Скачать полностью книгу «Внутренняя жизнь»: [.pdf] [.epub]
Руфус М. Джонс
ВНУТРЕННЯЯ ЖИЗНЬ
Перевод выполнен по изданию: Rufus M. Jones. The Inner Life. Published October, 1916. Reprinted January, 1917. N. Y.: The Macmillan Company, 1917. – 210 p.
Перевод с английского Александры Сагаловой
Введение
Всякая внутренняя жизнь предполагает жизнь внешнюю. Скрываться от тягот и тревог повседневности в тихой внутренней келье и возводить там неприступную твердыню – вот верный способ утратить эту самую внутреннюю жизнь. Прекраснейший из писателей-мистиков XIV в. – автор «Немецкой теологии» – знал это так же твёрдо, как знаем мы, поколение, искушённое в психологии. Он от всей души жаждал богатой внутренней жизни, но при этом понимал, что внутренняя красота предполагает яркую и продуктивную жизнь в мире людей и событий. «Я желал бы стать для предвечного Бога тем же, что есть рука для человека», – пишет он; то есть он со всем рвением, присущим его пылкой натуре, пытается сделаться действенным инструментом Бога в мире. И тогда присутствие Бога станет на практике более безусловным и очевидным. Религия – это не просто внутренний трепет и приватное наслаждение богообщением; религия не заканчивается блаженным виде́нием. Религия – это скорее радостное дело привнесения Жизни Господней в жизни человеческие, это – быть для Бога тем же, что есть рука для человека.
Нет никакого «особого» пути ни к божественным реалиям, ни к возвышенным переживаниям. Каждый из нас избирает собственный «путь», полагая, что для его души – это единственная дорога в истинный дом. Однако, как выясняется, этот «путь», отражающий наши «я», есть в равной мере воплощенный священный путь, via sacra к единой цели всех людских устремлений. Жизнь – чрезвычайно насыщенная и сложносоставная конструкция; мы полагаем, будто для свершения жизни обязательно это и критически важно то, а она вдруг сметает и захлестывает всё, о чём мы так думаем. Бог настолько всецело объемлет всё, и в Нём настолько подлинно явлена полнота того, что нам кажется незавершённым и скрытым, что мы, строго говоря, не вправе утверждать, будто от известного нам жизненного многообразия к вечному Сущему, которого мы взыскуем, ведёт один-единственный путь.
Многие до странности привержены принципу «бритвы Оккама». Их словно бы увлекает формула «или-или». «Вера» или «дела» – один из подобных великих исторических выборов. И это расщепление слишком искусственно для живой действительности. Каждая из двух «половин» взывает к другой, и никакого «великого спасения» быть не может, покуда мы не воспарим от нищеты половинчатости к богатству единого целого, включающему оба пути.
Мы, сверх того, поставлены перед ещё одним выбором: «внешний» или «внутренний» путь. С одной стороны, нам говорят, что путь Креста, если распятие воспринимать как внешнее историческое событие, – это путь действия. С другой стороны, нас убеждают, что есть только внутренний путь – путь непосредственного опыта и внутреннего откровения. Найдутся такие, кто будут вторить персонажу Джорджа Чапмена:
Я всё внутри построю – свет наружу
Путём обычным не проникнет…
Я стану жить во тьме, и весь мой свет,
Как в древних храмах пусть нисходит сверху.
Мистик превозносит недосягаемые глубины собственной души, – в пику ему пылкий проповедник, сверх всякой меры преисполненный смирения, не допускает у души даже искорки предвечного величия, а про внутренний путь рассудит, что это не более чем блуждающие огни. Весьма неуместное и ненужное «располовинивание» того, чему надлежит быть целым. Это лишь губит религиозную жизнь, подобно тому, как погубило бы ребёнка решение царя Соломона, если бы обе матери его исполнили. Двадцать пять столетий назад Гераклит Эфесский изрёк, что «путь вверх и вниз – один и тот же». Точно так же дело обстоит с внешним и внутренним путями – это один путь. Чтобы отобразить насыщенную и целостную действительность, нужны обе части, мы же эту действительность искажаем и калечим, деля её пополам и прославляя каждый свою отрезанную половину. Есть замечательное высказывание средневекового мистика: «Тот, кто видит внутреннее во внешнем, более духовен, чем видящий внутреннее лишь во внутреннем».
Эта небольшая книга не претендует на то, чтобы охватить религиозную жизнь во всей её полноте. Здесь лишь утверждается, что внешнее по большому счёту ничуть не менее важно, чем внутреннее. Книга называется «Внутренняя жизнь», то есть именно внутренний аспект избран ключевым, однако и речи нет о том, чтобы преуменьшать значение изнанки блистающего щита. Сегодня люди столь всецело поглощены внешними задачами, они так заняты сферой внешних действий, что сейчас как никогда уместно было бы поговорить о внутреннем пространстве, где прядутся нити судьбы и ткутся полотна жизни. Обязательно найдутся такие читатели, которые порадуются возможности на какое-то время отвлечься от сводок об отбитых и потерянных окопах, побывать на не столь шумной, но столь же непостижимой линии фронта, разделяющей душу изнутри, и позабыть о проблемах мировой дипломатии ради драмы внутренней жизни.
Оглавление
Глава I. Внутренний путь
- Судьбоносный выбор
- Прожить жизнь
- Дух блаженства
- Заражая добродетелью
- Вторая миля
Глава II. Царство в душе
- Вместилища неветшающие
- «Другизм» (Мф. 7:1–12)
- Стервятники и Царство
- Запредельное – внутри
- Отношение к незримому
Глава III. Пророки внутреннего пути
- Путь псалмопевца
- Путь новый и живой
- Апостол внутреннего пути
- Эфесское Евангелие
Глава IV. Опытным путём
- В ожидании Бога
- В Духе
- Сила молитвы
- Тайна добродетели
- «Учил их, как власть имеющий»
- «Видя Невидимого»
Глава V. Духовное в основе
Глава VI. Что говорит нам о Боге религиозное переживание