Часто во время молитвенных собраний, на которых мы делимся радостями и печалями, нас просят «держать кого-либо в Свете». Это старое квакерское выражение может для разных людей иметь разный смысл. Ниже приводятся мнения девяти членов Комитета служения и консультаций месячного собрания Друзей в Энн Арбор (США) о том, что такое «держать в Свете».
Много лет назад на собрании молодых Друзей кто-то рассказал о том, как он начинал с молитв, состоявших всего из одного слова: «спасибо» и «помоги», а затем перешёл к молитвам из двух слов, добавив имя Бога или человека, которому, по его мнению, было особенно нужно Божье внимание, к примеру: «Боже… Джон», «Боже… Джон». Мне кажется, что «держать кого-то в Свете» это как раз обращаться к Богу с такими молитвами из пары слов. Кроме того, мне нравится представлять человека, которому, по моему мнению, требуется Божье внимание, буквально купающимся в золотом Свете. Когда я держу кого-то в Свете, я сосредотачиваюсь на этом человеке и в течение нескольких минут произношу молитву из двух слов или представляю его окутанным этим Светом, либо же провожу некоторое время в безмолвной молитве, сосредотачиваясь на имени или представляя его лицо.
* * *
Моё мнение по этому вопросу сформировано сомнением в том, что Бог напрямую вмешивается в человеческую жизнь. По этой причине я рассматриваю держание кого-либо в Свете в первую очередь с точки зрения влияния на моё собственное поведение и взгляды и лишь во вторую очередь, косвенно, на жизни и поведение людей, с которыми я взаимодействую.
* * *
Когда меня просят держать кого-то в Свете, мне сразу хочется помолиться о его благополучии и представить этого человека окружённым ярким ореолом света. Я надеюсь, что буду периодически думать об этом человеке в течение будущей недели или месяца, чтобы он выздоровел, преодолел трудный период и т.д. «Держать» кого-то означает для меня «нести», поэтому мне хочется в течение какого-то времени проявлять к этому человеку сочувствие и любовь. Временами эта забота может выражаться в конкретном действии (совместном обеде, телефонном звонке или открытке с добрыми пожеланиями). Конечно, задача сильно осложняется, если кто-то попросит «держать в Свете секретаршу лучшей подруги его матери» или когда я вообще едва знаю того, что просит меня об этом. Кроме того, иногда бывает сложно, если просьб слишком много. Тогда я переадресую их кому-то другому.
* * *
Мне кажется, наибольшая ценность этого процесса проявляется, когда я сам благодаря «держанию кого-то в Свете» начинаю действовать более угодно Богу. Мне становится легче поддерживать равновесие в жизни и следовать духовно здоровым курсом. Мои действия в таком случае в большей степени диктуются Внутренним Светом, что, в свою очередь, делает моё взаимодействие с людьми более полезным для них в аспекте преодоления тех или иных трудностей.
* * *
Однажды я задал этот вопрос Дороти Стир на встрече в Радноре. Лучшего ответа я не слышал. Она сказала, что, застилая постель простынёй, представляет, как на этой простыне, словно в заботливых руках Бога, мирно отдыхает человек, окружённый светом и любовью. Теперь я думаю так же.
* * *
На ум приходит несколько мыслей, когда речь заходит о «держании кого-то в Свете». Большинство из них, я уверен, будут гораздо лучше сформулированы другими. Но одну из них я бы хотел постараться изложить. Она немного противоречива, но представляется мне важной в вопросе понимания того, как расизм влияет на каждого из нас в отдельности и на Собрание в целом. Сколь бы значимым мы ни воспринимали Свет, он также тесно связан с тем, что мы всегда изображали свет добром, а тень – злом. К примеру, помню, как одна посетительница наших собраний жаловалась на то, что не может найти фильмы или мультфильмы для своих приёмных дочерей разных рас, в которых тёмных персонажей не изображали бы страшными и злыми. Этот стереотип, как мне кажется, может болезненно восприниматься многими чернокожими людьми. Я не предлагаю искоренить его, но я хотел бы, чтобы мы понимали, что это может быть неприятно многим, и чтобы мы чаще молились о людях, думали о них в положительном ключе, а также старались не подпитывать этот стереотип.
* * *
Когда я держу кого-либо в Свете, я представляю этого человека буквально завёрнутым в тёплый свет. Для меня это символ Божьей любви. Если я знаю этого человека лично, то я «вижу» его лицо в этом свете. Если не знаю – то вижу только свет, но знаю, что Бог его видит, а я таким образом проявляю свою заботу. На встрече Всеобщей конференции Друзей в этом году говорилось о том, что Библия велит нам просить за других людей перед Богом. Многие не уверены, можно ли просить о здоровье и благополучии для другого человека, и очень приятно, когда можешь попросить об этом.
* * *
«Держать кого-то в Свете» представляется мне, как «держать в Любви». Для меня Свет является олицетворением Божьей любви, и когда я «держу кого-то в Свете», я представляю этого человека окружённым ярким сиянием, а также чем-то осязаемым, мягким и приятным на ощупь. В Псалмах есть строки о вознесении на крыльях орла, которые я представляю частью Божьей любви. Крыло может быть мощным, крепким и способным вознести, но на земле оно может заботливо укрыть нас своим теплом. Поэтому я представляю человека окружённым светом, теплом и заботой.
* * *
Если я заболею или столкнусь с какими-то неприятностями, то попрошу Друзей держать в Свете меня, а не только эти конкретные неприятности. Легко сосредоточиться на болезни и забыть, что и всю жизнь этого человека нужно держать в Свете. Держите человека ближе к свету, чтобы всё в нём было озарено. Эта мысль пришла мне недавно, когда один из Друзей рассказал о том, как долгое время не осознавал, что своему приятелю, находившемуся в трудном положении, он мог бы больше помочь, если бы не сосредотачивался лишь на той конкретной нужде.
Источник: Собрание Друзей в Энн Арбор. Мичиган, США. Август – сентябрь 2003 года.