К деловому собранию
Обычно, стремясь достичь консенсуса, мы составляем повестку дня. А в поиске сути собрания мы должны оставить нашу повестку дня и слушать Бога. Когда мы ищем сути собрания, мы разрешаем себе быть ведомыми к предстоящему решению. Это процесс проявления нашей высшей природы и признание того факта, что, хотя каждый из нас и обладает светом, есть только один Свет.
Мы позволили себе быть ведомыми в трансцендентное пространство безусловной гармонии мира и нежной любви.
Вновь пришедшие могут почувствовать себя исключенными из тесного круга людей, сильно связанных между собой. Они не могут сразу почувствовать то, что круг на самом деле открыт. Как только они приняли участие в поиске сути собрания, то тут же ощутили и сами эту связь. Преданность делу и преданность друг другу – это естественный результат поиска сути собрания. Когда мы позволяем себе быть ведомыми и объединенными миром Света и Любви, когда единство покоится в молчании, связи бесконечно укрепляются. Квакерским молитвенным собранием очень легко злоупотребить. Именно поэтому оно требует постоянной заботы и дисциплины. Единство собрания может быть разрушено отдельными людьми, желающими быть услышанными во что бы то ни стало, поскольку, как они считают, их истина неопровержима, и которые недооценивают предложения других, но любят “читать лекции” и учить других. Иногда мы забываем, что деловое собрание является также и молитвенным.
Квакерское деловое собрание зависит от чувствительности, доброй воли и духовной подготовленности участников собрания так же, как и молитвенное собрание.
В процессе поиска сути собрания мы должны быть готовы отложить в сторону свои личные желания и недовольство и в конечном счете достичь чего-то большего, что лежит за нашими желаниями. Когда я в состоянии отложить свои идеи, двери открываются, и это позволяет найти решение. Смысл собрания не обнаруживается в соревновании идей. Идеи должны предлагаться и объясняться, а не оспариваться. Они должны быть выслушаны с вниманием и уважением, так же, как слушаются высказывания на молитвенном собрании. Суть собрания требует слушания, а не настаивания на своем мнении, взвешивания, а не реагирования. И это требует терпения и понимания, что все идет своим чередом.
Недопустимо, чтобы нехватка времени повредила процессу поиска сути собрания.
Высвобождение
После того, как вопрос был предложен деловому собранию, друзьям должно быть позволено свободно выразить свои чувства. Слезы, горячие высказывания, произнесенные взволнованным голосом или повышенным тоном, трудности с произнесением – все это может сопровождать высвобождение чувств. Друзей, которые выражают свои чувства, нужно слушать с любовью. Недопустимо никакое вмешательство с целью уточнения, исправления, возражения, анализа, критики, разъяснения или какого-либо объяснения.
Иногда мы нуждаемся в том, чтобы облегчить наше сердце. Освобождение должно быть одобрено и оценено. Оно проясняет и очищает атмосферу. Оно является частью процесса, который в молчании позволяет нам достичь Света. Очищая себя от гнева, беспокойства, взволнованности, страхов, ярости, возможно даже, радости, друзья открывают свое сознание для восприятия Света. Я помню молодую сотрудницу, которая на деловом собрании в квакерском лагере прервала процесс несколькими фразами незадолго, до его окончания. Со слезами восторга на глазах она воскликнула: “Это действительно работает, не так ли!” И этот взрыв ее радости сделал тишину еще более благоговейной. Доброжелательное поощрение позволяет чувствам проявиться в любой момент дискуссии. Бережное отношение – это дар собрания тем, кто высвобождает свои чувства; они же, в свою очередь, тоже делают, дар собранию.
“Я чувствую себя в безопасности здесь”, – ощущается в невысказанном послании. Но, с другой стороны, мы не смогли бы позволить себе сделать это, не будь этой атмосферы защищенности. И это чувство защищенности позволяет деловому собранию быть безопасным для каждого. И это чувство “тихой гавани” есть основное в достижении сути собрания.
Дальновидность
Суть собрания – это цель делового собрания. Таким образом, нам следует сосредоточить наше внимание не на сиюминутной дискуссии, а на сути собрания. Люди, привыкшие к решению вопросов голосованием, находят это трудным. Даже опытные друзья иногда забывают это. Сильное чувство, важные вопросы, личная вовлеченность – все это подталкивает нас к консенсусу. Опытные друзья, которые высоко ценят суть собрания, имеют возможность смотреть глубже обсуждаемых идей. Из этой точки видения эти идеи теряют свою сиюминутную остроту и их легче рассматривать в их реальной значимости.
