Ниже приведена проповедь, которую Майка Бейлз прочитал в воскресенье, 25 августа 2024 г., в церкви Друзей в Беркли. В этой проповеди были использованы следующие места Писания: Ефесянам 6:10-20 и Иоанна 6:56-69.
Наши утренние чтения из Священного Писания, особенно из Евангелия от Иоанна, очень сложны. В них перед нами предстает суровое и экстремальное мировоззрение. Иисус говорит нам, что если мы хотим иметь жизнь, мы должны пить Его кровь и вкушать Его плоть. Если мы серьезно относимся к тому, что Он говорит, то все воздействие Его слов должно быть для нас таким же пугающим, каким оно было для первых учеников Иисуса.
Неудивительно, что мы пытаемся как-то упростить этот отрывок. Большая часть церкви превратила заповедь Иисуса о вкушении Его крови и плоти в норму, практикуя ритуал употребления хлеба и вина по утрам в воскресенье. Но для тех, кто слышал эти слова из уст Иисуса, еще не было придумано таких абстракций и утешительных обрядов. Для тех, кто был рядом с Иисусом две тысячи лет назад, его слова стали шоком. «Почему этот еврейский проповедник говорил о каннибализме?»
Иисус, со своей стороны, не проявляет особого уважения к тем, кто боролся с этим учением. Он отмахнулся от них с сарказмом: «Вас это оскорбляет?» (Конечно, это оскорбляет нас, Иисус!!) Далее он использует более резкие выражения, говоря, что «дух животворит, плоть же мертва».
О чем говорит Иисус? Может, это всё метафорично? Может, он говорит о том, что тело и кровь, которые должны вкушать его ученики, – это не в буквальном смысле, а духовные кровь и плоть? Такого толкования квакеры придерживаются в большей степени, чем большинство других христиан. Мы учим, что общение с Христом – внутреннее, невидимое и духовное. Нет необходимости в просфорах и вине, нет необходимости в буквальном вкушении. И уж точно нет необходимости в каннибализме. Квакерская ветвь христианства учит, что мы впитываем Тело и Кровь Христа на наших молитвенных собраниях, ожидая, что Его дух наполнит нас и даст нам жизнь.
Но для тех, кто был там две тысячи лет назад, всё это не было очевидным. Честно говоря, мне легко представить себя одним из тех учеников, которые разошлись с Иисусом после того, как он начал говорить такие вещи. Евреи тех дней привыкли к экстремальным высказываниям раввинов, вождей и мессий, но чтобы каннибализм?! Это было за гранью.
Очевидно, Иисуса это не волновало. Он сказал, что всякий, кто отпадет, и всякий, кто останется, все они находятся в руках Божьих. Бросив ученикам такой вызов, Он подытожил суть стоящего перед ними препятствия: Его мог преодолеть только Бог. Он сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если не будет дано ему Отцом».
Это похоже на самоисполняющееся пророчество. Сразу же после этого эпизода говорится, что «из-за этого многие из его учеников повернули назад и больше не ходили с ним». Иисус потерял значительную часть своего авторитета. Он слишком далеко завел своих учеников.
На протяжении всего этого отрывка трудно понять, в каком тоне читать Иисуса. Как я уже отмечал, когда Иисус говорит: «Не оскорбляет ли это вас?» и когда он говорит: «Дух животворит, плоть же мертва», мне неясно, испытывает ли он любопытство, или гнев, или сарказм, или разочарование. Есть так много вариантов, как он мог бы сказать эти фразы, и каждый из них оставляет у меня разные чувства.
То же самое происходит и в заключительной части этого отрывка, когда Иисус спрашивает Своих самых верных друзей, Двенадцать учеников: «Хотите ли и вы уйти?» Как звучит здесь голос Иисуса?
У меня есть искушение прочитать его как печальный, обеспокоенный. Я хочу, чтобы Иисус был обеспокоен, потому что мне хочется верить, что Иисус заботился и любил своих добрых друзей, что он не хотел их терять и не был уверен, как всё сложится.
Автор оставляет это для нас загадкой. Но ответ, который двенадцать учеников дают Иисусу, кажется однозначным. Симон Петр говорит: «Господи, к кому нам идти? У Тебя есть слова вечной жизни. Мы уверовали и знаем, что Ты Святой Божий».
Петр и остальные двенадцать учеников глубоко потрясены словами Иисуса, и мы знаем, что никто из них не сможет преданно следовать за Ним, когда Иисуса постигнет время испытаний. Но сейчас им кажется, что у них нет другого выхода. В Иисусе они увидели лицо Бога. В Его обращении они обнаружили, что Бог действительно дал им возможность прийти к Иисусу. Несмотря на очевидное безумие сказанного Иисусом, несмотря на призыв к каннибализму, они пойдут за Ним.
Мне неясно, как они могут это сделать. Я могу только заключить, что всё так и есть, как сказал Иисус: двенадцати ученикам была дана особая милость от Бога – следовать за Иисусом, даже если в этом не было никакого смысла. Им была дана способность идти до конца, всецело отдав себя в руки Иисуса, ничего не упуская.
Этот отрывок напомнил мне об одной цитате, которую я однажды слышал, но когда попытался найти ее, то понял, что она не имеет авторства. Неясно, кто сказал ее первым, но кто бы это ни был, это был не я. Цитата звучит следующим образом:
Есть много тех, кто готов следовать за Христом лишь половину пути, но не до конца. Они готовы отказаться от имущества, собственности и даже от самой жизни, но не готовы отказаться от самих себя.
