Поиски смысла в привычных занятиях
Когда молитвенное собрание подходит к концу, происходит обмен рукопожатиями, некоторые участники обнимаются. Затем все снова садятся на свои места, и ведущий спрашивает: «Есть ли дополнительные сообщения, которые не прозвучали во время богослужения?» Мы делаем паузу и выслушиваем все оставшиеся послания.
Далее переходим к объявлениям. После того, как мы выслушали объявления об изменениях в расписании и в календаре, а также напоминания об уборке, о состоянии дел, о предстоящих мероприятиях, ведущий переходит к другим вопросам. Ими бывают объявления о госпитализации или смерти членов собрания, о тех, кто находится на домашнем лечении, восстанавливается после болезни или операции, а также о локальных или глобальных трагедиях. По мере того как мы сообщаем новости о людях и событиях, ведущий просит нас сделать паузу после каждого из них, произнося такие напутственные слова: «Давайте сейчас уделим время тому, чтобы держать их в Свете».
Я не воспитывалась среди Друзей, а узнавала о деталях квакерства из собственного опыта и прочитанных книг. Хотя мне уже был знаком термин «Свет», я задалась вопросом, что значит держать кого-то в Свете. Придерживаясь привычного языка, я изначально истолковывала это как «держать их в наших мыслях и молитвах». Однако такое понимание показалось мне поверхностным. Минута молчаливой молитвы, казалось, не могла полностью передать суть той паузы, которая связана с пребыванием в Свете. Эти паузы больше походили на безмолвное служение. Тем не менее безмолвное богослужение также казалось неполной концепцией для описания этой традиции.
Поэтому я начала поиски, чтобы постичь смысл данных слов и лучше понять умение держать в Свете. Чтение исторических и современных квакерских работ дало некоторый уровень понимания, что же означает Свет, но в меньшей степени помогло с выражением «держать в Свете». Посещение квакерских собраний, семинаров, занятий и ретритов мало что изменило в ответе на этот конкретный вопрос. Общаясь с Друзьями – как с теми, кто вырос в традиции Друзей, так и с теми, кто присоединился к ней в зрелом возрасте – я обнаружила, что они с трудом подбирают слова, чтобы объяснить или описать этот момент. В течение многих лет я продолжала участвовать в этой практике, изучая и молясь о понимании, но новых открытий было мало. Поэтому я решила продолжить и довериться практике удержания в Свете.
А потом я попала в автомобильную аварию и получила ушибы с ног до головы и перелом ноги. Поскольку мои родители сообщили собранию о моем несчастье, по возвращении домой я обнаружила уютный лоскутный плед, цветы и открытки. Открытки продолжали приходить в течение следующих недель. Боль тоже не прекращалась – несмотря на лекарства. Я просыпалась посреди ночи и страдала от боли. Часами я ждала следующей дозы лекарств и обезболивающих. В эти часы я укрывалась уютным пледом, включала инструментальную или религиозную музыку, читала при свете лампы свои открытки или религиозные труды и проводила время с Богом в молитве или поклонении. В одну из таких ночей мне захотелось не оставаться наедине со своей болью. Поэтому я стала искать утешения у тех, кто присылал открытки. Перечитывая открытки с пожеланиями выздоровления, полученные от собрания, я заметила, что на них было написано «Держу тебя в свете». Затем, ощупывая лоскуты подаренного теплого пледа, я задумалась о том, кто же их сделал, и о том, что эти люди тоже держат меня в Свете.
Погасив свет, я сидела в темноте со своей болью. Включив музыку, я продолжала молиться. Когда плейлист переключил музыку, заиграла песня благословения, основанная на библейском стихе из Ветхого Завета: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя; да озарит тебя Господь светом лица Своего, и будет милостив к тебе; да обратит Господь к тебе лицо Свое и дарует тебе мир». (Чис. 6:24-26)
Пока песня продолжалась, ко мне приходили мысли: «Если лицо Господа озаряет тебя, не находишься ли ты в Свете, в том самом Свете, в котором тебя держат?» Эта мысль показалась логичной и не слишком вычурной. Размышляя над этой идеей, я подумала о том, кто из людей в религиозных текстах видел лицо Господа так, чтобы оно озаряло их. Из Библии мне на ум пришли Адам, Авраам, Моисей, а из Нового Завета – Павел. Хотя эти люди были знакомы мне из библейских историй, в других религиозных трудах я была менее подкована. И всё же я подумала, что, возможно, такими людьми могли бы быть кто-то из католических святых и Кришна. Но кто еще? И каково это – быть озаряемой светом лица Господа?
С этой мыслью я погрузилась в духовную гармонию силы и спокойствия. Моя боль исчезла, меня переполняли любовь, радость и мир. В этот момент молитвы я испытала такое ощущение единения, какого никогда не знала ранее. Сидя в темноте на своей медицинской кровати, я больше не чувствовала себя одинокой. Хотя я знаю, что физически они не были рядом, я увидела лица членов собрания, других друзей-христиан, членов семьи, а также других друзей-верующих из иных религиозных традиций. Как будто все они улыбались и озаряли меня светом своих лиц. Выйдя из этого состояния, я почувствовала, что это и есть тот самый момент, когда тебя держат в Свете.
Рутанна Хакман
2021 г.
Источник: журнал Friends Journal