«Вопрос о существовании Бога остается самым важным, какой бы ответ ни подразумевался».
В двадцать первом веке многие люди не считают существование Бога неоспоримым. Некоторые полагают, что слишком умны для утвердительного ответа. Однако мы достигли того поворотного пункта, когда важен не Бог как ответ, а Бог как вопрос. Вопрос о существовании Бога остается самым важным, какой бы ответ ни подразумевался. (В конце концов, ну кто может дать на него ответ?) Существует связь между ним и нашей собственной человечностью — нашим существованием как человеческих существ, а не просто кусочков мыслящей биологии.
Если бы человечество отказалось от идеи Бога, хотя бы в виде вопроса, тогда, как утверждал теолог Карл Ранер: «Человек никогда не сможет познать полноту мира и себя самого, пребывая в молчаливом состоянии беспомощности и тревоги… Каким бы он стал? Можно только утверждать, что он перестал бы быть человеком. Он бы регрессировал до уровня умного животного. Человек действительно существует как человек только тогда, когда употребляет слово Бог, хотя бы в виде вопроса».
Ранер говорит, что наши размышления о Боге включают в себя следующие подвопросы: «Почему мы здесь?» «Есть ли в жизни смысл?» «В чем он?» «Как мне жить и почему?» и так далее. Это важные вопросы, с которыми мы все сталкиваемся, обычно с самого детства.
Некоторые мыслители, например, Людвиг Фейербах, предполагают, что религия есть проекция всех этих обычных человеческих вопросов в несколько ошибочное, потустороннее метафизическое пространство. Мы видим на небе ответ в виде удаленного от нас отражения, ответ нашего собственного невысказанного вопроса. Тем не менее остается верным то, что, если мы не позволяем себе эти саморефлексии, мы всего лишь умные обезьяны, умеющие считать до десяти. И атеист Фейербах, и христианин Ранер соглашаются, что мы не настоящие люди, если у нас нет идеи, категории религиозного.
Другими словами, если мы не смогли хотя бы представить себе религиозное, мы потеряли бы свои души и заменили бы их функциональными разумами или мозгами для оперирования в этом мир. Как показывает ситуация с глобальным потеплением, даже с этим мы не справляемся. Действительно, похоже, что мы движемся к катастрофе. Возможно, это само по себе является неким проявлением духовной амнезии, отрепетированной в эксплуататорском глобальном капитализме и неолиберальной экономике. Люди низведены до потребителей, до винтиков в машине получения прибыли, они утратили чувство чуда в мире. Макс Вебер, немецкий социолог, назвал это расколдовыванием мира. Это также и наше расколдовывание.
Ранер говорит, что при исключении вопроса о Боге «человек забыл бы свою человечность, и в то же время, если можно так выразиться, он забыл бы о том, что забыл». «Абсолютная смерть слова Бог, – заключает Ранер, – включая даже искоренение его истории, была бы сигналом, который больше никто не услышит, – о том, что и сам человек умер».
Мы остаемся людьми, задавая вопрос о Боге, даже если знаем, что у нас нет ответов.
Апрель 2022 г.
Нил Морган
Источник: The Friend