Духовные дары, институты и сообщества

Почему мы все не думаем одинаково о квакерских институтах*? Почему один Друг может воспринимать какую-то проблему как срочную, в то время как другой, кажется, полагает, что в этом вопросе вообще нет никакой важности? Почему некоторые Друзья активно участвуют в нашей системе комитетов, в то время как другие кажутся отстраненными от общих дел?

* квакерские институты – это структуры в виде комитетов и официальных, документированных процедур

Мы созданы не для того, чтобы быть одинаковыми. У нас разные духовные дары, и это потому, что нам предначертано быть взаимозависимыми. Сообщество завета* работает как пазл. Каждый приносит с собой кусочек-другой. И Бог не хочет, чтобы все делали в точности одно и то же. У всех нас есть духовные дары, и эти дары нужны для того, чтобы делиться ими в сообществе.

 * от covenant community – сообщество по завету, договору. соглашению

Распознать духовные дары непросто. Мы часто не осознаем, что наши дары – это … дары. Они даются нам настолько естественно, что обладание такими способностями другими людьми кажется нам само собой разумеющимся. Но мы можем не замечать какие-то дарования у других людей, так как иногда они настолько выходят за рамки наших представлений, что мы их даже не воспринимаем как дарования. Или же мы можем замечать только раздражающие стороны чьего-то дара и не осознавать, какую позитивную роль этот дар играет в нашем сообществе.

Приведу несколько примеров, чтобы помочь вам понять, о чем я говорю, но, пожалуйста, не воспринимайте всё нижеследующее как полный или же как ограничивающий список. Я не пытаюсь дать полное объяснение духовных даров, просто привожу некоторый контекст, дабы можно было сделать более глубокий вывод.

Некоторые дары можно приблизительно отнести к категории даров ви́дения. Они меняют то, как мы воспринимаем мир. Некоторые люди могут обладать даром знания или мудрости. Они склонны смотреть на мир с пониманием фактов или эмоциональной динамики. Некоторые люди обладают даром пророчества, воспринимают правду о людях и ситуациях. Некоторые обладают даром милосердия и замечают страдания так, как другие, возможно, не замечают. Некоторые обладают даром проницательности и естественным образом распознают духовную динамику. Бывают и другие возможности.

Также бывают дары, которые можно назвать дарами любви. Они меняют то, как наше сердце стремится прикоснуться к другим душам. Человек, обладающий даром отдавать, проявляет любовь, предоставляя физические вещи, большие или малые. Человек, обладающий даром гостеприимства, проявляет любовь, приглашая людей войти, создавая пространство. Дар заступничества побуждает человека проявлять любовь через молитву. Человек, обладающий даром служения, проявляет любовь, выполняя задачи во благо кого-то другого. С ними связаны, но не являются идентичными, дары увещевания, пастырства и апостольства, которые я всегда считала тесно связанными друг с другом. Тот, кто обладает даром увещевания, склонен любить человека, стоящего прямо перед ним, всем сердцем. Тот, у кого есть дар пастыря, склонен любить группу. Кто-то, обладающий даром апостольства, склонен любить группы людей, большие системные объединения людей, в которых они могут даже не знать отдельных лиц. Опять же, есть и другие возможности, и, конечно, один и тот же человек может обладать несколькими духовными дарами.

Третью категорию даров можно назвать деловыми дарами. Они, как правило, отвечают за наше поведение в этом мире. Администрирование – этот человек занимается организационными делами. Евангелизация – этот человек распространяет приподнятое состояние духа. Экзорцизм – этот человек освобождает. Исцеление – этот человек восстанавливает здоровье (физическое, эмоциональное, духовное). Лидерство – этот человек показывает путь. Умение выступать – этот человек произносит слова, которые вдохновляют. Обучение – этот человек учит и разъясняет. И да, есть и другие возможности.

(Когда я говорю о духовных дарах, то в значительной степени опираюсь на труды Джен Вуд, которые настоятельно рекомендую прочитать. В некоторых случаях моя интерпретация отличается от ее, но я всегда буду благодарна ей за то, что она познакомила меня с этими идеями.)

Здесь я говорю о духовных дарах, потому что, как бы трудно ни было понимать и воспринимать духовные дары в сообществе, делать это в отношении наших институтов может быть еще труднее. Наши институты предназначены для поддержания наших сообществ завета, для обеспечения процедур и моделей, которые позволяют нам различать Божью волю и исполнять ее. Институт – это не то же самое, что сообщество. Путая их, мы обесцениваем определенные дары – и, соответственно, определенных личностей.

Давайте представим себе человека – назовем ее Ава – чьи дары включают распознавание (естественное распознавание духовной динамики), пастырство (любовь к группе) и администрирование (организационное реагирование на мирские проблемы). Квакерские институты превозносят Аву. Они готовы сделать ее ответственной за всё. И Ава будет преуспевать, по крайней мере, какое-то время, потому что естественное желание Авы – и то, что у нее получается лучше всего – это работать с группами, воспринимая духовную динамику и организуя соответствующее реагирование. Это все равно что выдвигать утку в комитет по плаванию.

