Как мы построим созидательное, современное и процветающее Религиозное Общество за следующие 30 лет?
Нас часто призывают быть изобретательными и смелыми в предвидении будущего. Дон Маккормик спросил нас: “Почему у квакерства нет видения будущего?”. В своей статье 2018 года он наметил несколько отправных точек. Энн Джером в статье “Вред желания быть приятными” описала нашу срочную потребность в обновлении. Она призвала нас свидетельствовать миру о себе.
Затем Кай Квирк и Элисон Кьеркегор также спросили нас: “Что может произойти, если современные друзья сегодня примут жар обновляющего огня?”. Они призывали нас приветствовать его жар. Майкл Шпергер также отмечал: “Такое чувство, что мы убеждены в том, что квакерство обречено исчезнуть”. Тем не менее, “будущее в каждом моменте содержит несколько потенциальных исходов”.
Мы на перепутье. Пришло время объединить нашу творческую мощь, принять правду, переизобрести себя. Мы обладаем энергией и способностью процветать следующие 30 лет. Нам нужно выработать совместное видение и сообща работать на достижение общей цели..
Проект “Слушание”
Проект “Слушание” – это серия творческих бесед, укорененных в любви. Я и мой коллега ДжейТи Дорр-Брёмм начали организовывать их с 2020 года. Мы встречаемся через зум и проводим общение в духе богослужения. В нашем проекте участвуют около 30 друзей из семи Годовых собраний. Рассказанные на сессиях истории вдохновляли, беспокоили и изменяли нас.
Когда мы слушали эти истории, нам открылось, что дары многих молодых Друзей не проявляются из-за структуры квакерского сообщества (под “молодыми” мы обычно понимаем Друзей младше 55 лет). После того как мы поделились своими наблюдениями с широкой общественностью, некоторые Друзья выразили крайнее огорчение обнародованной информацией. Отдельные старшие Друзья не представляли, что молодежь сталкивается с какими-либо преградами. Молодые Друзья испытали облегчение от того, что они не одиноки в своем опыте. В нашем сообществе определенно существует поколенческий разрыв: на некоторые факты легко закрыть глаза или их сложно заметить.
В прошлом году, на ежегодной сессии Тихоокеанского годового собрания, Мика Эстрада напомнила нам:
Если мы действительно хотим стать радикально инклюзивными, нам потребуется отпустить то, что сейчас нам может казаться ценным – где-то власть, где-то вещи, обеспечивающие наш комфорт, где-то то, что помогает нам чувствовать себя в безопасности
Путь духовного обновления потребует некоторых жертв. Однако если мы будем следовать в вере, у нас будет все, что необходимо.
Источники преград
Наши открытия требовалось деликатно перевести на язык разных поколений. Обнаруженная истина могла прозвучать тревожно для одних и вдохновляюще для других.
В разных частях Соединенных Штатов квакеры своими словами или действиями прямо способствуют собственному упадку. Если мы хотим быть созидательными, современными и процветающими следующие 30 лет, мы должны обратить внимание на подобное поведение и непредвзято взглянуть на собственные институты. Насколько хорошо они удовлетворяют потребности всего сообщества?
Какое поведение нам мешает: избегание конфликтов, вежливость, излишний контроль, стремление давать советы и пренебрежение. Некоторые друзья на наших встречах упоминали подобное поведение, и это не изолированные тенденции. Барьеры мешают всем, однако особенно влияют на Друзей младше 55 лет и на новоприбывших. Когда мы ведем себя подобным образом, участие в сообществе тяготит и утомляет.
Перечисленные факторы поведения проистекают из социального давления в США, включая возрастную сегрегацию, капитализм, конкуренцию за рычаги контроля, эйджизм, расизм и тяжелый поколенческий сдвиг. Квакеры любят говорит, что мы “в мире, но не от него”. Однако сформулированная аксиома не учитывает давление и общественную норму, которая влияет на нас также как и на остальных.
