Иллюстрации к книге Маргарет Бейкон “Достойный Друг”. Для просмотра в полном размере просто нажмите на любую фотографию.
«Лукреция Мотт». Джозеф Кайл. 1841 год
Лукреция Мотт всю жизнь была квакером, но ей иногда было больно из-за того, что квакеры опасались перемен. В старости вместо регулярного посещения воскресных богослужений в доме собраний на Рэйс-Стрит она по утрам в четверг ходила на богослужения для детей в соседнюю квакерскую школу. На этой фотографии 2012 года дети из соседней квакерской школы находятся в доме собраний на Рэйс-Стрит.
Вопрос равноправия женщин 170 лет вызывал насмешки и споры. В 1910 году американский карикатурист изобразил в «Женском голосовании» богиню, проливающую свет правды в темном офисе коррупции. Обратите внимание на то, что волосы босса имеют форму рожек, как у чёртика.
В 1686 году один из предков Лукреции Мотт построил этот дом на ферме в качестве свадебного подарка своему сыну и невестке. Сегодня этот дом выглядит во многом так же, как он выглядел при Лукреции Мотт.
Фотография 1880 года дома, который в наше время является единственным квакерским домом собраний на острове Нантакет. Был построен в 1838 году. Даже в пожилом возрасте Лукреция Мотт продолжала приезжать на любимый ею Нантакет, но никогда не присутствовала на богослужении в этом доме.
Школа и Дом Собраний Друзей в «Найн партнерс», округ Датчесс, Нью-Йорк, где Лукреция Мотт была сначала ученицей, а потом преподавателем. Акварель Джонатана Торна, вероятно учащегося школы, 1816 год.
Сахарница с изображением фигуры человека в цепях, призывающего небеса (и своих людей-братьев) к справедливости. Рисунок был эмблемой «Движения за свободный труд» (Free Produce Movement). В этой ранней форме движения потребителей аболиционисты покупали и продавали хлопок, рис, кофе и сахар, произведенный только без использования труда рабов. Сахарница предназначалась для хранения сахара, произведенного без участия рабского труда, такого, как продавал в своем магазине Джеймс Мотт.
Дом Собраний Двенадцатой улицы в Филадельфии. Фотография конца XIX века.
В 1827 Мотты покинули это собрание и присоединились к хикситам. Харизматичный квакерский проповедник Элиас Хикс, экспериментировавший с доктриной и традицией, оказался ключевой фигурой раскола в Обществе Друзей. Для Лукреции это стало печальным расставанием. Именно в Доме Собраний Двенадцатой улицы она нашла успокоение после смерти своего маленького сына. Там же она впервые услышала, как Господь призывает ее проповедовать.
Элиас Хикс, чьи взгляды на теологию и блестящие проповеди вызвали разлад в Обществе Друзей. Его последователи были известны как «хикситы». Силуэт на бумаге, Ричард Филд, 1829 год.
«Мирное царство». Эдвард Хикс. 1832 год
В 1863 году раб по имени Гордон бежал от своего хозяина после жестокого избиения. Он вступил в один из «черных» полков северян. Фотография была распечатана и использовалась на публичных лекциях как пример жестокости рабовладельческой системы. Редакторы также напечатали изображения Гордона в униформе в качестве свидетельства патриотизма афроамериканцев. Аболиционисты были первыми общественно-политическими журналистами.
Аболиционистская газета «Либерейтор» была основана в 1831 году Уильямом Ллойдом Гаррисоном при поддержке Моттов. В оформлении названия газеты в 1850 годах можно видеть символику христианской веры, которая являлась источником вдохновения для многих аболиционистов. В центре рисунка излучающий свет воскресший Христос правой рукой побуждает раба подняться. На правой стороне освобожденные рабы выходят наружу из хижины, которая выглядит странно и напоминает могилу Лазаря (хотя и с американским крыльцом и креслом-качалкой), и направляются к божественному городу под названием Освобождение.
Исполнительный комитет Аболиционистского общества Пенсильвании, 1839 год
Верхний ряд, слева направо: Мэри Грю, Эдвард М. Дэвис, Хэйуорт Ветерельд, Эбби Кимбер, Миллер МакКим, Сара Пью. Сидят, слева направо: Сайрус Бурлей, Маргарет Джонс Бурлей, Бенджамин Бейкон, Роберт Пурвис, Лукреция Мотт, Джеймс Мотт.
Члены комитета были связами как семейными и социальными узами, так и общими идеалами: Эдвард Дэвис был женат на дочери Моттов Марии; Миллер МакКим был пресвитерианским студентом богословия, но Лукреция ввела его в этот круг, способствуя его женитьбе на милой квакерской девушке; Эбби Кимбер и Сара Пью разделяли энтузиазм Моттов по поводу романтических произведений сэра Вальтера Скотта. В 1840 году они все вместе посетили дом Скотта в Скоттиш-Бордерс.
