Декларация веры, принятая Ричмондской Конференцией в 1887 году

ПОЯСНЕНИЕ: В конференции приняло участие 95 делегатов, представлявших 12 Годовых собраний Друзей всего мира из ортодоксальной ветви квакерства. Конференция прошла в Ричмонде, Индиана (США), в сентябре 1887 года. На этой конференции была принята Декларация веры, активно используемая евангельскими Друзьями до сих пор. Она является одним из трёх доктринальных документов ортодоксальных Друзей. Два других – это «Письмо губернатору Барбадоса» и «Необходимые истины».

* * *

Ощущая глубокую признательность Ему за то, что Он любит нас, мы чувствуем потребность объявить о фундаментальных доктринах христианской истины, которые всегда продвигала наша ветвь Церкви Христа.

О БОГЕ

Мы верим в Единого Святого (Исайя 6:3, 58:15), Всемогущего (Бытие 17:1), Всезнающего (Римлянам 11:33, 16:27) и Вечного (Псалом 90:1-2) Бога Отца (Матфея 11:25-27), Создателя (Бытие 1:1) и Стража людского (Иов 7:20); а также во Христа Иисуса, Сына Его Единственного, Кем всё было создано (Иоанна 1:30) и благодаря Кому всё продолжает быть (Колоссянам 1:17); и в Духа Святого, исходящего от Отца и Сына (Иоанна 15:26, 16:7), Обличителя мира (Иоанна 16:8), Свидетеля в лице Христа (Иоанна 15:26), Учителя (Иоанна 14:26), Проводника (Иоанна 16:13) и Освятителя (2 Фессалоникийцам 2:13) народа Божьего; и верим, что эти Трое – едины в Божественном начале (Матфея 28:19, Иоанна 10:30, 17:21). Ему воздаём мы славу, хвалу и благодарение – отныне и вовек. Аминь.

ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС

С глубоким почтением и благодарностью выражаем мы нерушимую преданность нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоанна 1:18). «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Иоанна 1:4). «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоанна 1:9) «…и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иакова 1:17). Он – вечное Слово (Иоанна 1:1), которое было с Богом и было Богом, открывая Его в бесконечной мудрости и любви, как Создателя человека (Колоссянам 1:13-16) и Искупителя (Колоссянам 1:14), ибо Им созданы все видимые и невидимые творения на земле и на небе. Зачатый Духом Святым (Матфея 1:20), рождённый девой Марией (Матфея 1:23-25, Луки 1:35), и «слово стало плотию и обитало с нами» (Иоанна 1:14). Он пришёл в полноте времени (Галатам 4:4), предназначенный ещё до основания мира (1 Петра 1:20), чтобы исполнить великое Божье поручение об искуплении человека (Исайя 53). «…ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Колоссянам 2:9). «Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Филиппийцам 2:7), «когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего» (Титу 3:4), была применена она ко всем нашим потребностям и ограниченным возможностям. Он ходил, творя добро (Деяния 10:38), взяв на себя наши тяготы и немощи (Исайя 53:4, Луки 12:50, 19:41, 22:44), печали, голод, жажду, усталость (Иоанна 4:6), боль и страдания (Луки 22:43-44) тела и души, будучи соблазняем так же, как и мы, но не согрешил (Евреям 4:15).

Смиряя себя, чтобы мы могли возвеличиться, Он явственно осознал, что людские дела и страдания должны быть критерием, который, через следование вере, определяет нашу готовность к небесам. Он освящает для нас наши страдания, переживая и перенося их самостоятельно, подавая нам совершенный пример (1 Петра 2:21) праведности (Матфея 3:15) в жертвенной любви.

