Перевёрнутая корзинка с фруктами и восьмой континент

Уже года три как я говорю, что интернет — это восьмой континент глобального служения. Не все со мной согласны, но мне это кажется само собой разумеющимся. Я постоянно путешествовала по интернету. У меня есть запись из протокола в поддержку путешествующего служителя. Конечно, интернет занимает своё определённое место. Это место, где служение абсолютно необходимо, и оно отличается от служения в Африке, Европе или Австралии. В отличие от телефонной связи, телевидения, периодических изданий или почтовой службы, функции интернета — хотя технически это посредник коммуникаций и передачи информации — не сводятся к исключительно посредническим. Это внегеографическое пространство, в котором находятся люди.

Подумайте об этом. Мы «заходим в интернет» и там учимся, работаем, знакомимся с людьми, строим отношения. Мы делаем покупки, устраиваем свидания, фантазируем, развлекаемся. У интернета есть своя собственная (неоднородная) культура, отделённая от наших личных социальных связей в реальной жизни и от географии. У него есть собственные лингвистические диалекты, свои традиции и экономика, юмор и статусная система. Дошло до того, что интернет побуждает своих обитателей начать думать по-другому.

В квакерских кругах я слышала много разговоров о будущем, и сама я думала о прошедшем годе пандемии и онлайн богослужений, как о гигантской игре в перевернутую корзинку с фруктами.

Перевёрнутая корзинка с фруктами и восьмой континентВы знаете эту игру? Группа сидит на стульях в кругу. Каждому участнику приписан фрукт, обычно все делятся на апельсины, яблоки и бананы. Один игрок встаёт в центре круга и выкрикивает фрукты: «Апельсины!». Каждый участник-апельсин должен вскочить со своего места и перебежать на другой, незанятый стул. [Центральный игрок также пытается занять один из освободившихся стульев, — прим. перев.] Последний игрок, оставшийся без места, становится новым ведущим в центре и вызывает следующий фрукт. Центральный игрок может совсем расшалиться и выкрикнуть: «Корзинка перевернулась!». При этом все игроки должны вскочить со своих мест и занять другие.

Почему это похоже на гигантскую игру в перевёрнутую фруктовую корзинку? Потому что, хотя многие квакерские собрания попросту перешли от встреч в реале к онлайн собраниям, достаточно большое количество Друзей этого не сделали. Мы начали метаться, меняясь местами. Некоторые Друзья просто заходили онлайн, а на следующей неделе возвращались в свои домашние собрания. Но для других всё было не так. Некоторые Друзья виртуально вернулись в свои любимые собрания, откуда они переехали, на которых не были годами. Некоторые квакерские собрания вовсе не перешли в интернет, а просто закрылись, так что у Друзей не было другого выбора, как только участвовать в молитвенном собрании ещё где-то, хотя бы какое-то время. Некоторые Друзья начали экспериментировать и обнаружили какое-то отдалённое собрание, которое им больше подходит — возможно, другое годовое собрание или даже другое теологическое направление.

Это замечательно. Мы провели год в полном хаосе. Я ценю любые источники духовной поддержки и единения. Но… когда пандемия закончится, вернутся ли «домой» те Друзья, которые нашли новые для себя духовные сообщества? Возвратятся ли они в свои местные собрания или же останутся во вновь обретённых интернет-домах? В этом одна из причин потребности в гибридных собраниях, и до сих пор идёт много разговоров об их технических аспектах. Как нам создать гибридное собрание, на котором каждый будет видеть и слышать выступающего?

Это хороший первый шаг. Но я чувствую, что есть более сложные вопросы. Если Друг регулярно участвует в онлайн встречах собрания, находящегося далеко в географическом плане, то в каком собрании будет членство такого Друга? Будет ли это совмещением членства или его переводом в другое собрание? И если второе, то что означает членство в физически удалённом собрании? Как собрание обеспечит пасторскую заботу о члене, находящемся за две тысячи миль от него? Как служит собранию живущий далеко от него член? Я не говорю, что это невозможно. Я говорю, что это отличается.

На самом деле, гибридное собрание больше не расположено в своём географическом месте. Гибридное собрание находится онлайн, и некоторые его члены встречаются физически, чтобы вместе подключится к этому онлайн собранию. Если мы скажем по-другому — что собрание находится физически в географической локации, а некоторым членам разрешено в него «влиться», так сказать, благодаря технологиям — тогда онлайн члены автоматически исключаются из всего, что происходит, когда «технологии» отключены. Это означает, что они должны всё время работать, если мы не хотим никого исключать. Таким образом, собрание по факту — онлайновое.

Я нахожу это одновременно захватывающим и потрясающим. И что же всё это значит для общественного служения? Какое отношение онлайн собрание имеет к приюту для бездомных или продуктовому складу? Внезапно: общественная деятельность, протест, свидетельство и защита не обязательно ограничены рамками традиционной географии, потому что встреча происходит не в географическом месте — это собрание на восьмом континенте, в Интернете.

