«Свидетельство о мире – это, возможно, самое известное квакерское свидетельство – и среди самих Друзей, и в окружающем мире. Оно происходит из нашего убеждения, что суть жизни – это любовь.»
Свидетельство о Мире, как я понимаю его, призывает человека обратиться не только во вне себя, но и к самому себе. Разве можешь ты надеяться обрести Мир с другими прежде, чем установишь Мир с самим собой? Свидетельство о Мире действительно может быть расширено на весь мир; но тогда это и примирение со своими «страстями» – именно примирение, которое не имеет ничего общего с подчинением страстям. Борьба всегда обречена на поражение: ведь это «лучшая», «благочестивая» часть тебя борется с «худшей», «порочной» и победа в любом случае достанется не тебе. Такой раскол может быть исцелен только глубинным примирением – более глубинным, чем все намерения утвердить Мир силой, добиться устранения противоречий путем овладения, подчинения и контроля; более глубинным, чем желание преодолеть раздоры в себе или вне себя, улаживая их во имя «доброй воли», но насильственным путем.
Пока мы находимся в состоянии войны – пусть и за «правое дело» – мы являемся легкой добычей для любых «страстей». Но если нам удастся просто обрести Мир, просто придти туда, где всегда был Мир, то все «страсти» растворятся в нем и не будет уже надобности с кем-то или с чем-то воевать… Тогда мы сможем обрести целостность, равновесие без подавления – и это будет лучший дар, который мы сможем принести другим. В совершенном состоянии Мира может быть достигнуто полное объединение, не страдающее исключительностью по отношению к чему-то, и ничто в нем не будет уже рассматриваться как «лишнее».
Нельзя сказать, что ты сначала должен достичь Мира в себе, а потом примириться с окружающими или наоборот. Мир – это путь в обе стороны одновременно и что-то слишком цельное, чтобы мы могли разделить его на части. Величайшее дело Мира в том, что он упраздняет частичность (но не своеобразие): ведь где части – там противопоставление, а где противопоставление – там отторжение. Мир – это возвещение и знак того, что здесь ничто уже не может быть выше любви. Он исходит от Бога и является дорогой к Богу; Бог обитает там, где мы обрели Мир.
…О Мире замечательно свидетельствуют слова: «И увидел Он, что это хорошо». Значит, Мир был и остается в мире всегда. Отчего же нас так влечет «исправлять» действительность? Что же мешает нам увидеть, что «это хорошо»? Только то, что мы сами не там, где от начала времен совершается Мир: мы не в Мире, потому и Мир не в нас. Мы спрашиваем о причинах «почему это должно быть хорошо?» вместо того, чтобы придти и видеть Мир там, где он был всегда – и свидетельствовать, что «это хорошо». Мы ищем «ангельских прозрений» там, где вернее человеческие глаза – имеющий которые «да увидит». Когда мы сами обретем Мир, тогда и Мир будет везде, где есть сердце человека, который принял его. Он станет утверждаться повсеместно там, где даже и один кто-то увидел, что «это хорошо» – и распространяться всюду, как луч света распространяется от своего источника. Наши усилия жить в Мире, не ослабевая во всем прочем, должны сосредоточиться на том, чтобы мы могли все время пребывать, где изначально был Мир.
* * *
Вадим Илинский является международным членом Религиозного общества Друзей (квакеров). Живет в Барнауле.