Но не только в таких благословенных отношениях должен Господь Иисус пребывать со Своим народом. В Нём явился нам истинный Бог и Совершенный человек (Ефесянам 4:13), Искупитель, однажды выстрадавший за нас и по безграничной силе Своей спасший нас. Он стал смиренным (Филиппийцам 2:8) до степени самопожертвования, пусть даже смертью на кресте, где Он искупил наши грехи, и не только наши, но и грехи всего мира (1 Иоанна 2:2), и обрели мы искупление через Его кровь (Ефесянам 1:7), прощение грехов по Его благодати. С радостью и благодарностью должны мы помнить о том, что прощение наших грехов стало возможным лишь благодаря Его совершенной жертве, и никак иначе (апология Баркли, предложение 5 и 6, параграф 15, страница 141). Он был погребён и воскрес на третий день (1 Коринфянам 15:4) согласно Писанию, и явил Себя неопровержимо живым пред многими людьми после Своего воскрешения (Деяния 1:3). Затем вознёсся на Небеса и воссел одесную Господа, чтобы явиться нам уже в присутствии Божьем (Евреям 1:3, 9:24). Вместе с апостолами, видевшими Его вознесение, мы уверенны в том, что «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1:11, см. также 5:7). Мы хотим присоединиться к словам апостола Иоанна: «Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откровение 22:20). И сейчас, ожидая и наблюдая, мы радуемся, осознавая, что Он – наш Царь и Спаситель. Он – единственный Посредник Нового и вечного Завета (1 Тимофею 2:5, Евреям 9:15), устанавливающий мир между Богом, Которому человек нанёс оскорбление (Евреям 4:14, 7:24). Он «…может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евреям 7:25). Ему дана всякая власть на небе и на земле (Матфея 28:18). Им Бог будет праведно судить мир (Деяния 17:31), «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца» (Иоанна 5:22-23). «…все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Иоанна 5:28-29).

Мы с трепетом каемся и верим, что наше служение возможно лишь благодаря Сыну Божьему, и что Он – истинный объект веры, к Его имени нужно взывать, как это делали христиане ранней церкви по причине славного единства Отца и Сына; и что мы не можем обращать молитвы Богу и получать от Него ответы и благословения иначе, чем через Его Сына (Декларация 1693 года в «Истории Сьюэлла», том 2, стр. 379).

Со смиренной благодарностью мы должны являть свидетельство вечного могущества и силы нашего Господа в Его церкви. Через Него искупленные всех поколений получили свет, прощение и радость. Всё это – члены Его церкви, каким бы именем в миру они ни звались, крещённые единым Духом в едином Теле; ставшие живым фундаментом, объединённые верой и любовью между собой, а также с Отцом и Сыном. И главой этой церкви является только Господь Иисус Христос (Ефесянам 1:22). Все истинные члены её стали едины в Нём. Они омыли свои одежды добела в Его бесценной крови (Откровение 7:14), а Он сделал их священниками Богу и Его Отцу (Откровение 1:6). Он пребывает в их сердцах благодаря вере и дарует им мир. Его воля – закон для них, и в Нём они наслаждаются истинной свободой – свободой от оков греха.

СВЯТОЙ ДУХ

Мы верим, что Святой Дух пребывает в божественном единстве с Отцом и Сыном (Матфея 28:19, 2 Коринфянам 13:14). «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое» – сказал Христос (Иоанна 14:26). «и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Иоанна 16:8). «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоанна 16:14). Благодаря Святому Духу зло становится очевидным. Он оживляет тех, кто духовно мёртв и погряз в грехе, и помогает им увидеть внутренним взором Агнца Божьего, взявшего на себя все грехи мира (Ефесянам 2:1). Являясь нам во имя и под покровительством воскресшего и вознесённого на небеса Спасителя, Он – бесценный обет вечной любви и заботы нашего всевышнего Царя. «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоанна 16:14). Пребывая в сердцах верующих (Иоанна 14:17), Он помогает им лучше понимать Писание и для смиренного сердца становится Проводником, Утешителем, Помощником и Освятителем.

Мы верим, что наилучшая оценка служения Господу выражается в принятии Его детьми крещения в Духе Святом. Святой Дух является подтверждением принятия этого верующего (Ефесянам 1:13, 14) в семью искуплённых (Римлянам 8:15, 16) и предвкушением полного единения и совершенной радости, уготованной ему навечно.

