На этой неделе мне подумалось о том, как же компьютеры все упрощают, и что это и хорошо, и плохо. Компьютеры избавляют нас от монотонного труда и позволяют делать больше работы. До того, как появились компьютеры, мне требовалось 3-4 недели, чтобы потратить свою зарплату, но теперь с компьютером я могу спустить ее за день-другой. Компьютеры также облегчают общение с людьми, и это хорошо, потому что я могу рассылать полезные электронные письма всему собранию. С другой стороны, это значительно упрощает отправку неприятных электронных писем. До того, как у меня появилась электронная почта, когда я злился на кого-либо, мне сначала приходилось искать лист бумаги, ручку, конверт, находить нужный адрес и писать письмо со словами, что он плохой и попадет в ад. В прежние времена злиться требовало усилий. Я писал письмо, на что иногда уходило несколько часов, затем клал его на ночь в свой письменный стол, и когда следующим утром вставал, уже не злился и выбрасывал письмо. Теперь, когда у меня есть электронная почта, я могу рассылать гневные письма направо и налево, оставляя за собой шлейф из разбитых и израненных тел.
Вот такое письмо я и получил на этой неделе. Некто написал мне, что прочитал все мои книги и проповеди, но больше их читать не будет. Я где-то пошутил о Флориде, сказав, мол изменение климата хорошо тем, что уровень океана повысится и в итоге Флориду затопит, и человек обиделся на это. Вы знаете, бывают напряженные времена, когда шутки о Флориде не проходят.
В своем длинном электронном письме он всё обвинял и обвинял меня в разных грехах и погрешностях, и закончил его, назвав меня гуманистом. Это заставило меня поискать в словаре слово «гуманист», которое определяется там как «человек, которого сильно интересует и заботит человеческое благополучие, ценности и достоинство». Я подумал: «Ну, это же прекрасно — быть гуманистом». Я был польщен. Это самое приятное, что я услышал о себе в последнее время. Поэтому я отправил тому человеку имейл и поблагодарил за то, что он назвал меня гуманистом. Меня действительно сильно интересует и заботит человеческое благополучие, ценности и достоинство, – написал я, – спасибо, что отметили это. Это так мило с вашей стороны.
В ответ он сказал, что это был не комплимент. Но как это может быть не комплиментом?! Быть гуманистом — это лучшее, что может быть на свете. Почему это не комплимент? Люди, которыми я восхищаюсь больше всего, сильно интересовались и заботились о человеческом благополучии, ценностях и достоинстве. Я имею в виду Сократа, Аристотеля, Маргарет Фелл, Джона Вулмана, Авраама Линкольна, Ганди, Элеонору Рузвельт, Хелен Келлер, Мартина Лютера Кинга и Иисуса. Да, мы не должны забывать Иисуса, который, в конце концов, призывал своих последователей любить ближних своих, как самих себя.
Я понимаю, что хотел сказать в письме тот человек, потому что слышал, как телевизионные проповедники ругают гуманизм. Он хотел сказать, что я безбожник, нью-эйджевский еретик, верящий в эволюцию. Вот что он имел в виду под гуманизмом. Но это неправильное определение гуманизма, о чем я и сказал ему в своем ответе. Я упомянул, что Иисус тоже был гуманистом. Здесь он и сказал мне, что я попаду в ад.
Мы тоже должны сильно интересоваться и заботиться о человеческом благополучии, ценностях и достоинстве. Как и Иисус. На самом деле, я настолько начинаю верить в гуманизм, что думаю, это и должно быть требованием для всех, кто хочет присоединиться к церкви. По моему опыту христиане, не являющиеся гуманистами, приносят много вреда. Я думаю, что любой христианин должен заботиться о человеческом благополучии, ценностях и достоинстве. Это кажется разумным, разве нет? Если бы христиане в Германии были гуманистами, Гитлеру поставили бы диагноз «мятущаяся душа», которым он и обладал, и назначили бы лечение. Если бы христиане Юга Америки были гуманистами, рабства никогда не было бы, а это значит, что Гражданская война никогда бы не случилась, а это значит, что расовой неприязни, которая до сих пор разделяет нашу нацию, никогда бы не существовало – если бы христиане были гуманистами. Если бы христиане в России были гуманистами, дети в Украине играли бы на детских площадках, а не прятались в подвалах, где на их съежившиеся крошечные тела сыплются осколки бомб. В наши дни нам всем не помешало бы немного гуманизма, не правда ли?
На днях я слышал рассуждения одной женщины, по мнению которой самая большая проблема в мире заключается в том, что слишком много людей не являются христианами. Но наша самая большая проблема заключается в том, что очень много людей не являются гуманистами. Нам не хватает заботы о человеческом благополучии, ценностях и достоинстве. У нас слишком много христиан, которые не являются хорошими гуманистами, слишком много мусульман, которые не являются хорошими гуманистами, слишком много евреев, которые не являются хорошими гуманистами, слишком много индусов, которые не являются хорошими гуманистами, слишком много атеистов и агностиков, которые не являются хорошими гуманистами.
Я хочу быть хорошим гуманистом, так же как хорошим гуманистом был Иисус. Задумайтесь на мгновение об этом слове – гуманист. Оно связано со словом гуманный. Красивое слово: гуманный – обладающий или проявляющий сострадание или доброжелательность. Когда я был ребенком, то проводил много времени в лесу и хотел стать лесником, когда вырасту. Потом я стал квакером и подумал, что было бы интересно стать квакерским пастором. Потом я начал писать и подумал, что было бы интересно быть писателем. Но теперь я хочу провести оставшиеся мне несколько десятков лет жизни будучи гуманистом, проявляя сострадание и доброжелательность, заботясь о человеческом благополучии, ценностях и достоинстве.
На прошлой неделе я переписывался с одним из моих самых любимых людей во всем мире, Марком Стрительмайером, великим мистиком, гуманистом и в детстве победителем конкурса подписчиков газеты «Коламбус, Индиана Ридерз», где в качестве приза он получил поросенка. Мы обсуждали гуманизм, мне самому было интересно, что же Бог думает о гуманизме, и Марк сказал: «Не забывай. Именно Бог поместил людей в центр Эдемского сада».
Сейчас, если вас спросят, какая у вас религия, вы можете ответить, что вы квакер. Но так как почти наверняка значение этого слова не будет понято, вы можете избавить себя от многих забот и ответить, что вы гуманист, приверженец самой первой религии, установленной Всемогущим Господом Богом примерно триста тысяч лет тому назад. Вы можете ответить, что вы действительный член клуба «Возлюбленное потомство Божье», который начал свою деятельность в самом центре Эдемского сада.
Конечно, потом вас спросят, во что верят гуманисты, но теперь вы знаете, что сказать. Вы посмотрите вопрошающему в глаза и скажете: «Я верю, что ты мой брат (или сестра, в зависимости от обстоятельств), и меня сильно интересует и заботит человеческое благополучие, ценности и достоинство». А потом вы сможете доказать это, возлюбив этого человека, как себя самого.
Филип Галли
июль, 2022