Хотя квакеры действовали в направлении политического освобождения афро-американцев, они в то время не всегда позитивно относились к их участию в молитвенных собраниях или же налаживанию дружеских отношений. Мотты отличались тем, что принимали чернокожих гостей у себя дома. Сара Мэппс Дугласс и ее мать регулярно посещали Пенсильванский Дом собраний. Не смотря на то, что Дугласс любила квакерскую традицию совместной молчаливой молитвы, ее возмущала и расстраивала холодность, с которой относились к ней и ее матери. Она нашла духовную дружбу среди других чернокожих женщин-аболиционисток. Картинку, расположенную выше, она нарисовала в «Дружеском альбоме» Эми Кесси, которая была женой преуспевающего лидера сообщества чернокожих. Бабочка – древний символ души. Обратите внимание, что это черная бабочка.
Поджог Пенсильвания Холла 17 мая 1838 года толпой в Филадельфии, протестующей против включения черных женщин в работу Аболиционистского съезда американских женщин, проходившего там. Литография Дж.Уайлда 1838 года.
Аболиционистам было трудно снимать залы для проведения лекций, поэтому они собрали деньги на свое собственное новое здание. Оно было названо Пенсильвания Холл, и из него намеревались сделать «Храм свободных дискуссий». Здание было открыто 14 мая 1838 года. В первые три дня его работы более трех тысяч человек – белые и чернокожие, мужчины и женщины, богатые и бедные – посетили собрания и другие мероприятия. Смешение рас, классов и полов напугали и привели в ярость жителей города. Ночью 17 мая здание было подожжено и уничтожено. Толпа примерно из 17000 человек смотрела на это. Пожарные прибыли, но не сделали попытки спасти здание. Пьяные отправились искать дом Моттов, который находился поблизости. Однако сообразительный сосед указал им ложный путь. Затем толпа подожгла приют и церковь афроамериканцев. Полиция просто наблюдала.
Элизабет Фрай, британская женщина-квакер, известна своей деятельность в сфере тюремной реформы. Когда Мотты были в Лондоне в 1840 году, они с Лукрецией Мотт встретились за чашкой чая. Однако британские квакеры относились к хикситам, каковыми являлись Мотты, как к своего рода еретикам. Мотты, в свою очередь, критиковали недостаточную духовность лондонских Друзей.
Фотография Элизабет Кэди Стэнтон и ее дочери Хэрриот датируется 1856 годом. Стэнтон и Лукреция Мотт впервые встретились в Лондоне в 1840 году, когда Международный конвент по запрещению рабовладения исключил их, как и всех других женщин-делегатов, из своей работы. Они быстро подружились и всю жизнь оставались соратницами в борьбе за права женщин. Хэрриот, активистка-дочь активистки-матери была феминисткой и занималась организаторской работой. В 1926 году она была кандидатом в сенат США от Социалистической партии.
Джеймс и Лукреция Мотты, с дагерротипа примерно 1842 года.
Общепризнанно, что Мотты были необычайно гармоничной семейной парой. Обратите внимание, как пристально смотрят два реформатора, и в то же время как нежно опираются друг на друга.
Надпись на рисунке гласит: «Разве я не Женщина и не Сестра?» Рисунок представляет собой еще более радикальную копию знаменитого аболиционистского рисунка. На нем мужская фигура заменена на женскую, таким образом, напоминая нам, что никто не будет в действительности свободным, пока не свободны все. На столе в гостиной Лукреции Мотт хранилась печать с этой эмблемой.
Изабелла Баумфри родилась в рабстве. Ее продавали три раза. Она убежала вместе со своей новорожденной дочерью и сменила имя на Соджорнер Труф (дословно Странствующая Правда). Эта женщина, которая так никогда не научилась читать, была одним из самых пламенных и красноречивых ораторов аболиционистского и феминистских движений. Во время поезки с выступлениями в Филадельфию она останавливалась у Моттов. Лукреция Мотт цитировала Труф в одной из своих последних речей. Этот снимок был сделан в 1864 году, и Труф получила на него авторское право, чтобы продавать фотографии в целях сбора денег для оплаты своих поездок. В надписи под фото – «Я продаю тень для поддержки сути» – она деликатно играет словами. Они напоминают нам, что женщина, чье тело было раз продано, теперь продает и свою тень, собирая деньги для сути – ее действий по донесению правды миру.
Сюзан Б.Энтони, бывшая сначала учительницей в квакерской школе, стала одним из лидеров движения за права женщин. Лукреция Мотт восхищалась ее смелостью. Эту фотографию сделала Френсис Бенджамин Джонстон в промежутке между 1890 и 1910 годами. Джонстон была первой американской фотожурналисткой и ревностной феминисткой.