Если мы хотим, чтобы движение Духа было свободным, мы должны изменить собственное поведение и стоящие за ним причины. Сейчас я сконцентрируюсь на трех барьерах: возрастной сегрегации, эйджизме и стремлении давать советы. Я поделюсь с вами цитатами участников проекта. В зависимости от предпочтений авторов некоторые из них будут с указанием имен, другие же – анонимными.
Возрастная сегрегация
Старшие и молодые квакеры по-разному переживают следующие жизненные ситуации: контакты с правительственными институтами, работу с квакерской структурой, обеспеченность работой, географическую мобильность, а также возможность быть услышанным внутри квакерского сообщества. Возрастная сегрегация ограничивает нашу способность достучаться друг до друга через существующий разрыв, не позволяет нам оценить значимость опыта другого.
Часто мы создаём группы с возрастным маркером из хороших намерений. Например, друзья-подростки (Young Adult Friends или YAF) могут посещать программы YAF и встречаться со сверстниками. К сожалению, некоторые программы YAF пересекаются по расписанию с другими квакерскими программами. Одна из участниц проекта “Слушание” Аналея Блэкбёрн описала свой опыт столкновения с подобной преградой. Когда ей было 16, она хотела посетить деловое собрание ежегодной сессии. Однако, составленное расписание затрудняло посещение собрание для молодых друзей. “Я была клерком моей возрастной группы, и поэтому утром мне нужно было остаться на Молодежном Годовом Собрании. Мне пришлось выбирать между служением клерком или посещением делового собрания”. Структура сессии не позволяла ей поучаствовать. Если бы Молодежное Годовое Собрание завершалось на полчаса раньше, она могла бы посетить взрослое деловое собрание.
Второй друг поддержал её тревогу. На его годовом собрании молодые Друзья также были отделены от старших. Он отметил: “Наше сообщество, его структура, клерки, деловые собрания – все было разделено”. Когда его попросили стать клерком для группы YAF, он почувствовал себя подавленным. Он отмечал, что хочет быть под “большим зонтом” со всем сообществом, однако обнаружил, что ему сложно найти возможность проявить себя. Лидерство в собственной возрастной группе вынуждало его пожертвовать своим участием в жизни всего сообщества.
Когда мы предполагаем, что молодым людям нужно собственное пространство, мы упускаем возможность для совместной деятельности. Мы также сокращаем глубину и динамику отношений внутри сообщества. Одна из участниц проекта Мелинда Веннер Брэдли поделилась с нами: “Я не хочу принадлежать к Религиозному Обществу Повзрослевших. Среди нас только взрослые и никого из тех, кто вырос внутри нашей традиции – это другое сообщество. Что теряется, когда с нами больше нет детей и подростков и тех взрослых, в которых они выросли?”. Её вопросы отзываются у многих собраний, достигших той точки, когда в них больше нет детей. “Если мы не обратим больше внимания на детей, подростков и их родителей, то какое будущее нас ждет?” – спрашивает она.
Интеграция и развитие требует бережного отношения. Квакерея Эмили Прованс предлагает несколько ресурсов для возрастной интеграции в своем блоге “Turning, Turning”. В эссе 2017 года “Как может выглядеть межвозрастная инклюзивность” она подсвечивает культурные барьеры внутри квакерского мира и демонстрирует, как их можно преобразовать.
Мы можем оценить расписание наших годовых собраний и других мероприятий. Какие из активностей не смогут посетить молодые Друзья из-за конфликтующих графиков? Я бы порекомендовал спросить молодых о том, хотят ли они посетить те или иные собрания, и при необходимости переделать расписание. Хотя организаторы мероприятий и не могут угодить всем, направленные на это усилия способствуют взаимному исцелению.