Мы не следуем никаким принципам духовного света, жизни или святости, которые могут быть присущи разуму или сердцу человека. Мы верим в отсутствие принципов духовного света, жизни и святости, и верим во влияние Святого Духа Божьего, дарованного человечеству – в разных проявлениях и формах – через Господа нашего Иисуса Христа. Способность принимать это влияние даёт человеку преимущество над всяким порождением зла. Она выделяет его среди любой нации и в любой стране, как объект Божьей искупительной любви, как человека не только разумного, но и ответственного, для которого Слово о спасении через нашего распятого Искупителя при любых обстоятельствах дорого и приятно.

Святой Дух необходимо выделять в отдельную категорию, не смешивая Его ни с сознанием, которое Он освещает, ни с нашим разумом, который, будучи неподчиненным Его святому влиянию, является в глазах Бога оплотом глупости. Чем глаз является для нашего тела, тем же сознание является для нашего внутреннего «я» – с его помощью мы видим. И точно так же, как для работы нашего глаза необходимы жизнь и свет, так наше сознание – внутренний взор – не может функционировать должным образом без жизни и света Святого Духа. Будучи единым с Отцом и Сыном, Святой Дух ни при каких обстоятельствах не может ни проявить непочтение к нашему распятому, воскресшему и восславленному Искупителю, ни отречься от Него. Мы не приемлем всякое пророчество, озарение или духовность, если они отделены от Иисуса Христа из Назарета, распятого для нас под Иерусалимом.

СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ

Общество Друзей всегда верило и продолжает верить в то, что Священные Писания Ветхого и Нового Заветов вдохновлены Богом, а потому их не может поставить под сомнение ни один другой авторитет и в то, что они могут привести человека к спасению через веру в Иисуса Христа. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоанна 20:31). Священное Писание – единственное зафиксированное и заверенное Богом учение, которому мы, христиане, должны следовать. Кроме того, в Писании изложены моральные принципы, которые должны определять наши действия. Никто не может требовать от вас поверить в то, чего нет в Священном Писании (речь о религиозной доктрине, конечно). Тот же, кто пытается навязать нечто противоречащее Писанию, пусть даже он прикрывается вдохновением Святого Духа, пребывает в заблуждении. Ветхий Завет для христианина является неопровержимым свидетельством его Господа. Его следует воспринимать через призму Нового, тогда его суть откроется полностью, и смиренный ученик научится понимать единство и взаимное проникновение обоих Заветов, а также их многогранную гармонию свидетельства о Христе. Величайший Вдохновитель Писания является и его истинным Толкователем. И Он делает это со снисхождением и любовью, не вытесняя наше мировоззрение, а обновляя и освещая его. Там, где во главе Христос, все праздные размышления пресекаются; Его доктрину изучают, исполняя Его волю, и всё приобретаемое знание ведёт к более глубокому ощущению Его истины и любви.

СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ГРЕХОПАДЕНИЕ

В Своей мудрости и доброте Господь создал человека из грязи земной и вдохнул в него жизнь, чтобы он стал живой душой, сотворённой по образу и подобию Божьему, способный исполнить Божий закон и пребывающий в тесной связи со своим Создателем (Бытие 2:7, 1:26,27). Будучи вольным подчиняться или ослушаться, человек поддался соблазну Сатаны, впал в грех и, следовательно, утратил духовную праведную жизнь, в которой был создан, став подвластным смерти, что является неизбежным результатом греха (Римлянам 5:12). Будучи детьми павшего Адама, всё человечество несёт это бремя. Люди – носители природы Адама, а потому испытывают последствия грехопадения на себе. Но слова Искупителя одинаково применимы для любого человека: «должно вам родиться свыше» (Иоанна 3:7). И пока мы придерживаемся этого мировоззрения падшего, мы продолжаем верить, что грех никому не вменяется в вину, пока мы не нарушим Божественного закона (который прежде мы должны вполне понять); и что младенцы, хоть и наследуют эту падшую природу, спасены по бесконечной милости Бога через искупление, дарованное Иисусом Христом.

