Что служит основой членства в Обществе Друзей?

Один Друг в имейл-рассылке Друзей-нетеистов спросил, что же может служить основой членства, или, более конкретно, что может служить основой для принятия человеком решения стать членом Общества Друзей. Вопрос был не обязательно о вере или же неверии в Бога, так что я особенно не старался вникнуть в эту проблему. Я полагаю, что не вникая в вопрос о вере/неверии, я тем самым даю себе понять – это не служит действительным основанием для вступления в члены Общества. Это не значит, что я против обсуждения вопросов веры/неверия на комитетах ясности. Наоборот, я считаю, что беседы на эту тему актуальны и поучительны.

Как бы то ни было, ниже представлен мой ответ, с небольшими изменениями.

Это хороший вопрос. Лучший ответ, который я могу предложить, будет довольно непонятным и двойственным, как и мое мнение о членстве.

Я являюсь членом Общества Друзей, и этот факт вызывает во мне чувство справедливости и правильности. Однако я не уверен, что рассматриваю членство как четкий шаг, до которого ты еще не квакер, а после которого ты уже квакер. Ни на моем собственном комитете ясности, ни на каком-либо из комитетов ясности для других людей, в которых мне довелось участвовать, я не чувствовал такого рода перехода. Также не возникало чувства, что некая группа людей оценивает другого человека на предмет, отвечает ли тот предъявляемым требованиям относительно членства. Не было ничего подобного, на самом деле.

Духовная связь. Общество Друзей.

На одном из квакерских комитетов. Фото: redcedarfriends.org

На подавляющем большинстве этих комитетов как для членов комитетета, так и для человека, ради которого он собран, по существу распознавалось нечто такое, что уже несомненно произошло. На паре комитетов была некоторая неопределенность, но эта неопределенность в основном была со стороны «заявителя» (ненавижу это слово), а не остальной части комитета. Я могу представить себе комитет, определивший, что кто-то кажется не совсем подходящим, но с удовольствием отмечаю – я не видел, чтобы такое хоть раз произошло.

Я уже как-то говорил, что в моем представлении квакер – это тот, кто приходит и участвует (что такое «участие» – вопрос верный, но трудный, и в данный момент я не буду его затрагивать). Я не хочу, чтобы наше сообщество ограничивалось только лишь людьми, которых я считаю достойными в каком бы то ни было смысле – духовной глубины, моральной серьезности, политического либерализма, согласия по теологическим вопросам, убежденности, внутреннего преобразования. Приходите и садитесь вместе с нами; давайте посмотрим, что из этого получится. То, как проходит наше богослужение, оказалось невероятно плодотворным, и это способно помочь нам стать теми, кто мы есть, но в более полной и явной мере, и чтобы создавать и поддерживать чувство более глубокой любви друг к другу и к нашему миру. На мой взгляд, преобразование заключается не в намерении привести разных людей к соответствию с каким-то общим образом, а в самостоятельных усилиях каждого стать еще лучше, улучшить свои способности, но делая это в сообществе. Формальное членство не является определяющей, критической чертой в этом процессе.

Я обратился в комитет ясности по поводу своего членства примерно через год после того, как мое собрание поддержало мою семью в период ужасных испытаний, связанных с медицинскими проблемами. После этого я обнаружил, что эмоциональная и духовная связь между мной и моим собранием попросту стала слишком сильной, чтобы это можно было отрицать. Когда в ходе разговоров вставал вопрос о моей причастности к квакерству и я говорил, что посещаю квакерское собрание, но сам не квакер, возникало ощущение, что я лгу. Квакерство и мое собрание стали центральной частью того, чем я являлся; это были мои люди. Соответствие не было идеальным, и до сих пор этого нет, но наши отношения являются глубокими и подлинными. Для меня этого достаточно, это гораздо больше того, что я когда-либо ожидал найти в людском сообществе.

Конечно можно быть верным и подлинным Другом, формально оставаясь не членом. Полагаю, что я мог бы именно так и поступить, но почему-то мне показалось правильным сделать именно такой шаг, какой я сделал.

Огромная ценность комитета ясности по вопросу членства, как мне кажется, заключается не в сложных, серьезных усилиях различить, соответствует ли человек определенным требованиям, какими бы расплывчатыми и неопределенными эти требования ни были. Его ценность – во вступлении в разговор с тем, кто выразил желание сделать более глубокими свои отношения с собранием и с Обществом Друзей, и в помощи человеку продолжать следовать этой дорогой. Мы узнаём человека на гораздо более глубоком уровне, выясняем, что значит для него квакерство, отвечаем на вопросы о том, что оно значит для нас.

Иногда в такой дискуссии (опять же не в случаях с моим участием) может выясниться, что на самом деле человек не готов к переходу на следующий уровень или настолько далек от общего для собрания понимания квакерства, что членство не имеет смысла. В этом случае мне бы хотелось надеяться, что заявитель придет к такому же пониманию вместе с остальными участниками встречи комитета ясности.

Я думаю, что мы, как правило, подходим к принятию решений по членству и критериям членства слишком серьезно, и, возможно, не достаточно серьезно обращаем внимание на развитие общины и укрепление отношений. Это просто один из этапов развития отношений, причем этап несколько искусственный.

Джеймс Римерманн

2007
www.nontheistfriends.org