Эксперименты с харизматическим квакерством
Должен вам признаться – каждую Пасху вы сможете обнаружить меня на службе в мегацеркви. Я буду стоять посреди большого современного святилища в окружении тысяч людей. Молитвенный хор, находящийся впереди, будет петь под аккомпанемент рок-группы. Переходы на службе будут безупречны, используются передовые технологии, а публика будет включать в себя представителей многих культур. И что же хороший квакерский мальчик забыл посреди мегацеркви харизматов?
Я буду находиться там, так как мои родители любят посещать церковь в праздники, и я рад присоединиться к ним. Но я также рад принять участие в службе, так как она является глотком свежего воздуха в моем обыденном опыте квакерских собраний. Иногда приятно выйти за пределы квакерского пузыря и помолиться в менее знакомой и более шумной обстановке.
Чтобы быть с вами предельно честным, я хочу чтобы вы знали, что в подростковом возрасте я прошел через «харизматическую фазу». Я мог бы рассказать вам множество безумных историй: как я плакал во время службы, организованной во время казни Саддама Хуссейна, как я научился пророчествовать и прибегать к экзорцизму, а также как я ощутил дар говорения на языках внутри старого пикапа. Но я лишь укажу на то, что служба харизматов, как и квакерская молитва, является смесью Божественного Присутствия и человеческой личности, и иногда прихожане понятия не имеют, что на самом деле происходит. За многие годы я пережил несколько прекрасных и проблемных опытов внутри харизматических молитвенных пространств. Квакерство является моим духовным путем, однако я все еще ценю некоторые аспекты харизматического поклонения, и я задумываюсь над тем, каким образом Друзья могли бы совершенствовать свой опыт при помощи легкого экспериментирования с пятидесятничеством.
На поверхности харизматы и квакеры не имеют ничего общего. Но, если копнуть немного глубже, то мы окажемся куда более связанными, чем принято думать. Церковь, которую я посещаю каждую Пасху, является частью движения «Виноградника», которое корнями уходит к квакерству. Основатель движения, Джон Уибмер, был рок-музыкантом и играл в группе, которая позже станет The Righteous Brothers. Он обратился в христианство во время службы в церкви евангельских друзей в городе Йорба Линда, штат Калифорния. Так жизнь Уибмера обрела радикальный поворот, он оставил группу и занялся непрерывным изучением Библии глазами квакера.
Через некоторое время Уимбер, как он сам выразился, почувствовал призыв «вершить дела». Он хотел совершить то, что делал Иисус в Новом Завете – абсолютно все, включая исцеление, изгнание демонов и другие чудеса. Согласно Уимберу, его пастор сказал ему, что они не будут «вершить дела», а только читать и петь о них. Уимбер воскликнул: «Ради этого я отказался от наркотиков?! Когда я работал на дьявола, он позволял мне вершить дела!».
Джон оставался квакером, при этом он также открыл группу изучения Библии и получил должность в церкви. В то же самое время он и его жена, Кэрол, испытали харизматический опыт и почувствовали себя в силе совершать то, чем занимался Иисус. Церковная община выросла с 200 до 800 человек, таким образом став крупнейшей церковью квакеров. Церковь прошла столь драматическую трансформацию после визита молодого хиппи по имени Лонни Фрисби, который завершил свое свидетельство заявлением, которое пробудило церковь к совершенно новой реальности: «Церковь уже множество лет огорчает Святого Духа, и он мирится с этим! Приди, Святой Дух». Со временем Фрисби отойдет от движения из-за своих противоречивых методов и сексуальной идентичности и трагически погибнет из-за осложнений, связанных со СПИДом, в 1993 г. Некоторые считают, что его роль в движениях «Виноградника» и Иисуса недооценена, однако его роль основоположника неоспорима.