ОПРАВДАНИЕ И ОСВЯЩЕНИЕ

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Мы верим, что получаем оправдание по Божьей благодати. То есть, через наше покаяние и веру Он прощает нам грехи и дарует новую жизнь. И получаем мы её не за какие-то заслуги или праведные поступки (Титу 3:5), а во Христе Иисусе и по безграничной милости Бога. По вере в Него и благодаря Его пролитой крови вина за грех снята, и Бог принимает нас. Жертва, принесённая Христом для искупления всех грехов, является манифестом величайшей праведности и любви Бога. Но искупление грехов не означает, что закон праведности теряет силу. Это лишь утверждение закона (Римлянам 3:31) в виде исполнения его Сыном Божьим, ответившим всем требованиям. Бог, неизменно справедливый, объявляет Его искупителем всякого, кто уверует во Христа (Римлянам 3:26). В течение многих веков страдания и смерть Христа были покрыты тайной и служили укором для гордыни и неверия человеческой природы, в то же время даруя жизнь смиренно покаявшемуся, чьё сердце завоёвано убеждающей силой Святого Духа. И по мере того, как такой человек смотрит на Бога, страдавшего за наши прегрешения (Исайя 53:5) и Кого Господь отдал, чтобы искупить все наши беззакония (Исайя 53:6), его глаза начинают всё больше видеть, а сердце – понимать всю мерзость греха, за который умер Спаситель. В то же время этот человек, ощущая прощение грехов, обретает радость в Боге через Господа Иисуса Христа, Который принёс нам искуплением (Римлянам 5:11).

Мы верим в связь между искуплением и духовным возрождением. Те, кто ощутил Святого Духа в своей жизни, знают, что уже не принадлежат сами себе (1 Коринфянам 6:19) и что, представ пред Богом обновлёнными смертью Его Сына, мы обретаем спасением Его жизнью (Римлянам 5:10). «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Коринфянам 5:17). Мы стали новыми людьми через веру во Христа Иисуса; наша воля отныне подчинена Его священной воле; благодаря Его праведности мы живём по благодати, обретя жизнь вечную в Господе нашем, Христе Иисусе (Римлянам 5:21).

Освящение достигается принятием Христа и живой верой в оправдание и так же, как искупленный через веру в Иисуса грех, оно измеряется Его праведностью, ибо, как сказал апостол: «…но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Коринфянам 6:11). Мы с радостью верим в то, что Божьей благодати сполна хватит, чтобы освободить нас от власти греха и от вины за него, и что Его верующие дети обретут победу во Христе (2 Коринфянам 2:14). Как вдохновляют эти слова: «по вере вашей да будет вам» (Матфея 9:29). Сердце того, кто полностью подчинит себя Богу, веря в Его обетования и укрепляясь в вере во Христа Иисуса, будет постоянно очищаться от всякого греха Его бесценной кровью. Такой человек через обновляющую силу Святого Духа, будет оставаться в согласии с Божьей волей, будет любить Его всем своим разумом, сердцем и душой и сможет повторить слова апостола Павла: «…потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Римлянам 8:2).

Таким образом, по своей сути, освящение – это освобождение от скверны, от греховной природы. К этому все мы призваны, чтобы иметь возможность без страха служить Господу, представая пред Ним в святости и праведности каждый день нашей жизни (Луки 1:74,75). Вот как апостол молился за верующих: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фессалоникийцам 5:23, 24). Но даже самый праведный христианин подвержен искушениям и уязвим для нападок Сатаны. Он может сохранить свою праведность лишь благодаря постоянной молитве, зависимости от своего Спасителя и хождению в свете (1 Иоанна 1:7), не переставая смиренно верить.

ВОСКРЕШЕНИЕ И ПОСЛЕДНИЙ СУД

В Писании сказано, – и мы верим в это – что настанет время воскресения мёртвых – как праведных, так и нечестивых (Деяния 24:15), и что Бог назначил день, в который Он станет судить мир в праведности предопределённого Им Иисуса Христа (Деяния 17:31). Как сказал апостол: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Коринфянам 5:10).

