения. В США квакерские блогеры имеют достаточное влияние на квакерскую культуру благодаря движению «Сближение Друзей» и блогерской сети QuakerQuaker.org. Квакерские блогеры делятся заметками друг друга, обсуждают их, создают комментарии к постам и отвечают на них, создают оживленный общий диалог. В некотором смысле это похоже на тот энергичный обмен памфлетами, что существовал у ранних Друзей, которые использовали новые коммуникационные технологии в виде печатного станка для создания новой культуры участия в религиозной публицистике.
Как и в случае со всеми формами религиозного служения ведение такого блога требует определенного уровня зрелости и самодисциплины. Блогеры могут легко быть соблазнены отсутствием редакторского надзора и начать делать свои посты самодовольными и агрессивными. Лучшие квакерские блоги предлагают самый широкий спектр глубокомысленных, полезных и духовно проникновенных служений, выраженных в тексте. Стивен Дэвисон писал о нашем времени, как о «третьем золотом веке квакерской теологии», отчасти из-за широкого спектра и глубины квакерских текстов в интернете, которые становятся все более важным инструментом для пророческого и обучающего служения.
Многие Друзья также используют онлайн технологии для целей квакерской практики, включая решение вопросов в рамках квакерских организаций, а также для проведения «молитвенных собраний онлайн». Всё это поднимает вопрос о том, как отношения, которые мы имеем на расстоянии, отличаются от тех, в которых мы общаемся с людьми лицом к лицу. Судя по всему, была не в достаточной степени проявлена коллективная проницательность касательно роли этих инноваций в нашей общей квакерской практике. Существуют некоторые рекомендации, указанные в руководстве (.pdf) составленном комитетом «Квакерская жизнь», насчет порядка проведений телеконференций для деловых встреч, которые советуют ограничивать проведение телефонных конференций по тем вопросам, которые не требуют пристального внимания. Это косвенно дает понять, что могут быть рекомендованы также и ограничения в использовании иных способов дистанционной коммуникации.
Встречаясь вместе в виртуальном пространстве, мы едва ли можем избежать желания представить личность только как фрагмент индивидуальности, присущей нам в целом как людям. И это, разумеется, не новый феномен/ Об этом явлении уже знали с тех пор, как люди начали регулярно общаться с помощью писем (ручка также является «коммуникационной технологией»). В наше время, однако, широко признано, что различия между дистанционной коммуникацией и общением лицом-к-лицу являются весьма условными, и, что текстовая переписка или общение в Skype представляют собой эффективную замену встрече вживую. Чувствуется определенное пренебрежение, когда восприятие того, какой личностью мы являемся, не сопровождает наши слова, выраженные текстом. Это ощущение тесно связано с нашим подразумеваемым присутствием.
Игнорирование значимости личного присутствия является одной из патологий нынешней технологической эры. Это широко распространенная фантазия, будто мы представляем по своей сути бестелесные мозги, которые по недоразумению были заключены мясную оболочку. На самом деле наши тела непосредственно связаны с нашей индивидуальностью и нашими отношениями. Наши основанные на языковой коммуникации личности могут общаться друг с другом в виртуальном пространстве и это взаимодействие может быть, конечно, приятным и полезным и может также дополнить отношения вживую. Но полноценные человеческие взаимоотношения, которых мы стремимся достичь в квакерском сообществе зависят от физического присутствия. В недавней дискуссии «Квакерское возрождение в Великобритании» Гордон Фергюсон писал:
На мой взгляд, понятие «целостная личность» включает в себя физическое воплощение, эмоциональную составляющую, тесные отношения с семьей, друзьями и физическую привязку к конкретному месту, в котором мы находимся. И поэтому я, в соответствии с этим определением, не могу считаться «целостной личностью», находясь в цифровой коммуникации с вами. Вы сможете увидеть только малую (и, по-моему, относительно далеко не самую важную) часть того целого, что формируется из тела, занимаемого в пространстве места, а также взаимоотношений. В частности, вы сможете увидеть интеллектуально, телесно и коммуникативно только лишь ограниченную часть меня… Если вы действительно захотите узнать меня, вам потребуется прийти к нам (так как чтобы хорошо узнать меня, вам нужно знать и мою жену Крис тоже) домой и разделить с нами еду и напитки, присоединиться к нашей молитве, сходить вместе к нашим соседям и познакомиться с нашими друзьями.
Квакерская молитва — это вовсе не деятельность, основу которой составляет рациональный и бестелесный полет мысли (хотя на некоторых собраниях вполне можно получить подобное впечатление). Наше физическое присутствие является весьма важным в контексте нашего участия в коллективной молитве. Молитва является обращением нашего целостного бытия к Богу — это то обращение, которое вовлекает тела и физическое присутствие Друзей, находящихся рядом, по крайней мере настолько же, насколько вовлечены наши собственные слова и мысли.
