Мой опыт квакера, живущего вдали от собраний
Однажды я наткнулся на объявление в газете, где говорилось, что в доме местного квакера будут проводиться молитвенные собрания. Меня заинтриговала идея посетить непрограммированное квакерское богослужение, поскольку раньше я слышал о квакерах, но никогда не участвовал в их молитвенном собрании, – в моей местности таких не было. Я был воспитан в баптистской церкви, но мне нравились и другие формы богослужения, например, католическая торжественная месса (я даже посещал мессу на польском языке в этническом районе). Это богослужение, наконец, дало бы мне возможность познакомиться с квакерами, и в своем желании ищущего я чувствовал, что не могу отказаться от такого шанса.
Я слышал о домашних церквях и таком движении у протестантов, но никогда всерьез не задумывался об участии в подобном мероприятии, поскольку сидеть в гостиной во время богослужения мне казалось некомфортным, так оно или нет на самом деле. Но я так же знал, что о церкви нельзя судить ни по числу людей, ни по внешнему виду. Ранние христиане собирались везде, где только могли, чтобы избежать преследований. Поприсутствовать на собрании в гостиной не должно было стать такой уж большой жертвой. Кроме того, как известно, церковь – это группа людей, а не здание.
В городках неподалеку от меня имеются в основном церкви двух типов. Первый – пятидесятнические, или же евангелические. Эту группу можно разделить на две подгруппы: 1) церковь «особо восприимчивая к ищущим», стремящаяся привлечь новых членов с помощью маркетинговых приемов, современных музыкальных групп и мультимедийных презентаций, которые сильно воздействуют на чувства; 2) церковь с жесткой проповедью Слова Божьего и фундаменталистской идеологией. Другой тип церкви, распространенный в близлежащих городках, – католическая, с ее ритуальными мессами и молитвами, которые передаются из поколения в поколение на протяжении веков. Мне нравились и те, и другие, но квакерское богослужение заинтриговало меня, и я должен был увидеть его своими глазами.
Проведя дополнительные поиски по теме «изолированный квакер» (сам термин преисполнен одиночества), я узнал о том, как много квакеров практикуют свою веру в одиночку, без присутствия других Друзей: без ощущения дружеских контактов, без возможности получить откровение во время богослужения. Это был именно такой период в моей жизни, и я пытался поглощать все, что мог, о Религиозном обществе Друзей, – например, книги и видео. Поскольку вокруг не было ни квакерского собрания, ни пастора, приходилось довольствоваться вторичными источниками.
Во время этих поисков я обнаружил еще одно собрание квакеров, которое проводилось в соседнем городе в кафе, принадлежащем одной из церквей. Я с волнением воспринял эту информацию и запланировал посетить богослужение. В нужный день я объехал окрестности в поисках кафе и обнаружил его – скромное ничем не примечательное здание (как это было по-квакерски, думаю я теперь, оглядываясь назад). Когда я вошел внутрь, организатор представил меня пятерым другим участникам, и я почувствовал себя таким желанным гостем, как будто мы собирались здесь в течение многих лет.
Я понял, что эти люди тоже изолированные квакеры и стремятся к общению и взаимодействию, чего нельзя было достичь в собраниях по зуму. Мы сидели в кафе около кухни, среди столов и стульев, и я подумал про себя, как же это не похоже ни на одну из церквей, в которых я бывал раньше. Но я и надеялся увидеть что-то новое, именно новизна привлекла меня.
После знакомства и разговоров, наконец, настало время для молчаливого ожидания, молчаливой молитвы в ожидании Света, о которой я так много читал. Будучи интровертом по натуре, я наслаждался возможностью побыть в тишине и созерцании, размышляя о своей жизни и о том, как стать лучше в глазах Бога. Я сидел в ожидании спокойного, тихого голоса, который дал бы мне указания, достойные того, чтобы поделиться ими с собранием. Кто-то из нас правда встал и произнес откровение, детали которого я уже не могу вспомнить. Помню, что оно было произнесено в успокаивающей манере и придало мне спокойствия. Лишенное громкой музыки, лазеров, криков и хлопков, богослужение было таким, словно мы были первыми учениками в день Пятидесятницы, ожидающими Святого Духа.