Мы искренне верим не только в воскрешение во Христе из греховного состояния, но и в восхождение во славе с Ним вслед за этим; в то, что когда Он наконец появится, мы предстанем пред Ним во славе. Тот же, кто останется порочным, кто будет противиться свету благодати и умрёт не раскаявшимся, воскреснет осуждённым. Мы верим, что душа каждого человека будет сохранена в должном виде и получит тело, которое Богу будет угодно даровать ей. Речь о том, что «сеется тело душевное, восстаёт тело духовно» (1 Коринфянам 15:44). Первично душевное, но затем следует духовное. И хотя сказано: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Коринфянам 15:53), изменения будут согласно следующему отрывку: «…плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Коринфянам 15:50). Мы должны уйти от всякого тления, порчи и от смертности и стать сынами Божьими, будучи сынами воскресения» (Луки 20:36. См. также Декларацию 1693 года в «Истории Сьюэлла, том 2, стр. 383-384).

«Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Филиппийцам 3:20-21)

Мы верим, что наказание порочным и благодать праведным будут вечны, согласно обетованиям Искупителя, сочувствующего нам: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матфея 25:46).

КРЕЩЕНИЕ

Мы глубоко убеждены в том, что наш Господь не устанавливал никаких конкретных ритуалов или церемоний для соблюдения в Его церкви. Мы безоговорочно принимаем все заповеди нашего Господа. Вопрос ритуалов и церемоний для нас заключается не в авторитете Христа, а в их конкретном значении. Мы свято верим, что, как есть один Господь и одна вера, так же, согласно христианскому мировоззрению, есть лишь одно крещение (Ефесянам 4:4,5), которое принимают все верующие, крестясь, таким образом, в едином Духе и едином теле (1 Коринфянам 12:13). Это не простой ритуал крещения водой – это духовное событие. «Не плотской нечистоты омытие» (1 Петра 3:21), а внутреннее действо, которое, изменяя сердце человека и настраивая его душу на Христа, дарует нам должное сознание и отношение к Богу и воскрешению Иисуса Христа через Его любовь и силу, как к воскресшему и вознесённому Спасителю. Никакое водное крещение не сможет сравниться с тем, о чём писал апостол: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Римлянам 6:4). Лишь Духом человек может быть истинно крещён. В этом событии исполняется пророчество Иоанна Предтечи: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матфея 3:11). Таким образом мы принимаем поручение нашего благословенного Господа, как изложено в Матфея 28:18, 19 и 20: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Мы убеждены, что это поручение было дано не для того, чтобы создать некий новый ритуал согласно Новому Завету и не для того, чтобы инициированного сделать членом церкви; по своей сути оно глубоко духовно и не должно выражаться в обычной церемонии. Иначе апостол Павел, который ни в чём не уступал высшим апостолам (2 Коринфянам 11:5), не стал бы говорить: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать» (1 Коринфянам 1:17). Как только устанавливается некий ритуал, все его детали становятся его сутью. Но в этих отрывках такие детали совершенно отсутствуют, что подтверждает наше убеждение в том, что поручение должно пониматься в тесной связи с духовной силой, которую воскресший Господь обещал свидетельствующим о Нём апостолам и церкви. С силой, которая после дня Пятидесятницы так активно содействовала служению и молитве апостолов, что те, к кому они приходили, приобретали опыт спасительного знания и живых взаимоотношений с Отцом, Сыном и Святым Духом.

ПРИЧАСТИЕ ГОСПОДНЕ

Наряду с уже изложенными убеждениями, мы твёрдо верим в истинное причастие Божье. Мы хорошо знаем, что нашему Господу угодны всевозможные символы, но Он часто мягко упрекал Своих учеников за то, что они буквально принимают то, во что Он вкладывал исключительно духовный смысл. Его учения, как притчи или, к примеру, заповедь мыть друг другу ноги, часто были полны символов и должны пониматься в свете этих Его слов: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанна 6:63). Ветхий Завет полон церемониальных символов. Новый же Завет, о котором Спаситель говорил на Тайной Вечере, согласно пророку, «не такой, как Ветхий» (Иеремии 31:32, Евреям 8:9). Мы не верим, что, создавая Новый Завет, Господь Иисус творил нечто, противоречащее этому пророчеству. Не могло хлебопреломление и питьё крови Христа быть лишь чем-то внешним, принадлежать сугубо материальному. Это действия людей, единственной надеждой которых являются страдания и смерть их Господа; людей, которым пребывающий в них Дух, даёт испить полноты Иисуса. Истинное причастие Господне заключается именно в этом духовном действии.