Мне кажется, что в этот момент общения с Иисусом, в роковой шестой главе Евангелия от Иоанна, ученики подвергаются испытанию. От них требуется сделать выбор: Будут ли они следовать за Иисусом до конца, отдадут ли они все, даже себя, даже свой рассудок, чтобы следовать тому, что они знают как истину? Будут ли они искать истину, даже если она не имеет для них никакого смысла и может стоить им всего?
Одно дело, когда эти молодые люди оставили свои рыбацкие лодки и последовали за Иисусом. Как мы знаем из конца Евангелия от Иоанна, когда Иисус снова встречает учеников в их лодках, двенадцать учеников всегда могли вернуться к рыбной ловле, если им это было нужно. Их путь ученичества не был бесповоротным. Но в этот момент, в шестой главе Евангелия от Иоанна, возникает ощущение, что Иисус просит их сделать последний шаг к полному самоотречению. Он просит их принять нечто совершенно безрассудное.
Безумие несет угрозу. Неизвестно, можно ли из него выбраться. Отдаться чему-то, что действительно выходит за рамки понимания, сосредоточить свою жизнь на тайне, рискнуть тем, что вы знаете и чем владеете, ради невидимого – для этого нужно мужество. Для этого нужна благодать. Для этого нужно святое безрассудство, которое может дать только Отец.
Это приводит нас к утреннему чтению из Ефесянам, где Павел увещевает нас облечься во всеоружие Божье. Павел сообщает нам, что мы находимся в космическом противостоянии. Проблемы в нашей жизни, которые, как мы считаем, исходят от нашего начальника, врага, политического деятеля, которого мы ненавидим, или от той группы, которая не дает нам покоя, кого угодно, но Павел говорит нам следующее. Вы боретесь не с ними. Вы боретесь с духовными силами. Вы боретесь с системами, структурами, демонами и самим дьяволом. Мы ведем войну духовную, и только духовное оружие поможет нам здесь.
Это звучит довольно безрассудно, почти так же безрассудно, как духовный каннибализм Иисуса. Когда Павел велит нам облачиться в духовные доспехи, чтобы сразиться с дьяволом, наш первый инстинкт может заключаться в том, чтобы сказать: «Павел, иди и торгуй безрассудством в другом месте».
Но я хотел бы предположить, что послание Павла здесь, на самом деле, вполне разумное – вполне реальное, мощное и освободительное. Ведь что произойдет, если мы последуем поучению Павла? Что произойдет, если мы пойдем до конца, отказавшись от нашего правдоподобного мира мелкой борьбы с другими людьми, которым мы можем навредить и которые могут навредить нам? Что произойдет, если мы примем весть о космической, духовной войне, которая ведется евангельскими сапогами, щитами веры и мечом Духа?
Что ж, произойдет следующее: мы перестанем ненавидеть людей. Мы перестанем совершать насилие над людьми. Мы перестанем демонизировать других людей. Мы поймем, что ни мужчина, ни женщина, ни ребенок не являются нашими врагами. Мы увидим, что враг нашей души – духовный, и все мы – его добыча, если не укроемся в могущественном имени Иисуса – в Его доспехах, Его силе, Его могуществе.
Именно это осознание дало Иисусу силы умереть на кресте. Именно эта реальность дала людям ранней церкви убежденность принимать мученическую смерть в римских амфитеатрах. Именно эта самоотверженная духовная война, наполненная любовью к ближнему и ненавистью к духовному угнетению, дала ранним квакерам способность страдать и иногда даже умирать, чтобы распространить Царство Божье на своих ближних – свидетельствовать о мире, справедливости и истине, которые предлагает Иисус.
Именно это осознание, видение мира таким, какой он есть на самом деле, видение своих ближних как возлюбленных детей Божьих, которыми они на самом деле являются, позволило нашим духовным предкам пройти весь путь, полностью отдать себя Иисусу и Евангелию – вкушать Его плоть и пить Его кровь – видеть так, как видит Он, и любить так, как любит Он.
Я верю, что все мы, собравшиеся здесь, были призваны и избраны Богом, чтобы прийти к Иисусу. Я верю, что всем нам даны глаза, чтобы увидеть мир таким, каким его видит Бог, – испытать дух, дающий жизнь. Плотский взгляд на мир – когда мы ненавидим других людей и виним их в наших страданиях, вместо того чтобы любить тех, кто нас ненавидит, и молиться за тех, кто нас преследует, – это плотский путь в никуда.
Путь полной самоотдачи, полного подчинения Иисусу, даже в Его кажущемся безумии, – это путь к настоящему здравомыслию. Изломанный путь через крест – это путь к целостности. Путь к миру лежит через взятие в руки меча Духа, который есть Слово Божье – любовь Божья в Иисусе. Это меч, который исцеляет.
Призыв к нам сегодня утром – облечься во всеоружие Божье. Призыв к нам сегодня утром – вкушать Его плоть и пить Его кровь. Призыв к нам – отпустить ту разумную, рациональную, озабоченную собой часть себя, которая всё еще цепляется за привычную жизнь. Призыв состоит в том, чтобы мы позволили себе быть подхваченными великим потоком Божьей любви.
Отбросив все благовидные отговорки, которые нас сдерживают, давайте придем к Иисусу. Давайте примем это безрассудство. Давайте узнаем, куда Он поведет нас в Своей миссии любви, мира и примирения.
Майка Бейлз
2024
Источник: блог автора