В сентябре начнется мой последний учебный год. За прошедшие 12 лет я прошла обучение в двух замечательных квакерских школах Филадельфийского округа. Первая – небольшая начальная школа под названием школа Плимутского собрания Друзей, вторая – независимая школа «Уильям Пенн Чартер» (школа «Хартии Уильяма Пенна»). Она располагается в Ист-Фоллсе и сочетает в себе как начальную, так и среднюю школы; входит в пятерку старейших квакерских школ в США.
Квакерское образование нацелено на использование целостного подхода при обучении детей. Эта система образования принимает и приветствует всех людей, независимо от расы, социального класса, пола или сексуальной ориентации. И она была таковой с самого начала.
Квакерское образование стремится к кооперативному обучению, означающему, что преподаватели и студенты работают вместе, чтобы обогатить образовательный опыт друг друга. Механизмы практического обучения отлажены через участие в общественной деятельности, учащимся рассказывают о способах мирного урегулирования конфликтов, без применения насилия. В целом, квакерское образование готовит людей к тому, чтобы они прожили по-настоящему значащую жизнь.
Квакеры убеждены, что всякая личность обладает как потенциальной способностью жить, придерживаясь самых добрых намерений, так и ответственностью, которая может помочь ей этого достигнуть. В квакерских школах считают, что даваемое образование готовит учеников ко всей жизни в целом – интеллектуальные, физические и социально-эмоциональные качества развиваются ровно в той же степени, что и духовные. Учителя квакерских школ являются помощниками в образовательном процессе, используя в качестве инструментов диалоги и полученные от учеников размышления и пожелания. Школьников учат, что жизнь священна, и что в своих поступках нужно отталкиваться от этого факта.
Совет Друзей по образованию
Мне было пять лет, когда я пошла в детский сад при школе Плимутского собрания Друзей, и двенадцать, когда я ее закончила. Таким образом, полученное квакерское образование было моим единственным опытом на тот момент. Собираться на молитву каждый четверг, решать конфликтные ситуации путем консенсуса, начинать собрания с молчания, осознавать, что «Бог есть в каждом» – все эти установки были неотъемлемой частью моей жизни.
Кроме того, я обучалась чтению, письму, математике – в общем, всему тому, чему учат в обычной начальной школе. Но, возможно, наиболее ценные уроки были получены мной вне классных стен.
Независимо от того, в какой части земного шара вы проживаете, почти всегда находятся люди, которые отличаются от остальных, и Плимут в этом смысле не был исключением. Моя начальная школа не была совершенной, впрочем, как и никакая другая. Но, однако же, она была особенной, и не потому что являлась эмуляцией утопического сообщества, где никто не испытывал невзгоды; она была особенной потому, что в ее стенах ответом на малые, неизбежные и тревожные переживания в жизни были сочувствие и сострадание.
Мою среднюю школу в Филадельфии обычно называют «квакерской школой, которая не совсем квакерская», ввиду отсутствия слова «Друзья» в названии, отсутствия связи с определенным собранием, а также потому, что в ней сохранилось подготовительное отделение для всех детей, идентичное тем, что существовали при школах 20-30 лет назад. Во время дня открытых дверей в дождливую и холодную субботу в ноябре 2009 года я посетила эту школу вместе со своей семьей. Я, честно говоря, не помню всех деталей. Но мне запомнился вопрос, который задал глава школы доктор Форд: «Что отличает людей, приобщенных к школе Пенн Чартер?» И его ответ самому себе был таким:
В сообществе Пенн Чартер нечто от Бога во мне встречает нечто от Бога в вас.
По-моему, в этих словах заключается суть квакерского образования. Здесь идет речь о том, что вы позволяете блистать своему внутреннему свету с помощью молчания, и с помощью него же вы ищете мир; о том, что вы не прибегаете к насилию, чтобы решать проблемы, а приходите к консенсусу по важным вопросам.
Но что наиболее важно, в ней заключена мысль о необходимости уважения всех людей, независимо от их жизненных путей, и о способности принять их в свои объятия, даже когда вы этого не хотите.
Как можно отличить квакерскую школу?
- Она имеет в своем названии слово «Друзья» (например, школа Плимутского собрания Друзей).
- Она находится под попечением какого-либо собрания. Точно так же, как приходские школы находятся под попечением прихода или церкви.
- При описании школы часто упоминаются слова «внутренний свет» или «дух».
- Она основана известным квакером (например, Уильям Пенн основал школу «Уильям Пенн Чартер»).
- Если в разговоре о школе всплывает понятие «молитвенное собрание». Молитвенные собрания представляют собой религиозную службу, во время которой Друзья, собираются и сидят некоторое время в молчании и, движимые духом выступают на собрании (богослужение при этом никто не ведет). В знак того, что собрание окончено, друзья обмениваются рукопожатиями.
Не все квакерские школы обладают всеми этими признаками. Это наиболее общие обычаи/признаки квакерских школ.
Али Уотсон
2015
Источник: www.thejournal.ie