В ролике «Война – не решение» представлено интервью с Дайаной Рэндалл из Комитета Друзей по Национальному Законодательству (США). Это короткое видео из проекта QuakerSpeak американского квакерского журнала Friends Journal («Журнал Друзей»), регулярных коротких видео на духовные и социальные темы. Фильм с русскими субтитрами. Они появятся, если в нижнем правом углу экрана ютьюба нажать на значок «субтитры» и выбрать русский язык.
Война – не решение (текст видео)
Мы часто стараемся найти выход из какой-то политической ситуации, призывая к войне или вооруженному конфликту. Конфликты неизбежны, но насилия, на наш взгляд, можно избежать.
Меня зовут Дайана Рэндалл. Я исполнительный секретарь Комитета Друзей по Национальному Законодательству, который располагается в Вашингтоне, США. Люди знают наш Комитет по популярной наклейке на бампер «Война – не решение», но Комитет представляет собой гораздо большее, чем просто наклейка или антивоенная организация. Нам кажется крайне важным предлагать миру альтернативные пути. Только так мы сможем построить общество, свободное от войн и угрозы войны. В этом заключается часть нашего видения будущего.
Так какие же есть варианты мирного решения проблем? Прежде всего, мы уже давно ведем программу по предотвращению вооруженных конфликтов. Это можно сделать разными путями. Ни один из них не дает немедленного результата. Но мы считаем, что если Госдеп США и Американское Агентство Международного Развития будут развивать дипломатические отношения и вкладывать средства в мирное развитие других стран, то выиграют от этого все.
Ежегодно наша страна тратит более 550 миллиардов долларов на деятельность Пентагона. Мы хотим более ясной картины, хотим понимать, на что тратится такая огромная сумма, ведь это более половины всех ежегодных трат всех жителей США – непропорционально много.
Вкладывая такие огромные средства в военных, мы автоматически полагаемся на них в решении большинства вопросов. Но далеко не все проблемы должны решаться военными. Интересно, что споры о том, сколько мы должны тратить на военные нужды, раньше сводились к вопросу о нашей безопасности. Теперь же они сводятся к теме рабочих мест. То есть, многие наши сограждане полагаются на работодателей именно из военной отрасли. На каждый штат, каждый округ Пентагон выделяет определенное количество трудовых контрактов. Людям нужно работать. И какой у них выбор? Начни мы все сначала и имей мы даже 100 миллиардов долларов для инвестиций, было бы гораздо продуктивнее и перспективнее вложить эту сумму в создание рабочих мест в сферах образования и здравоохранения. Но когда вы находитесь в городе или штате, где все ваши соседи работают на оборонную промышленность, довольно трудно все это в корне изменить.
Вот что я имею в виду, когда говорю, что такой создана система. Больше полувека назад Дуайт Эйзенхауэр предупреждал нас о такой проблеме, связанной с военной отраслью, и сегодня его предсказания предстают воочию. Мы продолжаем увеличивать отчисления в военную отрасль.
Но что особенно печально, войны в Ираке и Афганистане финансируются не из этих денег, а из других поступлений. Это отдельный бюджет.
Сегодня мы, в частности, пытаемся работать на снижение этих затрат, пытаемся показать, что эти войны бессмысленны, и траты на эти войны – выбрасывание денег на ветер.
Друзья всегда проявляли активность, видя, что система не работает. Мы делали это на протяжении всей нашей истории, и продолжаем делать – по-разному. Так что работа с избранными официальными лицами – это способ работать на необходимые системные изменения. Это то, как мы осуществляем нашу веру на практике. Мы люди, которые не стесняются громко говорить и действовать. Это происходит из того, что мы знаем: Бог действует нашими руками. Когда на этом основывается наша работа, она становится призывом к любви. Это зовет нас быть активными в мире, действовать разными способами.
Мне очень нравится призыв жить в силе и добродетели, что приведет к исчезновению всех войн, потому что здесь речь идет об изменениях образа жизни. Это не просто философия или морализаторство. Это размышление на тему «Что же во мне самом изменилось и заставило меня понять, что я не могу нанести вред другому человеку, и мы должны жить мирно?» Продвижение к такой добродетельной жизни занимает всю жизнь. Это – любовь на практике. И это длится всю жизнь.