Присутствие Христа в Его церкви должно выражаться не каким-то символом, а реальной связью с Его Духом. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоанна 14:16), уличая в грехе, свидетельствуя об Иисусе, беря от Него. Этот благословенный Утешитель верно и милостиво дарует верующим и церкви настоящее присутствие Господа. Как великое напоминание, через которое исполняется обещание, Он не нуждается в ритуалах или вмешательстве священника, чтобы дать нам опыт истинного единения и общности. Воскресший Искупитель сказал: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откровение 3:20).

Собираясь на конференции поклонения, верующие приглашаются на фестивали мира Спасителя, чтобы в едином порыве веры и любви, свободном от ритуалов и церемоний, преломить вместе хлеб, то есть, тело Господне и испить «крови», которая была пролита за них у ворот Иерусалима. В такой обстановке они наилучшим образом поймут смысл слов апостола: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». (1 Коринфянам 10:16, 17).

ЦЕРКОВНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Прославление – это реакция почитания Духа Святого сердцем и разумом. Оно не подчиняется никаким канонам или стандартным формам: оно может быть как безмолвным, так и многословным, но оно должно быть в духе и в истине (Иоанна 4:24). Мы осознаём значение тишины – не в смысле завершения, а в смысле подготовки к завершению; речь о безмолвии не по причине равнодушия или отвлечённых мыслей, а по причине священного ожидания и смирения пред Господом. Будучи Его приёмными детьми, по вере в Господа Иисуса Христа, мы должны с радостью собираться вместе и прославлять Всемогущего Бога, ожидая, что Он укрепит наши силы и единение друг с другом и направит нас в развитии духовных даров. Также, собираясь, мы должны нести благую весть необращённым, которые могут быть среди нас. Сила поклонения не зависит от количества людей. Где собираются двое или трое во имя Христа – там уже церковь, и Христос – её Глава. Через посредничество Иисуса мы можем почтительно обращаться к Отцу без каких-либо дополнительных инструментов. Господь Иисус навсегда исполнил и положил конец системе жертвоприношений, бытовавшей во времена Закона. Сделал Он это, принеся Себя в жертву на кресте – для всех нас, раз и навсегда. Он открыл нам доступ в святая святых. Сломленное и кающееся сердце, открытое признание перед Богом, молитва отчаявшегося, душевные и духовные терзания и поиск истины, благодарное смирение, духовные песни сердца (Ефесянам 5:19), простое проявление веры, самоотверженное служение любви – вот что наш милостивый и верный Первосвященник с радостью дарует через Своего Духа тем, кто примет Его, чтобы затем представить Богу. Незамедлительным действием Святого Духа Он, будучи Главой церкви, Сам определяет, кому вещать Его послание или как-то иначе служить Ему, поэтому мы не вправе формализовать наши молитвенные собрания и назначать кому-то определённые функции. Мы хорошо знаем, что Бог преподносит нам множество даров (1 Коринфянам 12:4-6) как для нужд мира, так и церкви, и потому хотим, чтобы церковь чувствовала ответственность перед её Великим Главой за взращивание этих даров и создание условий для их должного развития.

Мы получаем эти дары не для того, чтобы возвыситься над другими (1 Коринфянам 12:7), поэтому всякая живая церковь, покорная Христу, принимает их со смирением и благодарностью и применяет во имя её Святого Главы. Церковь, отвергающая Дух и живущая для себя самой, должна погибнуть.