Теперь представьте другого человека – назовем его Бенджамин – чьи дары включают пророчество (восприятие истины), служение (он проявляет любовь, выполняя задания), заступничество (он также проявляет любовь через молитву) и исцеление (он восстанавливает здоровье). Бенджамин проводит много времени на кухне молитвенного дома. Он приходит каждую неделю, первые полчаса сидит на богослужении, а затем спускается вниз, чтобы сварить кофе. Во время часа общения он нарезает лимон кусочками и начинает мыть посуду. Друзья, которые уже какое-то время ходят сюда, знают, что, когда они расстроены, самое правильное – пойти на кухню и поболтать с Бенджамином. Он говорит не так уж много, но то, что он говорит, всегда по делу. Он так хорошо слушает, что вы невольно чувствуете себя лучше. Сообществу очень нравится Бенджамин. С точки зрения институтов он менее заметен, потому что Бенджамин не занимается теми вещами, которые составляют их заботу, по крайней мере, на бумаге. Возможно он исполняет служение в одном-двух комитетах, но его имя никогда не фигурирует в их протоколах. Историки, вероятно, не узнают, что Бенджамин существовал. Но он поддерживает жизнь сообщества.

Наш третий воображаемый персонаж – давайте назовем его Кэмерон – обладает дарами милосердия (воспринимает страдания так, как этого не делают другие), гостеприимства (приглашает людей внутрь и создает гостеприимное пространство), евангелизма (распространяет приподнятое состояние духа), ораторского искусства (использует слова для воодушевления других) и лидерства (показывает путь). Если Кэмерон только что появился в нашем сообществе, мы сразу заметим, что он живой, представительный, энергичный, проницательный, красноречивый, и будем рады пригласить его на какие-нибудь институциональные должности. Подойдет любой комитет. У нас нехватка людей, и Кэмерон, несомненно, является ценным активом.

Но когда мы поведем себя с Кэмероном так, мы упустим из виду важную вещь. На самом деле Кэмерон хочет открыть приют для бездомных людей, он чувствует призвание к этому. Если наши попытки привлечь его к работе в комитетах и ведению дел не помешают ему, Кэмерон создаст новую некоммерческую организацию, наладит отношения со спонсорами и потенциальными клиентами, убедит две церкви, одну синагогу и буддийский храм зарегистрироваться в качестве соучредителей, направлять волонтеров и предоставлять горячее питание.

Кэмерону не очень интересно быть секретарем комитета по гостеприимству. Вполне вероятно, что Кэмерон может и это делать, успешно выполняя свою работу, и тут нет ничего плохого. Но работа клерком в комитете гостеприимства – не то, что вдохновляет Кэмерона более всего в его духовной жизни. Что Кэмерон желает получить от квакерского собрания, так это возможности молиться вместе с нами, испытывать духовные подкрепление и ориентацию, а также получать безусловную любовь. Вероятно, ему не помешал бы эффективный комитет поддержки. А также ему может понадобиться финансовая поддержка, особенно в самом начале.

Если смотреть на Аву, Бенджамина и Кэмерона только через призму институциональных потребностей, можно легко представить ситуацию так: Ава ценна для институтов, Бенджамин в меру полезен, а Кэмерон – пустышка. Институты естественным образом сохраняют сами себя, что одновременно и хорошо, и плохо. Если мы забудем о роли институтов в контексте более широкого Божьего замысла, то непреднамеренно обесценим Кэмерона и, вероятно, Бенджамина тоже. А если мы попытаемся перенаправить их энергию и дары на управление институтом – это, возможно, также не то, что нужно Богу от них.

Я работаю с институтами, потому что именно туда ведет меня моя духовная одаренность. Но наши институты (структуры в виде наших комитетов и наши официальные, документированные процедуры) хотя и нужны нам, но не являются самоцелью. Если какой-либо институт не способен поддерживать и осуществлять различение, окормление и водительство для сообщества завета и людей в нем, тогда этот институт мешает Божьей работе. Это прямо противоположно тому, для чего он нам нужен. И если сообщество завета не призна́ет и не оценит Кэмерона и Бенджамина так же, как Аву, то мы что-то упускаем. Мы сужаем определение Божьей работы: «И кто это осмелился заткнуть уста Христу?» (Дж. Фокс, 1657)

Каждый – каждый Друг – несет базовую ответственность за участие в нашем богослужении и коллективном распознавании и вносит в это свой вклад. Это и является квакерской практикой. Каждый Друг также несет базовую ответственность за служение собранию. Но я бы сказала, что это не то же самое, что служение в институтах. Ава, Бенджамин и Кэмерон – все они служат собранию. Просто они делают это по-разному… способами, соответствующими их собственным дарам и призваниям. Служение – оно всегда служение собранию, даже если это происходит на кухне или далеко за стенами дома собраний.

И последнее. Ава, наверное, устала. В конце концов, мы заставляем ее быть клерком везде. Давайте не позволим ей выгореть. Моя точка зрения такова: если у нас недостаточно людей типа Авы, давайте попробуем сократить функции наших институтов. Обычно у нас получается это делать, по крайней мере отчасти, и это кажется более верным решением, чем приносить в жертву на алтарь института другое служение, руководимое Духом. Институт – это не сообщество, и это не Царство Божье на Земле. Это всего лишь набор процедур, которые должны помогать нам добиваться желаемого.

Эмили Прованс, Нью-Йоркское Годовое собрание

2023 г.

Источник: блог Эмили Прованс