– Что “квакерского” в квакерском образовании?
– Каковы его отличительные черты?
– Что учителя в школах Друзей делают в своих классах и как взаимодействуют с учениками и друг с другом, чтобы это можно было обоснованно назвать “квакерским”?
В каком смысле квакерское образование может продолжать оставаться «квакерским»?
Вдумчивый ответ на этот вопрос – это одна из самых животрепещущих тем нашего времени в квакерском образовании. Все возрастающее число Друзей пытаются разобраться с вопросом, как квакерское образование может оставаться “квакерским” и в каком смысле. Или даже – должно ли оно быть “квакерским”, когда большинство наших учителей не относятся к квакерам; когда все, за исключением небольшого процента наших учеников, не квакеры; когда некоторые из наших директоров и большинство нашего административного и обслуживающего персонала не квакеры; когда большая часть мира крайне подозрительно относится к любому подчеркиванию религиозности в контексте образования.
Вполне понятно, что многие Друзья боятся, что квакерские школы скоро будут лишь номинально квакерскими, как это произошло со многими другими религиозно ориентированными школами. Многие из нашей не квакерской клиентуры в действительности бывают заинтересованы узнать об отличительных чертах квакерского образования, но часто бывают обескуражены неспособностью или нежеланием Друзей сказать что-либо определенное об этих чертах. Стандартные ответы, которые наиболее часто даются в ответ на этот вопрос, практически всегда неадекватны. Обычно предлагаются следующие варианты ответов:
1) вера во внутренне присущую каждому человеку ценность и достоинство;
2) высокий уровень заботы о личности;
3) доверие тому, какими люди могут стать в атмосфере любви, уважения и минимальной опеки;
4) среда, обеспечивающая внимание, сопереживание и поддержку;
5) высокий уровень социального сознания и гуманные отношения;
6) подход, основанный на опыте и диалоге, в противовес авторитарному и догматическому подходу;
7) использование консенсуса при принятии решений;
8) упор на традиционные квакерские ценности, такие как ненасилие и простота;
9) еженедельные молитвенные встречи.
Этот список отражает многие прекрасные традиционные ценности, но здесь содержится очень мало из того, что может отличить квакерское образование от любого другого прогрессивного просветительского образования. Хотя можно утверждать, что к концу списка упоминаются пункты, которые уникальны для квакерского движения, это впечатление обманчиво. Курс по квакерской истории в средней школе, например, также едва ли указывает на отличительную черту квакерского образования. Также как нельзя сказать, что курс по исламу представляет собой суть исламского образования. Попытки познакомить учеников с традиционными квакерскими ценностями, такими как ненасилие и простота, попадают под огонь той же критики. Обычно подобные попытки составляют незначительную часть большой и разнообразной учебной программы. Лишенные религиозного содержания и основы, что необходимо в гетерогенной среде, эти ценности едва ли представляют что-либо исключительно квакерское. Мир, ненасильственное разрешение разногласий, равенство, простота, правдивость – все это цели, которые ставит перед собой любое просветительское, прогрессивное образование.
Кроме этого, любые Друзья, имеющие опыт, признают, что светский процесс консенсуса существенным образом отличается от того религиозного процесса, который называется “духом (sense) собрания”, посредством которого Друзья исторически ведут свои дела. В первом случае ищется взаимное соглашение или приспособление, во втором случае делаются попытки узнать волю Бога в контексте молитвенного собрания. Даже если рассматривать консенсус как часть квакерского подхода к принятию решений, это является также частью многих других подходов, как религиозных, так и светских, которые, конечно же, не являются квакерскими.
Какие качества уникальны для квакерского образования?
Как насчет молитвенных встреч? Это верно, что еженедельные молитвенные встречи – это уникальная черта квакерского образования. Но говорим ли мы что-либо важное о квакерском образовании, если мы делаем его единственным отличительным признаком еженедельные молитвенные собрания? С таким же успехом можно было бы считать еженедельные собрания в либеральном колледже искусств отличительной чертой его образования. Хотя это и может сказать нам нечто об основополагающих ценностях школы, это мало говорит нам о том, какого рода образование происходит в ее стенах.
Этим и другим подобным ответам на вопрос недостает объяснительной силы. Я считаю, что справедливо настаивать на том, что есть нечто отличительное в квакерском образовании, но его истинная природа должна быть ясно выражена.
