У нас, Друзей из Вест-Хиллза (Орегон, США), есть пасторы. Но они есть не в каждом квакерском собрании. Хотите узнать побольше об этом? Читайте дальше!
У Джорджа Фокса, лидера ранних квакеров, безусловно, было очень жесткое мнение насчет служителей. И свое мнение он совсем не стеснялся выражать! Он часто попрекал служителей, заявляя о поверхностности их собственной духовной жизни. Иногда он называл их «нанятыми священниками», потому что те неплохо жили за счет своих прихожан (которые должны были платить десятину).
Также Фокс неуважительно отзывался о «мирских» полномочиях большинства служителей, говоря, что образование в Оксфорде или Кембридже не является основанием для того, чтобы человек был служителем Христа.
Дж.Фокс был настолько резок к религиозным кругам своего времени, что некоторые пришли к выводу о его позиции совершенного неприятия служителей. Однако этот вывод не совсем справедлив. Вот цитата из Фокса: «Слушать речь истинного служителя – радость для всех, кто ищет и жаждет праведности, потому что проповедь Евангелия – это радостные вести, радостные новости, это утешение для души, тела и духа всем, кто их получает».
Хотя Джордж Фокс имеет заслуженную репутацию обвинителя служителей, было бы преувеличением сказать, что он был абсолютно против их существования. Фактически, Дж.Фокс помог выработать основные принципы для служителей в Обществе Друзей.
Особое квакерское мнение насчет служителей становится более понятным, когда сравнивают традицию «записи» у Друзей с более распространенной практикой «рукоположения» в других деноминациях. Во многих христианских деноминациях сначала нужно быть рукоположенным, прежде чем стать служителем. Чтобы быть рукоположенным, потенциальный служитель прежде должен соответствовать определенному набору требований. Например, обычно нужно получить определенный уровень образования. Также некоторые церкви не допускают определенные категории людей (например, женщин, разведенных, состоящих в браке).
Как Друзья, мы отвергаем идею о том, что какая-то внешняя черта или квалификация являются необходимыми для того, чтобы стать служителем (вспомните, что Фокс говорил об Оксфорде и Кембридже!). Наоборот, мы верим, что к пастырскому служению может быть призван любой человек. Вместо того, чтобы изобретать технические условия, квакеры решили просто понаблюдать за теми, кто выполняет деятельность служителя. Когда становится ясно, что у человека действительно получается пастырское служение, тогда мы делаем официальную запись, что, как нам кажется, через него действует Бог. Этот человек «записан» в качестве служителя у Друзей.
Как Друзья, мы верим, что все люди абсолютно равны в своей ценности. Мы также верим, что Бог непосредственно присутствует в каждом, кто открывает себя для Духа Божьего. Итак, что бы в рамках традиции Друзей ни говорили о служителях, должно быть ясно, что служение не дает кому-либо более высокий «ранг». Это также не означает, что такой человек как-то ближе к Богу, чем «обыкновенные люди». Мы равны, и Бог доступен всем. На самом деле квакеры всегда подчеркивали тот факт, что мы все призваны быть служителями.
Роберт Баркли, выдающийся теолог из ранних Друзей, помогает прояснить позицию квакеров, проводя полезное различие между «даром» служения и явной «должностью», относящейся к такому служению. Тот, у кого есть дар учителя, призван учить. Тот, у есть дар гостеприимства, призван проявлять гостеприимство. Плодотворное использование человеком своего дара не должно зависеть от того, занимает ли этот человек особую «должность» (или обладает «титулом») в церкви.
Как Друзья, мы все призваны служить согласно дарам, которые нами получены. Плюс к этому, некоторые люди могут иметь призвание выполнять какую-то роль в церкви, будучи служителями в этом смысле.
После признания библейского происхождения роли служителя Баркли продолжает:
«Прежде всего мы противимся различию между мирянами и духовенством, которое не встречается в Священном Писании, когда никто не допускается к служению, кроме специально обученных для этой цели в школах и изучавших логику, философию и т.д., когда они проходят искусство и профессию проповеди так же, как люди изучают любое другое искусство».
Вот несколько вопросов:
1. Представляете ли вы себе какие-либо внешние качества и образование, которые должны требоваться человеку, чтобы стать служителем?
2. Если быть служителем – это функция, а не статус, как бы вы описали функцию служителя?
3. Видите ли вы в себе какие-либо «дары» для того, чтобы быть служителем?
4. Время от времени в местных собраниях высказывается идея вести «запись» служителей. А как бы вы отнеслись к идее «записи» служителей в вашем собрании?
5. Если бы вам пришлось составить «мысленную карту», куда бы вы поместили следующие пункты по отношению друг к другу: «запись», рукоположение, духовенство, дар, должность священника?