Эван Уэлкин, EMES, предложил, чтобы я за пять минут рассказал о своей страсти и заботе – устойчивом развитии. Попробую, хотя это, конечно же, невыполнимая задача. Ранее я представил более полную версию на недавних консультациях сети Мир и Служение – ту статью Эван наверняка может послать вам, если нужно. Итак, сейчас я сфокусируюсь на двух основных причинах комплексного кризиса климата и биологического разнообразия – причинах, глубоко укорененных в языке/культуре и в верованиях/парадигмах.
Язык\культура
Уже философ Декарт считал человеческие существа уникальными – поскольку они обладают душой – в то время, как (цитирую): «остальное творение – не мыслящая материя». На основании недавних исследований коммуникации и языка китов или способности к состраданию в горе у приматов, я с этим совершенно не согласен!
Более того, во всех наших европейских языках мы говорим об «окружающей среде», и это скорее часть проблемы, нежели её решение. Как будто бы люди находятся в центре всего, хотя мы составляем лишь часть чувствительной экосистемы. Это система, которой мы продолжаем наносить вред, из-за чего, в конечном счёте, навредим себе. Подобным образом мы используем такие термины, как «природные ресурсы», «сырьё» и «экосистемные функции» – как если бы всё творение существовало только для того, чтобы служить человечеству! Утверждение, что люди – это творение, едины с ним и тождественны ему, как мы слышим сегодня, относится к той же категории. До сих пор говорят, что люди – «венец творения», и им дано господство над творением. По моим представлениям, нам было поручено стать благими распорядителями, и образ ковчега напоминает нам, что мы должны спасти всех и всё.
Поэтому меня заботит не только «ваше благосостояние» в качестве человеческих существ – как в цитате из Иеремии – но так же и благосостояние других тварей, сосуществующих с нами. Я удостоился чести быть модератором рабочей группы Конференции европейских церквей по «экономической и экологической справедливости и устойчивому будущему», отчёт которой был недавно опубликован. Название отчёта достаточно красноречиво: «Каждая часть творения значима» Every Part of Creation Matters’, K. Nieuwerth (ed), Globeethics.net, Geneva, 2022. Или, как очень точно выразилась Линн Финнеган в своей блестящей лекции на Ирландском годовом собрании в прошлом году: «Каждый раз, теряя один из животных или растительных видов, мы теряем еще один способ познания Бога».
Убеждения/парадигмы
Основа этих кризисов – то, что мы цепляемся за веру в неограниченный рост и ВВП. Как эколог, я знаю, что неограниченный рост невозможен. Даже самые старые существа в нашем мире – большие секвойи – не могут «дорасти до небес», поскольку, в конце концов, они окажутся неспособны прокачивать воду к верхушке дерева.
Мы должны подражать очень зрелым экосистемам: влажным тропическим лесам и коралловым рифам. При созревании они производят все меньше и меньше отходов и используют энергию все более эффективно – ничего не пропадает зря, они чрезвычайно энергоэффективны. Наши человеческие системы, к сожалению, делают прямо противоположное: они производят все больше и больше отходов и используют энергию все менее и менее эффективно.
Поэтому необходимо отказаться от «ростизма», как доказывает Джейсон Хикель в своей замечательной книге «Меньше значит больше» Less is More, Jason Hickel, Penguin, Dublin, 2022. Мы должны заново открыть для себя, что творение – это священный дар, которым надо дорожить. Нам нужно развивать экономику простоты и достаточности, замкнутую на благо наших меньших собратьев и человеческих существ. В конце концов, мы в северном полушарии можем позволить себе «жить просто», но наши соседи в южном полушарии, среди которых много сестер и братьев-квакеров, часто могут только надеяться «просто жить \ выживать»!
Вспомните вчерашнюю историю: семья на севере Кении осталась с одной коровой. На протяжении многих лет я всегда утверждал, что работа во имя экологической справедливости – это работа во имя мира. Таким образом, Всемирный совет церквей совершенно правильно определяет Справедливый Мир как имеющий четыре измерения:
Мир в сообществе – во многих сообществах мы наблюдаем растущую напряженность…
Мир на рынке/в экономике – мы далеки от этого…
Мир с творением – поскольку количество исчезающих видов и скорость вымирания высоки, мы тоже далеки от этого…
Мир между народами – войны и вооруженные конфликты, отнюдь не из-за дефицита ресурсов… повсюду….. Just Peace Companion, WCC, Geneva, 2012
Борьба с этими взаимосвязанными кризисами не должна сводиться к простому учету: выбросов CO-2, количества видов, которым угрожает исчезновение, тонн пластика и т. д. И не только к смягчению последствий или компенсации. Речь идет о трансформации. Мы не должны уклоняться от обращения к первопричине – «ростизму».
Меня пригласили участвовать в Комитете по подготовке программы Всемирного пленарного собрания Друзей, которое состоится в следующем году в Южной Африке. В наших обсуждениях темы устойчивости я обнаружил, что в некоторых квакерских кругах присутствуют сомнения – в основном, со стороны евангелических Друзей в США – в том, что нужно обсуждать устойчивое развитие. Очевидно, это считается «политическим», а не «духовным». Как будто Друзья на протяжении всей нашей истории когда-либо делали такое различие! Разве мы не должны говорить правду властям и начальствам этого мира? Так что давайте не будем уклоняться от этого: потребуется преобразование нашего индивидуального образа жизни. И преобразование нашей коллективной экономической системы – особенно в северном полушарии.
Что касается НАДЕЖДЫ, я надеюсь, что Всемирное пленарное собрание:
*Подтвердит Кабаракский призыв к миру и эко-справедливости
*Побудит QUNO расширять полезную деятельность в связи с изменением климата (вы слышите, Линдси?), чтобы более проявлено включать экономическую и экологическую справедливость.
Когда недавно Линн Финнеган спросила меня, за что я БЛАГОДАРЕН, я ответил, что был впечатлен многими подробными критическими вопросами, поднятыми QUNO на последней встрече Международной группы экспертов по изменению климата (IPCC). Отлично! И у меня вызвало еще большую благодарность то, что делегация коренных народов, поскольку им пришлось покинуть встречу раньше, поручила делегации квакеров поднять дополнительные вопросы от их имени.
Кейс Ньюерт
Годовая встреча FWCC-EMES 2023 в Вудбруке, г. Бирмингем
05-05-2023