Будущее квакерства принадлежит Кении

Когда пастор Уолтер закрывает свои глаза и поднимает руки, ему вторят сотни людей. Музыка прорывается через всю церковь, смешивая крещендо с раздающимися голосами и хлопками в ладоши. Вступает 20-голосый хор, подводя воскресную службу к апогею.

Здесь в Найроби (Кения) такое не является каким-то необычным зрелищем. Христианские церкви в этой части света испытывают пристрастие к громкоголосым службам. Однако примерно 700 человек, заполнивших эту двухэтажную церковь, – квакеры, которые известны в западном мире главным образом как неутомимые активисты движения за мир, чьи молитвенные собрания проходят в молчании. Но не здесь, говорит пастор Саймон Хаэмба, который ведет проповедь рядом с пастором Уолтером в Международном Центре Друзей: «Мы – шумные квакеры».

Прихожане стоят в молитве во время воскресной службы в Международном Центре Друзей в Найроби (Кения)

Прихожане стоят в молитве во время воскресной службы в Международном Центре Друзей в Найроби (Кения)

Чуть пройдя от главной церкви, попадаешь в отдельное неприметное здание, в котором не видно пестроты украшений. Внутри него сидят шесть человек, в полном молчании, со склоненными головами. Они либо читают Библию, либо погружены в молитву. В то время как служба пастора Уолтера гремит и раздается эхом где-то вдалеке, эта группа остается в таком состоянии примерно в течение часа. Эти шестеро, половина из которых иностранцы, тоже квакеры.

Обе службы проходят утром, недалеко от главной улицы одного из оживленных районов Найроби, где живут представители верхнего среднего класса. В это время солнце светит так сильно, что можно вспотеть. Через дорогу находится наиболее известный в Восточной Африке инкубатор технологий – iHub. Расположенные всего в нескольких сотнях футов друг от друга, эти богослужения являются миниатюрным отображением текущего состояния квакерства в мире. По одну сторону африканские (и латиноамериканские) церкви, близкие другим христианским конфессиями по вере и практике, молодые и процветающие. По другую – западная, либерально-ориентированная ветвь, которая имеет гораздо более давнишние организационные составляющие, которые истощаются в численности.

Молчаливая молитва во время непрограммированного собрания в Международном Центре Друзей

Молчаливая молитва во время непрограммированного собрания в Международном Центре Друзей

В мире около 300 тысяч квакеров, и более одной трети из них живут в Кении. В то время как количество организационных частей квакерства растет с каждым днем, количество их членов на Западе (в частности, в Великобритании и Соединенных Штатах) за последние годы уменьшилось, процентов на 25 с 1972 по 2002 год, согласно данным Всемирного консультативного комитета Друзей.

Кенийские квакеры только начали. Они увидели, что годовые собрания растут благодаря проповеди евангелия, новым церквям и богослужениям, которые обращены к более молодой, более христианской аудитории. Церкви стали использовать музыкальные группы, заимствовали виды прославлений и богослужений, экспериментировали с облачениями и даже начали евангелизацию на радио и на улицах. «Мы ставим под сомнение традиционные способы и пытаемся взглянуть на вещи с африканской точки зрения», – говорит пастор Хаэмба.

Хоровое пение во время воскресного богослужения в Международном Центре Друзей в Найроби (Кения)

Хоровое пение во время воскресного богослужения в Международном Центре Друзей в Найроби (Кения)

Эта религия имеет в Кении долгую историю. Три американских квакера впервые прибыли на побережье страны в 1903 году, а затем отправились на поезде в Кисуму, городок на берегу озера Виктория на западе страны. Благодаря хорошему отношению со стороны британского правительства, которое предоставило им землю и политически стабильную среду, квакерская община расцвела и начала распространяться, создав несколько центров в Найроби. По мнению ряда пасторов причины этого успеха заключаются в подходе, ориентированном скорее на экономическое развитие и образование, чем на евангелизацию. Сегодня в Кении квакеров больше чем в любой другой стране мира.

Но до 2007 года в Кении не было проведено ни одной крупной международной квакерской встречи. А на той встрече и последующих, не обошлось без противоречий. В 2012 году собрание, которое происходило в Найроби, в самый разгар чуть не было отменено из-за споров между либеральными и консервативными квакерами по вопросу об однополых браках.

Лик и центр квакерской энергии мигрируют на юг, и такого рода размолвки заставляют некоторых кенийских квакеров пересматривать свои связи с Западом. «Самый большой знак вопроса, который мне видится, будут ли [кенийские квакеры] стремиться к полной независимости», – говорит Томас Хэмм, профессор квакерских исследований колледжа Эрлем в штате Индиана. Хэмм предсказывает, что это маловероятно, и пастор Хаэмба подтверждает: они не планируют полностью разрывать отношения. Однако это говорит о том направлении, которого придерживается кенийская церковь. Во многих отношениях то, что происходит в квакерстве, происходит и в христианстве. По оценкам исследовательского центра Пью (Pew Research Center) к 2050 году в Африке будет в два с половиной раза больше христиан, чем Европе. В настоящее время их численность примерно равна.

Прихожанка молится во время воскресной службы в Международном Центре Друзей в Найроби

Прихожанка молится во время воскресной службы в Международном Центре Друзей в Найроби

Но хотя кенийские квакеры сильно стремятся выглядеть независимыми, завершают планы по созданию зонтичной организации, некоторые из их программ и новых церквей по-прежнему финансируются зарубежными донорами. Подавляющее большинство ученых и квакерских авторитетов живут в странах Запада, хотя и эта ситуация меняется: к начальным занятиям в первом квакерском колледже в столице страны Найроби приступят через три недели. Один из студентов, 30-летний Филемон Лисумби с желанием и быстро отвечает на занятиях. Он гордится тем, что оказался в квакерском авангарде. «Здесь мы пионеры», – говорит он. Но Лисумби определенно получил знания о кенийском стиле квакерства. Он говорит, что мало чего знает о западной ветви.

Дональд Томас – один из тех шести человек, из которых состоит молчаливая молитвенная группа в Международном Центре Друзей. Бодрый, с широкой улыбкой и белой бородой под стать такой же шевелюре, он живет в Кении с колониальных времен и вблизи видел изменяющиеся потоки квакерства. Изредка он посещает богослужения пастора Уолтера, но в основном присутствует на молчаливых собраниях. Он говорит, что никогда не станет помышлять о полном переходе к другому способу богослужения, даже если в его ветви квакерства что-то выглядит не совсем хорошо.

После молитвенного собрания Томас говорит мне, что даже та комната, где встречаются западные квакеры, находится под угрозой. Владельцы Международного Центра Друзей размышляют о сносе этой постройки, чтобы освободить место для гораздо более прибыльного коммерческого центра. В то время как группа подготавливает свои контраргументы для встречи с кенийским церковным лидерам, Томас вслух вопрошает: «Как долго мы еще будем здесь? Кто знает».

Участники церковного хора, который, кажется, никогда не умолкает, просматривают свои ноты после воскресной службы

Участники церковного хора, который, кажется, никогда не умолкает, просматривают свои ноты после воскресной службы

Натан Сигел (текст и фото)
2016

Источник