Большинство предыдущих ответов фокусировались на методах квакерского образования, некоторые из них на содержании, но совсем не затронуты оказались цели. По существу, методы квакерского образования не отличаются в сколь либо значительной мере от методов просветительского, прогрессивного образования. За некоторыми исключениями, содержание квакерского образования также не является уникально квакерским. Ответ на наш вопрос, поэтому, должен быть связан с целями квакерского образования – тема, которая странным образом обходится Друзьями стороной.
Отличительные особенности целей квакерского образования
Разговор о целях часто встречается с подозрением, так как он задевает скрытое неприятие по отношению к отошедшей в прошлое авторитарной эпохе, которую большинство из нас с таким облегчением оставили позади. К вопросу о целях нужно подходить открыто и искренне. Когда-то давно квакерское образование вполне открыто ставило задачу воспитания преданных членов религиозного Общества Друзей. Без всякого сомнения, это способствовало отличию квакерского образования от всякого другого, но такая цель более не может рассматриваться как приемлемая и осуществимая. Хорошо, что квакерские школы не ставят перед собой более такой цели, но очень жаль, что Друзья не преуспели в формулировании новой цели взамен старой. Это не означает, что квакерское образование просто плыло по течению. Квакерские школы продолжали расти, вместе с этим росла их репутация, и это говорит о том, что происходящее в их стенах не было бесцельным. Подобно опытным ремесленникам, мы, похоже, хорошо знаем наше ремесло, но мы больше не можем объяснить, как или почему мы так делаем. Поэтому можно считать великим вызовом настоящего момента необходимость заново открыто сформулировать цели квакерского образование на языке нашего времени.
Квакерское образование стремится воспитать особый тип личности, человека, который обладает «видением невидимого»
Я не думаю, что мы сильно ошибемся, если сформулируем это следующим образом: отличительная цель квакерского образования, помимо академических успехов, – это воспитывать, поддерживать и содействовать формированию людей, чьи личности испытали воздействие специфического опыта и устремлений Религиозного Общества Друзей. Я специально сказал “испытали воздействие”, а не “были обращены” или “были убеждены”. Важным моментом здесь является то, что квакерское образование не пытается внедрить какой-либо набор доктрин или убеждений. Оно стремится воспитать особый тип личности. Правда, убеждения, которых придерживается человек, и тот тип личности, который при этом формируется, нельзя легко разделить. О каком типе личности идет речь? Это, используя фразу Руфуса Джонса, человек, который обладает способностью “видеть невидимое”; человек, который в глубине души знает, что то, что мы видим, слышим, чувствуем и ощущаем, – это еще не все, что есть в жизни; человек, который в эпоху господствующего материализма имеет собственный опыт реальности и важности Духа в этой жизни; человек, который укоренен как в видимом, так и в невидимом, в духовном, также как и в физическом; человек, который способен к почитанию и который в равной мере способен к поклонению и к работе. Это человек, который познал, что истина, красота, добро и любовь – это свидетельство преобразующей силы Духа среди нас; человек, который рассматривает все проявления жизни, как проявления Духа и потому наполненные смыслом и значением; человек, который с оптимизмом верит, что любовь и добрая воля смогут разрешить проблемы человечества; человек, который начал развивать в себе мужество внешне свидетельствовать о том, что он знает внутренне; человек, который имеет мужество следовать внутреннему водительству, куда бы оно ни повело.
Квакерское образование надеется, что внутренний мир учеников будет обогащен и преобразован глубинным образом. Отказаться от этой надежды – значит отказаться от инстинктивной цели квакерского образования, от того, что составляет его суть. Принятие подобной цели имеет множество практических следствий для реализации образования. Это становится частью работы каждого учителя, члена комитета и администратора в квакерской школе, чтобы воплотить эту цель в жизни каждого класса и школы в целом. Будущее квакерского образования зависит от верности этой уникальной цели. В наше время, когда единственными серьезными образовательными альтернативами являются либо стерильный секуляризм, либо религиозная ограниченность, квакерское образование представляет собой уникальное сочетание академического совершенства и духовной глубины. Квакерское образование является таким сочетанием и должно быть привержено этому. Исторически, оно всегда придерживалось этого без какого-либо догматизма. В этом заключен его особый дух. Осознанно или неосознанно, квакерское образование всегда стремилось помочь ученику стать личностью такого типа, который я описал выше, и я убежден, что мир остро нуждается в том, что в особенности может предложить квакерское образование. То, что квакерские школы в состоянии внести уникальный вклад в общество, является убедительным свидетельством тех непреходящих ценностей, которые там есть.
Перевод Сергея Бадаева
Оригинал статьи “Toward a Clearer View of Quaker Education”, by Sam Caldwell можно найти на сайте Friends Council on Education по адресу www.friendscouncil.org