Практически ни на одном из наших собраний ещё не было времени обдумать это. В конце концов, некоторые примут такую модель, а другие поймут, что нас ведут не к ней.

Но подождите — игра в перевёрнутую корзинку, на самом деле, более сложная. Потому что, когда началась пандемия, мы не просто вскочили и побежали на другие стулья. Некоторые из нас передвинули стулья. Кто-то начал новые собрание с нуля.

Делали ли мы это с какой-то целью? В основном — нет. Некоторые организации (квакерские школы, квакерские центры) начали проводить регулярные собрания, и во многих случаях мы думали, что это всего лишь на несколько месяцев… а уже прошёл год. Другие группы Друзей или отдельные квакеры начали разного рода онлайн богослужения вне каких-либо организаций. Я сама так поступила, начав семейные служения. За несколькими заметными исключениями, никто не предполагал, что эти молитвенные сообщества станут полнозначными молитвенными сообществами: с совместным развитием процессов и традиции, работой через конфликт, празднованием радостей друг друга и поддержкой в горе и потерях. Мы думали, что удовлетворяем временные потребности, но во многих случаях обнаружили, что открыли нечто большее.

Некоторым из этих онлайн молитвенных общений не захочется прекращаться. Я слышала ясное выражение мнений отдельных Друзей о том, что они чувствуют такую-то онлайн группу своим «домом» в большей степени, нежели это когда-либо происходило в их географическом собрании. Есть ли путь, на котором эти онлайн молитвенные встречи могут стать «официальными» собраниями?

Насколько мне известно, такого пути нет. Но… так ли это невозможно?

Мы сыграли в перевёрнутую корзинку и оказались на абсолютно новом месте. Внезапно: богослужение и религиозное образование, общественное различение, свидетельствование и просветительство начали происходить в интернете, на этом восьмом континенте, в том месте, для которого у нас нет карты, и мы даже не знаем, как её составить. Как это было во времена самых ранних Друзей. Мы бегаем вокруг, организуя сообщества, ищем Свет и проповедуем Слово Господа, и всё-таки у нас нет разработанной системы организации — только расползающееся, опасное, плодородное, благословенное месиво!

И это месиво — со множеством того, что работает хорошо, и многими вещами, которые не получаются. Где же Маргарет Фелл XXI века для всего этого?

У меня нет ни малейшего понятия о том, что мы собираемся делать, и, честно говоря, я считаю это непредсказуемо волнующим. Возможно, каждый географический регион создаст своё собственное онлайн собрание. Вероятно, онлайн собрания попытаются стать членами годовых собраний — тех, которые им созвучны теологически, поскольку географическое соответствие абсолютно не важно. Может быть, одно или несколько годовых собраний ощутят побуждение открыто заявить: «Эй, все вы! Если у вас онлайн собрание, которое ищет дом, идите сюда. Мы будем счастливы пройти с вами распознавание». Возможно, появятся новые собрания, проходящие полностью онлайн. Вероятно, такие организации, как Международная Церковь Евангельских Друзей (EFCI),  Всемирный консультативный комитет Друзей (FWCC), Всеобщая конференция Друзей (FGC), Объединенное Собрание Друзей (FUM)  и другие примут онлайн собрания в качестве своих членов. Может быть, онлайн собрания решат, что традиционное членство несостоятельно и найдут новые пути жить в духовном сообществе.

А как насчёт гибридных собраний? Возможно, они расцветут в своём новом онлайн существовании. Может произойти сдвиг, требующий радикального гостеприимства, приключенческого просветительства и революционного свидетельства. Вероятно, Друзья, которые просили перемен, наконец-то увидят их происходящими.

И, может быть — только как возможность — собрания, не ощущающие водительства перейти в интернет, углубят своё понимание значения географического местоположения. Какое могущественное служение может зародиться в собрании, намеренно и сознательно присутствующем в своём реальном физическом окружении?

И здесь у меня есть искушение сказать: «Пожалуйста, что бы вы ни делали, не прекращайте игру в перевёрнутую корзинку, и не требуйте, чтобы другие восстановили круг и сели на свои прежние места». Но, знаете что? Я даже не думаю, что это возможно. Мне кажется, мы так сильно изменились за этот год, и слишком многие из нас совершили слишком много открытий, и что, в целом, мы не можем пойти обратно, даже если бы нам этого захотелось.

Возможно, следующий шаг будет чем-то, полностью отличающимся от всего, что мы способны вообразить. Вероятно, теперь, больше чем когда-либо, актуален призыв «отказаться от своей собственной воли, оставить свои собственные пути, перестать желать знать или быть чем-то, и погрузиться вглубь, к семени, которое Бог посеял в сердце, и дать этому семени вырасти в [нас] и быть в [нас], и дышать в [нас], и действовать в [нас]…»

Но в интернете.

2021

Автор: Эмили Прованс, Ежемесячное собрание на Пятнадцатой улице, Нью-Йоркское годовое собрание

Источник: блог Turning, Turning: Holy Experiments Among Friends

Перевод Натальи Журавенковой