Кажется неизбежным тот факт, что опыт участия в «молитвенном собрании онлайн» будет существенно отличаться от совместного поклонения вживую. Очевидно, что эта практика полезна для участвующих в ней людей, но мне не кажется, что мы должны рассматривать ее как то же самое, что представляет собой квакерская молитва. Растущее использование онлайн-коммуникаций для цели решения задач, возникающих у квакеров, или для проведения ими молитв, требуют проявления нашей коллективной проницательности в решении вопроса о роли этих методов, а не слепого принятия как должное мнения, будто бы все наши действия в интернете идентичны подобным действиям вживую просто из-за того, что мы используем те же самые слова для их обозначения.
Группы в сети часто называют «сообществами», но эти сообщества воспринимаются в значительно ином смысле, если сравнивать их с реальными отношениями в рамках наших собраний и нашего окружения. Важным элементом местного сообщества является то, что в нем мы не можем уклониться от ответственности за свои слова и действия. В наших квакерских встречах мы знаем, что поступки и слова будут иметь потенциально долгосрочные последствия для наших отношений друг с другом, что это может повлиять на нашу жизнь за пределами дома собраний. Онлайн отношения не обязательно должны обладать такой характеристикой. Участник интернет-группы или обсуждения может мгновенно исчезнуть, либо изначально участвовать в дискуссии анонимно или создать вымышленный профиль. Именно эта способность действовать анонимно, в сочетании с повышенным риском возникновения недоразумений ввиду отсутствия контекстной информации, поощряет такую распространенную враждебность и непримиримость в онлайн-дискуссиях, в том числе на квакерских форумах.
Онлайновые дискуссионные площадки, судя по всему, работают эффективнее всего, когда они связаны с существованием определенных сообществ в реальном мире и сочетаются с физическим общением их участников и дополняют эти отношения. Блоги местных или региональных собраний могут функционировать очень продуктивно в качестве форумов для обмена идеями и их обсуждений. Блог квакеров Шеффилда, например, уже работает непрерывно в течение десяти лет, с неизменно высоким уровнем серьезных и вдумчивых статей, даже при обсуждении таких спорных вопросов, которые неизменно приводят к всплеску враждебности при общении на условиях анонимности. Когда я пишу для этого блога, или делаю публикации в группе «Квакерское возрождение в Великобритании», я отдаю себе отчет в том, что мой пост могут прочитать Друзья из моего собрания или других, и что это потенциально может оказать влияние на наши взаимоотношения. Это осознание давало мне весьма полезную сдержанность в тех случаях, когда у меня иногда был соблазн выразиться в чересчур эмоциональной или невеликодушной форме.
Значение эффекта, который оказывают вездесущие коммуникационные технологии на наше сознание, является неоднозначным. Заявления о существовании «интернет-зависимости» и снижении внимания являются спорными, но, похоже, существует сильная тенденции к появлению привычки использовать в наших отношениях такие инструменты, как электронная почта и Фейсбук, необходимости постоянной проверки почты и также к появлению чувства тревоги, когда отсутствует доступ в Интернет. Является ли всё это признаками «зависимости» или нет, но каждый, кто пытается следовать духовной практике, должен задумываться об этом. Мы все знаем о том, как легко электронная почта и социальные медиа могут вторгнуться в наши ментальные миры: появляется ощущение информационной перегрузки, утомления, становится сложно читать и отвечать на постоянные сообщения, не оставляет чувство социальной тревожности о том, как на наши ответы отреагируют другие. Нам несложно определить эти проблемы как пустяковые или же отодвинуть их в нашей психике на задний план, не связанный с нашей духовной жизнью. Но наша духовная практика нераздельна с остальной нашей жизнью, и все, что влияет на наши сознание, поведение и отношения является частью нашей духовной деятельности, хорошо это или плохо.
Наша способность к устойчивому и концентрированному вниманию имеет особое значение для квакеров, чья духовная практика основывается на непрерывном сознании «внутреннего направляющего света» и стремлении к «выращиванию любви и истины» в наших сердцах. В случае, если наши отношения с какой-либо технологией имеют тенденцию нарушать эту сбалансированную осведомленность, мы должны отнестись к этому серьезно. Как и в других практиках, мы вольны сделать сознательные решения в части того, как нам использовать технологию, а не копировать типичные образцы поведения как нечто неизбежное. Осознав это, я установил для себя каждое воскресенье в качестве «выходного дня» отдыха от интернет-общения. Я считаю, что по меньшей мере один день в неделю, проведенный без проверки электронной почты или использования социальных медиа, помогает мне регулярно отсоединиться от импульса, подталкивающего к зависимости от постоянного подключения. Это помогает восстановить качество сознания, которое беспокойно ищет стимуляции и отвлечения. Некоторые Друзья находят другие способы, помогающие не заблудиться в стремлении отвлечься, такие как создание интернет-паролей, напоминающих о необходимости сделать перерыв, а кто-то даже ограничивает себе на определенное время доступ в интернет.
А какие у вас отношения с социальными медиа? Есть ли у вас есть методы, помогающие соблюдать баланс? Нашли ли вы пути, при которых социальные медиа помогают поддерживать вашу духовную практику или способствуют духовному служению?
Крейг Барнетт
2015
Источник: transitionquaker.blogspot.com