Когда возникает спор, рекомендуется молчание. Если все-таки ясность не приходит, вопрос предлагается отложить на следующее собрание. Отказаться от соперничества в решении спорных вопросов в рамках привычного нелегко, однако мы должны это делать. Настойчивость и компромисс, хотя иногда и уместны в начале дискуссии, сужают видение.
Движение к Свету
Когда мы вновь возвращаемся к вопросу, когда мы откладываем любое желание победить, когда мы все больше обращаем внимание внутрь себя для того, чтобы преодолеть разногласия, тогда это видение приводит нас к источнику решения и ясности. И в этом Свете слышится голос Бога. От света мы ощущаем прилив всеобъемлющей гармонии, процесс достижения единения в Свете приближает нас к миру, который выше нашего понимания.
Отдавая предпочтение консенсусу, мы приходим к выводу, что быстрое решение важнее, чем духовный рост нас как общности людей. Но духовная сила, которая известна квакерам, не вырастает из решений, достигнутых консенсусом. Консенсус дает нам утилитарные решения, главное достоинство которых в том, что они достигнуты, и чем быстрее, тем лучше. Но срочность совершенно нежелательна. Иногда решения принимаются из соображений срочности, а не из ощущения единства. Чувство срочности само по себе является разъединяющим. Каким образом мы можем принимать решения, которые собирают и концентрируют нас, когда мы пребываем в состоянии несобранности.
Продвижение к Свету
Когда мы продолжаем рассматривать какой-либо вопрос, то как только мы освобождаемся от желания одержать верх, как только мы обращаемся внутрь себя, чтобы подняться над трудностями, тогда этот “перенос фокуса” приводит нас к источнику решения. Именно в этом свете слышится голос Бога. От этого Света мы ощущаем приток всеобъемлющей гармонии. Процесс достижения единения в Свете приближает нас к миру, что, в свою очередь, приводит к пониманию. Выбирая консенсус, мы считаем, что безотлагательность принятия решения является более важной, чем движение в направлении духовного разрешения вопросе всех собравшихся (gathered people). Мы являемся продуктом потребительской культуры, для которой важен не процесс, а результат. Идет ли речь о машине, победе или решении – важно то, что они есть, а не то, каким путем они получены. Для квакеров же важен процесс.
Я не могу вспомнить какого-либо решения, принятого на деловом собрании, которое было бы более важным, чем сам процесс. Плоды, приносимые процессом, бесконечны. Когда мы приходим к драгоценному смыслу собрания, осознание Присутствия становится частью нас. Мы начинаем принимать это. Мы меняемся. Мы воспринимаем мир по-другому. А когда ваше восприятие изменяется, оно начинает влиять на окружающих. Кажется, что некоторые свойства этого Божественного присутствия распространяются и на других. Люди, которые никогда прежде не слышали о сути собрания, чувствуют, что к ним прислушиваются, их идеи ценятся, их самооценка возрастает, их защиты уходят, они приходят, чтобы, наслаждаться атмосферой, в которой мнения скорее обсуждаются (stirred in apot), чем оспариваются. Их мысль обостряется, речь улучшается, люди расслабляются, они нравятся себе, их дружеские чувства углубляются, их терпимость усиливается. Они не реагируют. Они откликаются не столько на решения, сколько на процесс и на Божественное присутствие. Присутствие, через которое они ощущают радость общения. Через процесс, с помощью которого квакеры достигают сути собрания, происходит трансформация. Мы меняемся, мы чувствуем, буквально ощущаем Божественное присутствие, которое парит над нами, это проявляется в любви, которую мы испытываем друг к другу. Мы образуем невидимые связи, которые передаем братьям меньшим и создаем суть собрания и таким образом делаем суть следующего собрания более желанной и достижимой.
Мы участвуем в создании благополучия друг друга, мы можем достичь этого места вне времени, где мы ощущаем спокойствие. Мы пребываем над вопросами и ответами. Мы погружаемся в мистическое состояние. Мы можем начать с преобразования самих себя. Никакие манипуляции с внешними условиями не принесут мир, поскольку мир не является внешним условием. Суть собрания ведет нас к общей внутренней гармонии. Множество коллективных внутренних гармоний проявляет себя во внешней гармонии – мире мира.