Отрывок из книги Майкла Ширана «Не властью большинства»
Однажды вечером автор ужинал с двумя Друзьями, каждому из которых было глубоко за семьдесят. Он упомянул, что ему любопытно, как квакеры понимают Бога. Один из собеседников немного помолчал и коротко сказал: «Ну, мне кажется, что я на самом деле не знаю. Я знаю, что думаю я». Затем, повернувшись к своему товарищу, произнес: «Мы с ним молимся вместе почти 50 лет. Я не знаю, что думает он о Боге. Не думаю, что мы когда-либо говорили об этом». Другой степенный Друг согласился, добавив: «Я тоже, действительно, не думаю, что это имеет большое значение. Если он делится своими ощущениями на богослужении, то не имеет большого значения, как он выражает это словами».
Высказывание этого Друга благотворно расставляет все по своим местам. Квакерство всегда было сообществом без вероучения, и именно потому, что оно не нуждалось в вероучении. В отличие от других религий квакерство выстраивает все на опыте совместного собрания. Вместе Друзья ощущают что-то помимо себя, превосходящее человеческую ничтожность, характерную для обычной жизни. Один может находить в этом опыте Дух Христа, другой — Божественную Личность, третий — силу вне этой вселенной. Не важно, как они объясняют этот опыт сами себе; событие, на которое они опираются совместно, является первостепенным. Перед ним они застывают в благоговении, понимая, что оно управляет их поведением, когда они собираются вместе для принятия решения. И это событие требует, чтобы достигнув этого решения, они пожертвовали собственными интересами и пытались найти истину выше той, что они могли бы достичь индивидуально.
Вся сила квакерского способа принятия решений, как он уже нами обрисован, зиждется на опыте переживания. Так как Друзья не одинаковы в своем понимании переживания, методы, используемые на собраниях, являются скорее неуловимыми приглашениями снова присоединиться к переживанию, а не формальными уведомлениями о квакерской вере. Открытие и закрытие периодов молчания и моментов особого размышления во время конфликтных и тупиковых ситуаций оживляют для присутствующих такой опыт переживания, когда каждый, оставаясь свободным, должен испытать это переживание своим собственным рассудком. Даже такая архаика, как использование «ты» вместо «вы», служит напоминанием участнику о том, что происходящее вокруг является именно квакерским мероприятием, отличным по процедуре от принятого в других местах. Квакерские авторы, рассказывающие будь то о духовных эмпирических наблюдениях или же о практическом мистицизме, постоянно подчеркивают центральную роль религиозного переживания и без пиетета говорят о такой привлекательной идее, как демократия, рассматривая ее как угрозу квакерским обычаям.
Когда Друзей спрашивают, такой ли вид понимания необходим для успешного осуществления процесса, они отмечают, что процесс будет обладать существенным недостатком, если его участникам позволено настаивать на своих личных сильных желаниях. Ряд Друзей, принимающих участие в деятельности Американского комитета Друзей на службе обществу, заявили, например, что на собраниях по обсуждению будущего бюджета процесс идет вкось, когда люди склонны отдавать предпочтение своим собственным участкам работы и требовать для них полного финансирования. «Когда какой-нибудь низовой комитет АКДСО начинает делить финансовый пирог, тот, кто сильнее нажимает, часто добивается своего».
Рассказывают также и о проблемах, которые привносят в Комитет активисты в защиту прав женщин и чернокожего населения. Иногда они предпочитают проводить не обычные собрания, а закрытые встречи, чтобы иметь возможность разрабатывать планы стратегии. У них «наблюдается тенденция выходить из Комитета с чувством неудовлетворенности», потому что Комитет «не рассматривает интересующие их вопросы прежде всех остальных». Короче говоря, они посвящают себя достижению конкретных целей и не желают «связывать себя дисциплиной» сообщества, для которого нормой являются «религиозные события», а не эти цели.
Автор сталкивался со множеством Друзей, считающих, что люди, пришедшие в квакерское сообщество под влиянием протестов против войны во Вьетнаме и других событий конца 1960-х годов, «либо откроют для себя богослужение Друзей, либо уйдут». Этому соответствует и такое наблюдение: участники рабочих бесед, пришедшие в квакерство через АКДСО и остающиеся в нем много лет, часто уверенно говорят о важности квакерского богослужения в их личной жизни.
Полностью книгу Майкла Ширана «Не властью большинства. Принятие решений без голосования в Религиозном обществе Друзей» можно скачать на этой странице.