Со временем харизматическая служба вышла далеко за рамки того, что готово было поддерживать собрание квакеров, пусть и квакеров-евангелистов. Они встретились с лидерами годового собрания и освободились от членства в нем. В 1982 году Джон Уимбер с группой единомышленников основал Ассоциацию Церквей Виноградника, в которую на текущий момент входит 2400 церквей в 95 странах. Хотя Уимбер и покинул свою родную церковь и деноминацию, квакерство продолжало оказывать на него влияние. Он опирался на непринужденный стиль Церкви Друзей, а во время харизматической службы они старались достигнуть «естественно сверхъестественной» атмосферы. Уимбер придерживался скромного образа жизни, избегая многих ловушек, в которые впадали другие проповедники-пятидесятники. Он также придерживался квакерского свидетельства мира и ненасилия, его учение о «Царстве» объединяло в себе духовное преображение и призывы к служению и справедливости.
Их ведомая Духом служба корнями уходит в квакерскую духовность. В одном из интервью Кэрол Уимбер сказала, что они обучились ей из практики «причастия» (или открытого поклонения), во время которой Друзья в тишине ждут Господа и, если чувствуют водительство, делятся устным служением. Интервьюер отметил, что квакерство повлияло на них куда больше, чем думают многие люди. На что Кэрол ответила: «О, да. Единственное, нам пришлось вернуться вспять до самого Джорджа Фокса». По ее словам, тогда они не читали журнал Фокса, но после, уже ознакомившись с его трудами, увидели в нем родственную душу:
Прочитав его труды, я осознала, почему наши современники были столь возмущены! Наша группа ощутила движение Духа – то, о чем долгие годы молятся поколения квакеров, однако понятия не имеют о том, как оно должно выглядеть. И как только это случилось с нами, наш опыт не был совместим с квакерским богословием того времени.
Кристи Уимбер, невестка Джона и Кэрол, которая сейчас активна в Церкви Саутвест евангельских Друзей, также отмечает квакерское влияние:
Люди часто думают, что движение «Виноградника» возникло в… часовне Калвери, но, по правде говоря, у основания движения стоят квакеры. Корни «Виноградника» являются квакерскими корнями. Мы высоко оцениваем наше квакерское наследие и очень благодарны за все то, чему Бог нас научил благодаря удивительной квакерской семье.
Уимберы признавали квакерское наследие и относились к нему с благодарностью, несмотря на то, что взаимоотношения завершились крайне неоднозначно. Кристи Уимбер рассказывала, как Уимберов пригласили в качестве почетных гостей на столетнюю годовщину Церкви Друзей в Йорба Линда. После службы несколько старейших членов церкви подошли к семье и попросили у них прощение за действия, направленные на их исключение. Было пролито много слез, и взаимоотношения восстановились. Кристи описывает ту встречу как одну из наиболее сильных опытов ее церковной жизни.
Я задаюсь вопросом – можем ли мы, в духе экуменизма, ответить тем же? Чему квакеры могли бы поучиться у наших харизматических братьев и сестер по вере, состоящих в движении «Виноградника»? В конце концов, наша «Вера и Практика» приглашает нас задать себе вопрос: «Открыты ли мы новому свету, вне зависимости от его источника?». Нас также призывают «жить дерзновенно» внутри нашей традиции, воспевающей «священные эксперименты» и «познание мира опытным путем». Интересно, что Джон Уимбер видел движение «Виноградника» в качестве «лаборатории» для всей церкви, экспериментируя с различными методами и практиками, которые помогли бы обновить церковь и менять жизни людей.
Может быть они помогут нам самим «вернуться вспять до самого Джорджа Фокса», и возродить отдельные части нашего движения, которые остались далеко позади. Я не предлагаю вернуться к практикам и обсуждениям, актуальным для XVII века. Некоторые из них действительно лучше оставить позади. И «Виноградник», и квакеры в свое время сгладили все крайности, которые проявлялись в ранние времена. Но, может быть, наши харизматические братья и сестры помогут нам обнаружить дух ранних Друзей. Может быть мы сейчас нуждаемся в их духе?