Эйджизм
Внутри нашего квакерского сообщества присутствует ряд пренебрежительных форм поведения, которые можно отнести к проявлению эйджизма. ДжейТи и я регулярно слышим от друзей младше 40 лет, что их голоса не ценятся во время квакерских мероприятий. Новости по-настоящему неприятные. Один из подростков поделился с нами: “Я чувствую, что не могу высказать свое настоящее мнение”. Друг сослался на практику избегания конфликта, и его чувства разделяют и другие квакеры. Другой подросток сказал: “Мне нравится быть квакером. Я чувствую себя частью квакерского сообщества. Но я хотел бы чувствовать себя принятым, потому что сейчас мне сложно добиться того, чтобы мой голос услышали”.
Как и в случае с расизмом, эйджизм мешает нам жить в подлинном равенстве. Сорокалетний Друг описала несколько “слепых пятен” внутри её сообщества. Она начала посещать квакерское собрание с 25 лет. “У меня была степень бакалавра и магистра, я служила в Корпусе мира. У меня полный рабочий день. Я воспринимала себя как взрослую. Со временем я осознала, что среди собрания меня воспринимают как подростка.” Несколько других Друзей упоминали схожий опыт. Один из старших Друзей сказал мне: “Я никогда не думал о себе как о “младшем” взрослом”. В свете подобной обратной связи мы с ДжейТи начали использовать фразу “Друзья младше 55” для описания участников проекта.
Противодействие эйджизму требует от нас принятия неудобной правды: квакеры крайне медленно реагируют на потребности друзей младше 55 лет. Это касается родителей, детей, миллениалов и “иксеров”. На сессиях многие из Друзей младше 55 видели себя на задворках нашего сообщества. Часто квакерские группы ставят нужды, предпочтения и голоса старших Друзей выше потребностей молодых.
Мы должны пересмотреть, как ведутся дела внутри наших сообществ. Чьим нуждам не было уделено внимания? Какие потребности остались неудовлетворенными? Во время слушаний Мелинда Веннер Брэдли отметила, что Друзья могут легко адаптироваться ради принятия других людей. Однако квакеры куда охотнее приоритезируют дела в пользу старшего, а не младшего друга. “Я никогда не слышала от кого-либо: “Ему шесть лет, и ему действительно нужно X, чтобы принять участие”. Никогда подобных слов не слышала”. Если мы хотим расти, нам необходимо отвечать потребностям родителей и их детей.
Стремление давать советы
Во время нашего исследования многие подростки получали непрошенные советы от взрослых, вместо того, чтобы быть просто выслушанными. Когда подросток делится жизненными обстоятельствами или принятым выбором, взрослые часто вмешиваются со своими предложениями. Подобный подход характерен не для каждого взрослого и не для всякого случая, однако он становится заметной закономерностью. Такая форма эйджизма создает раздражающие препятствия.
Я заметила такой подход и за собой. Мне куда легче дать совет, когда я говорю с кем-то младше меня. Рефлекторно я могу подумать: “Человек в беде, а у меня достаточно жизненного опыта чтобы помочь ему!”. Однако я забываю спросить, действительно ли человек нуждается в моем совете. Слушая кого-либо, я куда охотнее предложу решение проблемы, если говорящий моложе меня.
При помощи самоанализа каждый может обнаружить свои индивидуальные паттерны. Как часто я даю советы? Просили ли о них? Что мной движет? Ответы могут определять наше взаимодействие. Как подсказывает мне моя программа АА, наша цель – позволить другим “с достоинством преодолеть последствия их жизненных решений”.
Вдобавок мы можем выстроить структуру, побуждающую к внимательному слушанию. Годовое собрание Нью-Йорка инициировало программу наставничества, поддерживающую межпоколенческую дружбу. Подобная программа этой осенью стартовала на базе Всеобщей конференции Друзей. В прошедшем январе Тихоокеанское годовое собрание пригласило молодых Друзей высказаться на круглом столе наравне со старшими Друзьями. В июне Друзья из Годового собрания Филадельфии провели мозговой штурм на тему будущего квакерства в рамках ежегодной сессии. Все эти попытки вносят вклад в изменение культуры.