Подпись под этой политической карикатурой гласит «Воскрешение Генри Посылки Брауна в Филадельфии. Он убежал из Ричмонда, Вирджиния в ящике 3 фута длиной, 2 с половиной фута высотой и 2 фута шириной. Филадельфийские аболиционисты Миллер МакКим и Уильям Стилл держат крышку ящика» (Из «Подпольной железной дороги» Уильяма Стилла, 1872 год)
Фотопортрет Мэри Энн МакКлинток
Мэри Энн МакКлинток, квакер из Филадельфии, была одной из пяти женщин (вместе с Лукрецией Мотт и Элизабет Кэди Стэнтон), которые встретились13 июля 1848 года на чаепитии в Нью-Йорке в Сенека Фоллз, и решили провести конференцию по правам женщин. Менее чем через неделю эти пять женщин организовали событие, которое изменило американскую историю. Почти все газеты в Соединенных Штатах разместили редакторскии статьи, в которых их высмеивали или подвергали резкой критике.
1855 год. Чернокожие и белые аболиционисты сопровождают рабыню Джейн Джонсон и ее двух детей, сходящих с парохода на свободную от рабства землю Филадельфии. Рабовладелец обвинил этих людей в «похищении». На суде Джейн Джонсон решила давать свидетельские показания сама, а не скрываться. На время судебного процесса она жила у Моттсов.
Иллюстрация из рассказа Уильяма Стилла «Подземная железная дорога». Стил был одним из чернокожих аболиционистов, спасавших Джонсон.
Книга Гарриет Бичер Стоу «Хижина дяди Тома» был издана в 1852 году. Роман сентиментален, мелодраматичен и полон клише, но он пробудил совестливые чувства по всему миру. К 1857 году он был переведен на 20 языков. В России роман выдержал 67 изданий между 1857 и 1917 годами. Чернышевский выслал бесплатный экземпляр каждому подписчику «Современника». На этой иллюстрации из французского издания изображена семья бежавших рабов, нашедших приют у благосклонно отнесшихся к ним квакеров. «Подземная железная дорога» была секретной сетью, помогавшей рабам бежать на свободу. Квакеры, в том числе и Мотты, играли в ее деятельности значительную роль, предоставляя свои дома для бежавших. Однако проводниками в ней обычно были свободные чернокожие или же рабы, которые сбежали, а затем вернулись, чтобы помогать другим.
В 1827 году Друзьям-хикситам понадобился свой собственный дом собраний. Они построили его менее чем за четыре месяца. К сожалению, сразу же выявилось, что у нового дома есть существенные недостатки. Он был слишком мал, в нем была плохая вентиляция, слабая аккустика, а соседство становилось все больше коммерческим и шумным. Обеспокоенные тем, чтобы не повторить ошибку, действуя слишком быстро, новое здание квакерами было построено в 1859 году. Джеймс Мотт был одним из ответственных за сбор денег и ведение учета по строительству нового дома. Этот дом стоит и теперь. В нём проходят не только квакерские собрания, там также собираются различные группы активистов.
В 1857 году Джеймс и Лукреция Мотт переехали из своего дома в Филадельфии в фермерский дом под названием «Роудсайд», к северу от города. Лукреция Мотт обрезала кусты рядом с домом и отказалась вешать тяжелые шторы, модные в то время. Ей хотелось больше «Небесного Света» в гостиной. На этой фотографии 1880-х годов Мотт сидит в кресле рядом с членами своей семьи.
В 1863 году армия северян арендовала поле рядом с «Роудсайд» под тренировочный лагерь для чернокожих солдат. Мотты были несколько озабочены тем, что лагерь был назван «Уильям Пенн», в честь знаменитого квакера. Однако когда Лукрецию пригласили проповедовать в лагере, она согласилась. Она говорила с солдатами о своей вере в тот мир, где не будет больше войны.
Фотография Джеймса Мотта в преклонном возрасте.
Во время строительства лагеря «Уильям Пенн» и его деятельности Лукреция и Джеймс протестовали против расовой сегрегации в дилижансах, которые развозили посетителей по окресностям. Джеймс сильно простудился, пока ехал в открытой части дилижанса под дождем, чтобы показать солидарность с чернокожими рабочими, которых заставляли там ехать. В то время ему было 75 лет.
В 1920 году когда американские женщины добились права голоса, Национальная Женская Партия заказала скульптуру для Конгресса США. На фотографии скульптура изображена в момент распаковки. Глава НЖП и социальный работник Джейн Эддамс благодарят скульптора Аделаиду Джонсон (слева). На скульптуре слева направо запечатлены Элизабет Кэди Стентон, Сюзан Б.Энтони и Лукреция Мотт. За головой Стентон находится затененная глыба грубо обтесанного гранита, подразумевающая еще не родившихся женщин-лидеров.
Под руководством Маргарет Бейкон и ее мужа Аллена местные квакеры выкупили кладбище в собственность и вместе с соседями превратили его в общественный парк. По прошествии 30 лет старое кладбище реставрировано и спокойно используется школами и общественными группами в качестве центра по изучению истории и природы.
Иллюстрации к книге и их описания подготовлены при активном участии Пэт Стюарт (Центральное филадельфийское месячное собрание, США).