Мы верим в то, что проповедь Евангелия – один из главных определённых Богом путей для распространения благой вести о жизни и спасении через нашего распятого Искупителя; для пробуждения и убеждения грешников, а также для поучения верующих. Поскольку избирать и призывать к служению и распространению Евангелия – прерогатива лишь Бога, мы считаем, что и дар, и умение реализовать его должны идти от Господа. Потому сегодня, как и во времена ранней церкви, Он продолжает наделять мужчин и женщин дарами, согласно пророчеству апостола Петра: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши…» (Деяния 2:17), о чём апостол также говорит: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деяния 2:39). И безвозмездно полученный дар должен так же свободно и реализовываться (Матфея 10:8, см. также Деяния 20:33-35) в простом следовании Божьей воле.

Но духовные дары, сколь бы ценны они ни были, нельзя путать с благодатью – они возлагают на нас ответственность и не возносят над братьями или сёстрами. Реализовывать плоды этих даров необходимо в постоянной зависимости от нашего Господа, и благословенно то служение, в котором человек смирен, а Христос и Его благодать вознесены. «…но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» – сказал наш Господь – «А Я посреди вас, как служащий» (Луки 22:26, 27).
Хотя церковь не может раздавать духовные дары, в её ответственности распознавать и помогать развивать их всеми доступными способами. И пусть с одной стороны Евангелие никогда не должно проповедоваться за деньги (Деяния 8:20, 20:33-35), с другой – в обязанности церкви входит создать такие условия, в которых ей никогда не будут препятствовать по причине нехватки денег.

Церковь, верная своим заветам, не может забыть свою роль в великом поручении: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Марк 16:15). Помня о том, что только Святой Дух способен создать и подготовить инструменты для осуществления этого поручения, истинный ученик будет продолжать сидеть у ног Иисуса – слушая, учась и подчиняясь. Он смиренно предоставит себя в распоряжение своего Господа и, заслышав призыв «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?», будет готов ответить с сыновним почтением и любовью: «Вот я, пошли меня». (Исайя 6:8).

МОЛИТВА И ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Молитва – наше выражение нужды и постоянной зависимости от Бога. Сказавший нам «Просите, и дано будет вам» (Матфея 7:7), является Посредником и Первосвященником, который посредством Своего Духа передаёт наше прошение Отцу. Таким образом, молитва становится обязанностью и привилегией всех, кто призван Его именем. Молитва – это выражение в пробудившейся душе мольбы «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Луки 18:13). Кроме того, молитва необходима для верующего на любом этапе его духовной жизни. Жизнь без молитвы – по сути, жить без Бога. Жизнь христианина – постоянное прошение. Стремление просить, будучи удовлетворённым, порождает более сильные желания, предвещающие ещё более обильные Божьи благословения. Молитва не должна находиться в рамках. Высказанная по велению Святого Духа, она становится важной частью церковного служения, и когда Божьи люди собираются вместе в Его имя, они с радостью и смирением ждут от Него духа благодати и умиления (Захария 12:10).

Жизнь, полная молитвы, неизбежно будет и полной прославления. Когда Божий мир воцаряется в церкви, её члены принимают от Бога всё, как щедрый подарок, и каждый день приносит им новые обетования Отчей любви. Удовлетворённые Его милостивым ответом – как отдельные люди, так семьи и целые конгрегации – они не перестанут прославлять Его (Псалтирь 84:4), от сердца к сердцу: «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием» (Псалтирь 103:1).

СВОБОДА СОЗНАНИЯ В АСПЕКТЕ СВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Сознание должно быть свободным, а в отношении религиозных доктрин и поклонения человек подотчётен лишь Богу – эти истины ясно изложены в Новом Завете, подтверждены всей сутью Евангелия и личным примером нашего Господа и Его учеников. Управлять сознанием и духовной верностью человека – прерогатива Бога и никого иного. В религии всякое действие должно быть свободным. Прославление по принуждению – явное противоречие установленному Богом порядку, в котором прославление Его должно быть в истине и духе (Иоанна 4:24).