Некоторые решения возникают вне традиционных границ. Участвуя в мозговом штурме на встрече проекта, ДжейТи и я рассматривали идею создания комитета ясности с подростками. Подросток может поделиться своим вопросом, приглашая старших и молодых Друзей присоединиться к различению. Друзья всех поколений получили бы мотивацию к общению через общую духовную цель. Со временем старшие друзья, нуждающиеся в ясности, могли бы приглашать подростков для проведения различения на их духовном пути. Подростки могли бы организовать пространство и предложить выслушать. Взаимообмен помог бы открыть новые грани свидетельства.
Разве это не радикальное изменение? Мы могли бы дополнять друг друга действенными, любящими и углубленными способами. ДжейТи и я развиваем эту идею. Мы опубликуем ресурсы на нашем сайте forwardinfaithfulness.org
Радикальные изменения
Чтобы обеспечить прочное квакерское будущее, молодые Друзья призывают нас к радикальному равенству. Мы должны ответить на их призыв. “Подростки не хотят захватить собрания, – поясняет Аналея Блэкбёрн. – Мы не хотим ущемлять голоса старших Друзей. Но мы хотим быть на равном уровне, и чтобы нас одинаково уважали. Я думаю, что это изменит основания известной нам квакерской культуры”.
Чтобы обеспечить себя духовной пищей, мы нуждаемся в пересмотре существующей структуре. Прошлым летом Каллид Киф-Перри обратился к “Друзьям Трех Рек”, молитвенной группе, желающей вернуться к корням нашей веры. Он спросил: “Следуем ли мы за Силой? Ищем мы жизни и жизни с избытком? Некоторые практики не ведут к смерти, но и не являются животворными. Мы должны стремиться к Жизни”. Какое приглашение!
Видение будущего
Пришло время собрать все идеи и прояснить для себя видение будущего. Мы можем принять правду. Мы можем экспериментировать, воспользовавшись нашей коллективной силой.
Одно из видений будущего возникло во время сессий слушания, и я хотела бы поделиться им. Мелинда Веннер Брэдли описала сильный опыт единства в молитве. Во время путешествия она почувствовала внутреннее побуждение, когда дети возвращались к молитве. Когда они все оказались в одном помещении, ощущение усилилось и она услышала “Теперь мы все здесь”. Это был глубокий и захватывающий момент. Веннер Брэдли сказала:
Побуждение подобно молитве, оно возникает у меня всякий раз, когда на молитвенном собрании к нам присоединяются дети. “Теперь мы все здесь”. Когда мы готовим место и настраиваем себя на молитву для членов сообщества всех возрастов, я чувствую счастье и глубину. Молитва нежна и наполнена Светом. Не поверхностной радостью. На самом деле она наполнена любовью.
Давайте откроемся для этой любви. Глубоко внутри себя мы стремимся быть вместе, даже если порой и сталкиваемся с определенными преградами. Нам предстоит много работы, однако мы оснащены знанием и решительными сердцами. Сообща мы сможем приступить уже сейчас.
Благодарю Аналею Блекбёрн, Мелинду Вэннер Брэдли, а также Робина Эртля, предоставившего обратную связь по статье.
Джоханна Джексон – Друг-миллениал. Она путешествует в служении вместе с ДжейТи Дорр-Брёмм. Они вместе сосредоточены на вере и возрождении Друзей. Их вебсайт forwardfaithfulness.org. Прошлые работы Джоханны по этой теме «Сохраняя квакерскую семейную традицию» (майский номер FJ за 2021 год) и «Новые квакерские сообщества» (для Годового собрания Филадельфии, pym.org, июнь 2021 года).
Переводчик Борис Федюкин
Источник Visions of a Strong Quaker Future – Friends Journal
Джоханна Джексон также автор статьи Реабилитация людей с зависимостями. Взгляд Друзей