Исторические события в момент расцвета квакерства имели огромное влияние не только на отношения квакеров с Богом, но и на их взаимодействие со всем остальным миром. Эта связь между религиозной жизнью квакеров и их более широкими взглядами на мир наиболее ярко отражена, вероятно, в квакерских свидетельствах. Религиозное общество Друзей со дня основания старалось избегать чётких определений своих учений и традиций. Оно, напротив, гораздо больше полагалось на внутренние духовные порывы своих членов. По этой причине некоторые считают квакерство «бездоктринной формой поклонения», не поддерживающей никакой определённой системы верований. Но это мнение опровергается существованием квакерских свидетельств. В них изложен ряд конкретных жизненных принципов, которых Друзья стараются придерживаться в повседневной жизни. Сегодня эти принципы строятся на мире, равенстве, целостности и простоте – четырёх основных убеждениях, которые разделяет практически каждый Друг.
Мирное свидетельство [или свидетельствование, или утверждение, – прим.ред.] было порождено опытом непосредственного участия в гражданской войне в Англии. Страшные последствия этого кровавого конфликта заставили ранних Друзей «навсегда отречься» от участия «во всех материальных войнах, сражениях и конфликтах с применением смертоносного оружия, в независимости от повода и целей» («Декларация от миролюбивых и невинных людей Божьих, называющих себя квакерами»). Безусловное убеждение в недопустимости физического насилия очень скоро стало неотъемлемым элементом квакерских убеждений. Интересно, однако, заметить, что мирное свидетельство не выражает прямого протеста против иных форм борьбы. Все виды физического насилия категорически недопустимы, но внутренняя духовная борьба, устные дебаты и разногласия – вполне возможны.
Квакерское свидетельство о целостности является, по сути, призывом к последовательности и тесной связи между словами и действиями человека. Отсюда следует убеждение в том, что для достижения совершенства или благочестия необходима тесная связь между мыслями, словами и действиями. Другими словами, требуется гармония физического и духовного в человеке. Свидетельство о целостности связано с мирным свидетельством так же, как честность связана с миром, а обман – с войной. Любопытно, что приверженность ранних Друзей принципу «всегда говорить правду» стала причиной их гонений, поскольку они считали, что не должны ни в чём клясться (сам факт клятвы предполагал бы, что в других случаях они могут лгать). Однако позднее квакеры стали известны и почитаемы за их честность, к примеру, в разработке системы единой рыночной цены.
Утверждение простоты возносит квакерскую этику на следующую ступень, применяя её в повседневной жизни. Как внешние ритуалы и учения были вредны для внутреннего духовного единения, необходимого истинной религии, так же роскошь (не говоря уже об употреблении алкоголя, курении или чрезмерно обильном питании) считалась фактором, очень затрудняющим духовный рост человека. Живя скромно, Друзья более активно участвуют в благотворительной деятельности, которая обладает способностью приближать человека к Богу. Сегодня свидетельство простоты приобрело новую силу на фоне развития «зелёного» движения, которое открыто порицает жизнь, полную чрезмерного потребления и наносящую вред планете.
Главная идея свидетельства равенства для Друзей воплотилась в их убеждении, что «Бог – в каждом». Впервые сформулированная Фоксом идея о том, что каждый обладает, по крайней мере, потенциальной возможностью прямой связи с Богом, была в то время радикальным проявлением теологического равенства. Позднее она сыграла решающую роль в истории квакерства. Принцип равенства проявляется уже на заре квакерского движения, в частности, в признании прав и способностей женщин. Тем, кто придерживался мнения, что женщины, как и гуси, не обладают душой, Фокс привёл слова Марии: «величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Луки 1:46,47, Фокс, Дневник). В следующем веке свидетельство равенства привело к тому, что Друзья освободили своих рабов и стали активными противниками рабства. К моменту Американской революции истина о равенстве всех людей уже считалась очевидной и общепринятой, однако потребовались ещё века, чтобы полностью воплотить её в законодательную систему этой страны.
Источник: Сайт Эрлемской школы религии
1 comment for “Квакерские свидетельства”