Мы всегда выступали за то, что христианин обязан соблюдать светские законы, за исключением тех, что посягают на верность Богу. Благодаря этой верности мы получаем благословения, наслаждаемся свободой и защитой, сохраняя неразрывную связь с законом и порядком. Светское правительство установлено Богом (Римлянам 13:1, 1 Петра 2:13-16), чтобы способствовать благосостоянию и достойной жизни населения. Поэтому к власть предержащим следует относиться как к служителям Божьим, которые должны быть ужасом для злодеев и благом для добродетельных. Потому мы должны сознательно проявлять к ним уважение и подчинение согласно наложенным на них полномочиям.

БРАК

Институт брака милостиво установлен Самим Создателем для помощи в продлении человеческого рода. Это не просто гражданское соглашение, и к браку нельзя подходить без благословения Того, Кто его установил. Это священное посвящение на всю жизнь (Матфея 19:5, 6), созданное для взаимной поддержки партнёров, чтобы они всегда были опорой друг другу в делах материальных и духовных. В брак следует вступать осознанно, обдуманно и в страхе пред Господом.

МИР

Мы чувствуем потребность высказать наше твёрдое убеждение в том, что любая война совершенно несовместима с чёткими предписаниями нашего Господа и Его Евангелия, и что никакое требование, сколь бы особенным или срочным оно ни было, не может заставить отдельных людей или целые народы предать Того, Кто сказал: «Любите врагов ваших» (Матфея 5:44, Луки 6:27).

Пребывая в этой любви и прощении, Бог не дал человеку заповедей, которые невозможно выполнить или таких, для реализации которых необходимо вначале убедить всех. Нет никаких сомнений в том, что эти заповеди были нам даны, и что в Священном Писании есть прямые указания на то, что мы должны исполнять их – и как отдельные личности, и как целые народы (Исайя 2:4, Михей 4:1). Когда государства создадут свои законы сообразно этому Божественному учению, войны неизбежно прекратятся.
В смирении и верности нашему Господу мы выражаем глубокую убеждённость в том, что все требования светского правительства могут быть выполнены под знамёнами Принца Мира в строгом соответствии с Его заповедями.

КЛЯТВЫ

Мы считаем неотъемлемой привилегией ученика Господа Иисуса тот факт, что его высказывания о чём-либо должны быть приняты во всяком случае как выражение его убеждений в том или ином вопросе. Мы следуем чёткому велению Господа: «Не клянись вовсе» (Матфея 5:34) и всякое отклонение от этой заповеди может пагубно сказаться на истине и доверии между людьми, столь необходимом для нашего общего блага. По нашему убеждению, эта заповедь относится не только к обычным клятвам, но и к судебным. Она отменяет всякую силу прежде данных клятв и является для христианина неколебимой.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ

Хотя мы, христиане, должны помнить нашего Создателя всегда, мы не можем не выразить благодарность Небесному Отцу за то, что Он выделил один день недели для отдыха, религиозных действий и церковных служений. Нам бы хотелось, чтобы все наши братья и сёстры наслаждались этой привилегией, как те, кто призван воскреснуть со Христом и стремиться к вещам, что откроются там, где Он воссядет по правую руку Господа (Колоссянам 3:1). В этот день недели члены семей Друзей должны собираться вместе, чтобы читать Писание и искать Господа. И мы верим, что мудрое распределение времени и сил позволит христианину уделить в этот день должное внимание как служению в церкви, так и личному духовному росту.

Излагая эту декларацию нашей христианской веры, мы выражаем надежду, что все наши братья и сёстры будут вдохновлены и в смирении и посвящении с новой силой примутся за осуществление своей роли в великом деле Церкви, а через Церковь – и в остальном мире, во имя нашего распятого Искупителя. Жизнь, дарованная Христом и жизнь во Христе должны быть основой жизни для Христа. Ибо для этого мы были созданы, для этого были искуплены наши грехи, и лишь так могут быть удовлетворены потребности нашей бессмертной души.

* * *

Джозеф Бивэн Брейтуэйт. Декларация веры

Джозеф Бивэн Брейтуэйт (1818 – 1905), один из авторов текста Ричмондской декларации веры. Фото: stumblingstepping.blogspot.ru