Для вашего осмысления и рассмотрения я предлагаю три эксперимента в харимазтическом квакерстве.
Первый эксперимент простой: эксперимент приглашения Святого Духа. Джон и Кэрол Уимбер сторонились пятидесятнической театральности, которая характерна для многих проповедников и целителей. На них повлиял квакерский совет сторониться «звериных действий». Если проявление Духа подлинное, оно не нуждается в манипуляциях или имитации. Вместо этого Уимбер предлагал собственную простую молитву: «Приди, Святой Дух!». Он часто произносил эту молитву после нескольких мгновений тишины, с широко раскрытыми глазами и легкой улыбкой на лице. Его подход был частью «естественно сверхъестественной» атмосферы, ставшей основой для культуры «Виноградника».
Одним квакерам участие в харизматических квакерских экспериментах может показаться более естественным, чем другим. Но квакерство является традицией, где ведущую роль играет Дух. В этом смысле мы все – харизматы, мы ждем нисхождения и движения божественной Милости и даров Духа внутри нас. Греческое слово «харизма» (χάρισμα) означает «дарование». Большинство квакеров с принятием относятся к некоторым проявлениям Духа, которые могут беспокоить других верующих людей: продолжительному молчанию, трепету, пророчествованию, божественному водительству и даже вдохновенным снам или видениям. Но, по разным причинам, многие не будут столь открыты к иным проявлениям, тому, что Джон Уимбер назвал бы «вершением дел»: божественному исцелению, изгнанию демонов, упокоению в Духе, говорению на языках и т.д.
Что если мы включим в качестве практики простое приглашение всего Духа Святого в наши молитвы? Конечно, Божественное всегда рядом и всегда действует. Но есть нечто особенное в горячем приветствовании всех Божьих дел и слов. Про себя или вслух мы можем произнести «Приди, Святой Дух!», чтобы подчеркнуть нашу открытость всему опыту и проявлению Духа. Эксперимент кажется простым, но, одновременно с этим и очень страшным. Дух «дышит, где хочет», если воспользоваться словами из Евангелия от Иоанна, и может как легко встревожить, так и успокоить.
В качестве второго эксперимента я предлагаю практику исцеляющей молитвы. Он определенно ведет нас во времена Фокса. Хотя долгое время она и была нам недоступна, восстановленная Книга Чудес дает нам более четкое представление о службе Фокса. Как писал Руфус Джонс, Фокс «не только проповедовал свои свежие идеи о жизни и Божественной силе», но также был «знаменитым целителем недугов с несомненной репутацией чудотворца». Друзья продолжают описывать «давлеющую силу Господа» и «насыщение силой» участников молитвы. Используемый язык явно указывает на физический и соматический опыт, не являясь исключительно абстрактной концепцией.
В конце концов, нас не просто так назвали трепещущими, квакерами!
С начала своего зарождения движение «Виноградника» уделяло особое время исцеляющей молитве. Как и Фокс, они видели в ней проявление божественного могущества, идущего рука об руку с Божественным Присутствием. Друг Ричард Фостер написал предисловие к книге Уимбера «Исцеление Силой», выражая признательность за преданность Уимбера практике исцеляющей молитвы. В противопоставление тому подходу к исцелению, что Фостер называет «важным делом», он предлагает следующее:
Мы видим божественное исцеление естественным для обычной жизни людей Бога… В этом свете исцеляющая молитва является проявлением любви по отношению к нуждающимся. Исцеление, физическое и любое иное, является естественным следствием сострадания, проявленного Богом и нами.
