ЗА ПЯТЬ МИНУТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ 

Эван Уэлкин, EMES, предложил, чтобы я за пять минут рассказал о своей страсти и заботе – устойчивом развитии. Попробую, хотя это, конечно же, невыполнимая задача. Ранее я представил более полную версию на недавних консультациях сети Мир и Служение – ту статью Эван наверняка может послать вам, если нужно. Итак, сейчас я сфокусируюсь на двух основных причинах комплексного кризиса климата и биологического разнообразия – причинах, глубоко укорененных в языке/культуре и в верованиях/парадигмах. 

Язык\культура

Уже философ Декарт считал человеческие существа уникальными – поскольку они обладают душой – в то время, как (цитирую): «остальное творение – не мыслящая материя». На основании недавних исследований коммуникации и языка китов или способности к состраданию в горе у приматов, я с этим совершенно не согласен! 

Более того, во всех наших европейских языках мы говорим об «окружающей среде», и это скорее часть проблемы, нежели её решение. Как будто бы люди находятся в центре всего, хотя мы составляем лишь часть чувствительной экосистемы. Это система, которой мы продолжаем наносить вред, из-за чего, в конечном счёте, навредим себе. Подобным образом мы используем такие термины, как «природные ресурсы», «сырьё» и «экосистемные функции» – как если бы всё творение существовало только для того, чтобы служить человечеству! Утверждение, что люди – это творение, едины с ним и тождественны ему, как мы слышим сегодня, относится к той же категории. До сих пор говорят, что люди – «венец творения», и им дано господство над творением. По моим представлениям, нам было поручено стать благими распорядителями, и образ ковчега напоминает нам, что мы должны спасти всех и всё. 

Поэтому меня заботит не только «ваше благосостояние» в качестве человеческих существ – как в цитате из Иеремии – но так же и благосостояние других тварей, сосуществующих с нами. Я удостоился чести быть модератором рабочей группы Конференции европейских церквей по «экономической и экологической справедливости и устойчивому будущему», отчёт которой был недавно опубликован. Название отчёта достаточно красноречиво: «Каждая часть творения значима» Every Part of Creation Matters’, K. Nieuwerth (ed), Globeethics.net, Geneva, 2022. Или, как очень точно выразилась Линн Финнеган в своей блестящей лекции на Ирландском годовом собрании в прошлом году: «Каждый раз, теряя один из животных или растительных видов, мы теряем еще один способ познания Бога». 

Убеждения/парадигмы 

Основа этих кризисов – то, что мы цепляемся за веру в неограниченный рост и ВВП. Как эколог, я знаю, что неограниченный рост невозможен. Даже самые старые существа в нашем мире – большие секвойи – не могут «дорасти до небес», поскольку, в конце концов, они окажутся неспособны прокачивать воду к верхушке дерева. 

Мы должны подражать очень зрелым экосистемам: влажным тропическим лесам и коралловым рифам. При созревании они производят все меньше и меньше отходов и используют энергию все более эффективно – ничего не пропадает зря, они чрезвычайно энергоэффективны. Наши человеческие системы, к сожалению, делают прямо противоположное: они производят все больше и больше отходов и используют энергию все менее и менее эффективно.  

Поэтому необходимо отказаться от «ростизма», как доказывает Джейсон Хикель в своей замечательной книге «Меньше значит больше»  Less is More,  Jason Hickel, Penguin, Dublin, 2022. Мы должны заново открыть для себя, что творение – это священный дар, которым надо дорожить. Нам нужно развивать экономику простоты и достаточности, замкнутую на благо наших меньших собратьев и человеческих существ. В конце концов, мы в северном полушарии можем позволить себе «жить просто», но наши соседи в южном полушарии, среди которых много сестер и братьев-квакеров, часто могут только надеяться «просто жить \ выживать»! 

Вспомните вчерашнюю историю: семья на севере Кении осталась с одной коровой. На протяжении многих лет я всегда утверждал, что работа во имя экологической справедливости – это работа во имя мира. Таким образом, Всемирный совет церквей совершенно правильно определяет Справедливый Мир как имеющий четыре измерения: 

Мир в сообществе – во многих сообществах мы наблюдаем растущую напряженность…

Мир на рынке/в экономике – мы далеки от этого…

Мир с творением – поскольку количество исчезающих видов и скорость вымирания высоки, мы тоже далеки от этого…

Мир между народами – войны и вооруженные конфликты, отнюдь не из-за дефицита ресурсов… повсюду….. Just Peace Companion, WCC, Geneva, 2012

Борьба с этими взаимосвязанными кризисами не должна сводиться к простому учету: выбросов CO-2, количества видов, которым угрожает исчезновение, тонн пластика и т. д. И не только к смягчению последствий или компенсации. Речь идет о трансформации. Мы не должны уклоняться от обращения к первопричине – «ростизму». 

Меня пригласили участвовать в Комитете по подготовке программы Всемирного пленарного собрания Друзей, которое состоится в следующем году в Южной Африке. В наших обсуждениях темы устойчивости я обнаружил, что в некоторых квакерских кругах присутствуют сомнения – в основном, со стороны евангелических Друзей в США – в том, что нужно обсуждать устойчивое развитие. Очевидно, это считается «политическим», а не «духовным». Как будто Друзья на протяжении всей нашей истории когда-либо делали такое различие! Разве мы не должны говорить правду властям и начальствам этого мира? Так что давайте не будем уклоняться от этого: потребуется преобразование нашего индивидуального образа жизни. И преобразование нашей коллективной экономической системы – особенно в северном полушарии.

Что касается НАДЕЖДЫ, я надеюсь, что Всемирное пленарное собрание:

*Подтвердит Кабаракский призыв к миру и эко-справедливости

*Побудит QUNO расширять полезную деятельность в связи с изменением климата (вы слышите, Линдси?), чтобы более проявлено включать экономическую и экологическую справедливость.

Когда недавно Линн Финнеган спросила меня, за что я БЛАГОДАРЕН, я ответил, что был впечатлен многими подробными критическими вопросами, поднятыми QUNO на последней встрече Международной группы экспертов по изменению климата (IPCC). Отлично! И у меня вызвало еще большую благодарность то, что делегация коренных народов, поскольку им пришлось покинуть встречу раньше, поручила делегации квакеров поднять дополнительные вопросы от их имени. 

Кейс Ньюерт 

Годовая встреча FWCC-EMES 2023 в Вудбруке, г. Бирмингем

05-05-2023