Примерно через час мужчина – его звали Дэнни – встал и объявил собрание оконченным, и мы вернулись из духовной сферы обратно в мирскую. Дэнни, добрый и скромный человек, дал мне кое-какую литературу, чтобы я мог побольше узнать о квакерах, их верованиях и образе жизни. Перед отъездом я попрощался со своими новыми друзьями с надеждой поддерживать с ними связь. В следующее воскресенье мы собрались на собрании еще раз, и я почувствовал уверенность в том, что у меня есть новый духовный путь, по которому я могу следовать, и добрые Друзья, которые могут идти по этому пути вместе со мной.
Но вот пришла весна 2020 года, пандемия остановила практически все, и собрания были отложены до лучших дней. Затем я получил электронное письмо от того Друга, который организовал молитвенное собрание в кафе. В нем говорилось, что из-за какой-то несостыковки богослужения там больше проводиться не будут. Поскольку пандемия растянулась на многие месяцы, наша молодая крошечная группа распалась, и мы снова пошли своими путями как изолированные квакеры. Последствия пандемии проявились по-разному и заставили нас многим пожертвовать, например, общением с другими людьми. Мы все, в какой бы ситуации ни находились, оказались в изоляции. Мы, квакеры, снова были вынуждены на практике перейти к изоляции, что несколько иронично, учитывая наше название – «Религиозное общество Друзей».
Сегодня я продолжаю искать книги и видео о квакерстве. Хотя они являются сокровищницей информации по истории нашей веры, я чувствую, что в моей жизни как квакера, к сожалению, недостаточно элементов товарищества, дружбы, богослужения. Мне также не хватает наставничества квакеров постарше. Хотя я разыскал несколько собраний на приличном расстоянии от меня и, возможно, посещу их, но с учетом второй работы и высоких цен на топливо делать это каждую неделю будет непрактично.
Много лет я являюсь любителем смус-джаза, и меня поразила цитата, приписываемая музыканту Ахмаду Джамалу: «Я хотел бы быть исследователем во всем, что делаю. Исследователь никогда не останавливается, он всегда ищет, и я всегда ищу».
Себя я тоже считаю в некотором роде ищущим. Я с удовольствием вспоминаю, как по понедельникам вечерами посещал Библейские занятия в Церкви Бога, где люди разных убеждений собирались вместе для изучения, обсуждений, самоанализа и – слава Богу, редко – споров. За всем этим скрывалось желание узнать и понять Бога, что и происходило в течение нескольких часов в атмосфере дружбы и товарищества. К сожалению, эти собрания уже давно прекратились, поскольку многие участники ушли из жизни. Результатом стала духовная пустота и потеря друзей, которые помогали прояснять идеи и вникать в тайны Божественного и мирского. На этих собраниях часто цитировались Притчи 27:17: «Как железо оттачивает железо, так и люди оттачивают [совершенствуют] друг друга». Поскольку мое путешествие в квакерство продолжается, я с нетерпением жду возможности встречаться на собраниях с другими верующими и делиться откровениями, которые дает нам Дух.
Господь отправлял Своих учеников парами, зная, что такое путешествие чревато трудностями и искушениями. Он знал, что нам предназначено сопровождать друг друга до нужного места. Путешествие не должно было быть задачей, выполняемой в одиночестве. Мы должны были собираться группой, члены которой могли бы поддерживать друг друга.
Нам заповедано общаться с другими верующими; духовное путешествие предназначено не для одиночек (возможно, за некоторыми исключениями – например, монахи). Христос посылал Своих учеников по двое, чтобы они подбадривали и поддерживали друг друга в путешествии. Наверно, я позвоню Дэнни.
2023
Уильям Киль
Источник: журнал Friends Journal