Помимо театрализованности исцеляющей молитвы, характерной для подхода «важного дела», на пути этой практики есть и другие препятствия. Существуют этические проблемы, связанные с согласием, эйблизмом, а также важностью целостного подхода к лечению, а не поиску чудодейственного лекарства. Тем не менее, следуя духу Фокса, Уимбера и других духовных учителей, сострадательная сила исцеления исходит непосредственно из нашей молитвы. И мы можем увидеть множество подобных проявлений среди квакеров. Некоторые практикуют рейки или терапевтическое прикосновение при исцелении травм. Другие включают практику «удержания в Свете» во время молитвенных собраний, направленную на исцеление. Отдельные Друзья обращаются к традиционной христианской практике исцеления наложением рук, или даже покрывают больных маслом. И это превосходно! Может быть нам стоит более широко экспериментировать с дарами и практиками исцеления внутри наших собраний. Наш израненный и полный насилия мир нуждается в исцелении и наших молитвах.
Третьим экспериментом харизматического квакерства будет принятие искусства в качестве молитвы. Движение «Виноградника» во времена своего зарождения привлекало в свою общину своими службами, некоторые из них состояли из песен. Музыкальное прошлое Уимбера однозначно сыграло в этом свою роль. Но также для многих молитвенная музыка была необходима для переживания Божественного Присутствия и могущества. Музыка помогала им испытать близость Бога и погрузиться в Дух. Из этого опыта вытекали проповедь, исцеление и другие дары. Музыка давала людям ощущение присутствия Бога, и, как выражалась Кэрол Уимбер, «все происходит в Присутствии».
Акцент на Божественном Присутствии вдохновил многих на создание новых работ, которые по итогу изменили понимание сакральной музыки. Участники движения «Виноградника» пели Богу и в Боге, а не только о Боге. Бог, к которому они обращались в своих песнях, был не далеким и безучастным, но родным и близким. Бог любит и поддерживает, он желает, чтобы его ощутили и познали. Музыка была не только миссионерской, но и мистической, призывала верующих к милосердию и справедливости.
Когда мы обращаемся к опыту ранних Друзей, то не видим большого интереса к музыкальному служению. По правде говоря, многие Друзья в те времена относились к искусству крайне скептически, и это мягко сказано. Но Фокс также написал: «Теперь, Друзья, когда вы отвергли мирские песни и пение, пойте в Духе и в благодати, направьте к Господу мелодию ваших сердец». Есть множество способов «петь в Духе», и Друзья делают это разными способами. Некоторые являются фолк-музыкантами и поют о социальных проблемах, обращаясь к историям простых людей. Другие возглавляют хоры и поют приемлемые для квакеров гимны. А еще существуют церкви Друзей, где поют оригинальные и современные песни во время службы под музыку рок-группы.
По моему опыту, совместное пение является мощным объединяющим опытом, позволяющим сосредоточить всю группу в молитве. Если мы служим Богу непрерывного откровения, нет ничего более естественного чем «спеть новую песню» при помощи коллективного молитвенного пения. Так давайте же споем вместе.
Я надеюсь, что у вас не сложится впечатление, что я превозношу харизматическую веру или службу церквей «Виноградника». Я могу вспомнить множество проблематичных историй. Но я также могу поделиться историями глубокой молитвы и опыта, изменяющего жизнь. И я знаю многих квакеров, испытавших схожих опыт. И многих других, которые приходят к Друзьям испытать столь жизненно необходимое переживание. Может быть немного экспериментов или перекрестное опыление с нашими харизматическими соседями позволит нам оживить нашу веру и практику, вне зависимости от того, действительно ли нам придется вернуться «вспять до самого Джорджа Фокса».
2023
Автор: Энди Стэнтон-Генри – писатель, квакерский служитель, и птицевод. Он обладает учебными степенями Колледжа Беркли и Школы религии Эрлема. Его особенно интересуют сельские лидеры, что привело к написанию книги «Восстановление изобилия: двенадцать практик для руководителей малых городов». Он уроженец Огайо, но сейчас живет в Восточном Теннесси вместе со своей женой Эшлин, собакой породы голубой хилер Кэсси, а также одиннадцатью курицами-несушками.
Перевод Бориса Федюкина
Источник: журнал FriendsJournal.org