Гончая небес на кошачьих лапках

В прошлом учебном году два раза в месяц утром по воскресеньям в гостиной нашего дома проводились молитвенные собрания, на которых обычно присутствовали полдюжины студентов моего колледжа и наша собственная семья из пяти человек, трех кошек и собаки породы бигль.

Строго говоря, бигля нельзя включать в число участвующих; по утрам во время собраний мы его запираем на кухне, потому что он слишком нервничает и шумит, когда в дом приходят незнакомые люди.

Однако кошкам можно приходить и уходить, когда заблагорассудится. Иногда они могут отвлекать, в частности новичков, особенно, когда кошка, возвращающаяся с улицы, высоко прыгает, прижимаясь плашмя к входной двери – это у нее такой способ просигналить о желании войти. В целом, однако, студенты, кажется, положительно оценивают присутствие животных (бигль на чаепитии после молитвенного молчания присоединяется к нам). Возможно это для них осязаемый знак того, что они находятся вне своей обычной среды, не в общежитии или учебном классе, а в доме.

Однажды воскресным утром меня посетила мысль, возможно непочтительная, но лично для меня плодотворная, о сходстве между поведением наших кошек и действием Святого Духа, поскольку на протяжении нескольких лет я наблюдал первое и пытался осознавать второе. Например, иногда кошка до прихода студентов уже находится в комнате и устраивается, скажем, под диваном так, что в течение пятнадцати минут или получаса никто не знает о ее присутствии. Затем тихо, грациозно и ненавязчиво она появляется, и мы все осознаем ее присутствие, которое все это время было.

Однажды наша самая молодая и самая яркая кошка (как по темпераменту, так и по внешности) обошла комнату, методично по очереди прижимаясь к каждому, встречая иногда молчаливые, но дружелюбные приветствия, иногда неловкое смущение (а мы всегда знаем, как воспринимать приход Духа?). Время от времени она останавливалась, чтобы немного почесать за ушком, а иногда двигалась так быстро, как позволяла вежливость.

Я считаю, что кошек называют «одомашненными» только из вежливости или по аналогии. Кто кого приручил – это вопрос, как и то, живем ли мы с ними или же они с нами. (Стремимся ли мы жить в Духе или Дух живет в нас?)

кошка на молитвенном собранииНельзя посадить кошку в клетку и при этом ждать, что она останется верной своей кошачьей природе. Хотя у нее есть свои предсказуемые пути, она также блуждает там, где хочет. Это напоминает Дух, – никто не может сказать, когда и где он появится. Ни кошка, ни дух не выражают особого почтения к социальному положению, титулам или предыдущим заслугам, – они одинаково склонны навещать как неофита, так и старожила, как первокурсника, так и профессора. Опять же, ни кошку, ни Дух нельзя контролировать или задабривать; оба с той же вероятностью откажутся прийти, когда их зовут, и оба имеют привычку смущать своим присутствием там, где их не ждут.

Конечно, к таким размышлениям и сравнениям нужно относиться деликатно ввиду совершенно разных измерений духовного и кошачьего. Также мне трудно вообразить себе духовную параллель в случае с кошкой, которая неторопливо и без стеснения умывается в центре круга из дюжины молящихся. Не могу я придумать ничего аналогичного и к привычке наших кошек грациозно прыгать в нашей гостиной на стул, а оттуда на стол, откуда они могут пить из аквариума. (Тем, кто у нас впервые, не стоит бросаться на помощь рыбкам. Так и происходит, когда они видят, что никто вокруг не проявляет беспокойство.)

Далеко за пределами этой конкретной аналогии остается более глубокий и извечный вопрос, который, как и многие другие, обращается к проблеме баланса и перспективы.

Друзья и другие деноминации широко используют аналогии для описания и интерпретации своих религиозных переживаний и верований. Такая практика совершенно уместна и полезна, потому что мы можем начать освоение концептуального путь на неизвестной и трансцендентной территории, только используя интеллектуальные карты и ориентиры, принесенные с собой из знакомой местности.

Аналогии, метафоры и притчи могут быть эффективными, когда применяешь их в разговоре с другими людьми. Они могут помочь лучше осознать наши собственные убеждения и опыт. Тем не менее, мы должны сопротивляться сильному искушению считать, что новый опыт всегда можно понять с точки зрения старого, или что мы уже исследовали, завоевали и нанесли на карту эту терра инкогнита Духа, потому что слепоту верящего, что у него есть все ответы, гораздо труднее вылечить, чем слепоту того, кто еще не начал задавать вопросы.

 

Сентябрь 1972 г.

Автор – Скотт Кром, клерк собрания Рок-Велли в Рокфорде, штат Иллинойс. Он является профессором философии в Белойт-колледже, где дважды получал награду «Преподаватель года».

Заголовок отсылает к стихотворению Фрэнсиса Томпсона «Гончая небес»

Источник: журнал FriendsJournal.org