Когда пастор Уолтер закрывает свои глаза и поднимает руки, ему вторят сотни людей. Музыка прорывается через всю церковь, смешивая крещендо с раздающимися голосами и хлопками в ладоши. Вступает 20-голосый хор, подводя воскресную службу к апогею.
Здесь в Найроби (Кения) такое не является каким-то необычным зрелищем. Христианские церкви в этой части света испытывают пристрастие к громкоголосым службам. Однако примерно 700 человек, заполнивших эту двухэтажную церковь, – квакеры, которые известны в западном мире главным образом как неутомимые активисты движения за мир, чьи молитвенные собрания проходят в молчании. Но не здесь, говорит пастор Саймон Хаэмба, который ведет проповедь рядом с пастором Уолтером в Международном Центре Друзей: «Мы – шумные квакеры».
Чуть пройдя от главной церкви, попадаешь в отдельное неприметное здание, в котором не видно пестроты украшений. Внутри него сидят шесть человек, в полном молчании, со склоненными головами. Они либо читают Библию, либо погружены в молитву. В то время как служба пастора Уолтера гремит и раздается эхом где-то вдалеке, эта группа остается в таком состоянии примерно в течение часа. Эти шестеро, половина из которых иностранцы, тоже квакеры.
Обе службы проходят утром, недалеко от главной улицы одного из оживленных районов Найроби, где живут представители верхнего среднего класса. В это время солнце светит так сильно, что можно вспотеть. Через дорогу находится наиболее известный в Восточной Африке инкубатор технологий – iHub. Расположенные всего в нескольких сотнях футов друг от друга, эти богослужения являются миниатюрным отображением текущего состояния квакерства в мире. По одну сторону африканские (и латиноамериканские) церкви, близкие другим христианским конфессиями по вере и практике, молодые и процветающие. По другую – западная, либерально-ориентированная ветвь, которая имеет гораздо более давнишние организационные составляющие, которые истощаются в численности.
В мире около 300 тысяч квакеров, и более одной трети из них живут в Кении. В то время как количество организационных частей квакерства растет с каждым днем, количество их членов на Западе (в частности, в Великобритании и Соединенных Штатах) за последние годы уменьшилось, процентов на 25 с 1972 по 2002 год, согласно данным Всемирного консультативного комитета Друзей.
Кенийские квакеры только начали. Они увидели, что годовые собрания растут благодаря проповеди евангелия, новым церквям и богослужениям, которые обращены к более молодой, более христианской аудитории. Церкви стали использовать музыкальные группы, заимствовали виды прославлений и богослужений, экспериментировали с облачениями и даже начали евангелизацию на радио и на улицах. «Мы ставим под сомнение традиционные способы и пытаемся взглянуть на вещи с африканской точки зрения», – говорит пастор Хаэмба.
Эта религия имеет в Кении долгую историю. Три американских квакера впервые прибыли на побережье страны в 1903 году, а затем отправились на поезде в Кисуму, городок на берегу озера Виктория на западе страны. Благодаря хорошему отношению со стороны британского правительства, которое предоставило им землю и политически стабильную среду, квакерская община расцвела и начала распространяться, создав несколько центров в Найроби. По мнению ряда пасторов причины этого успеха заключаются в подходе, ориентированном скорее на экономическое развитие и образование, чем на евангелизацию. Сегодня в Кении квакеров больше чем в любой другой стране мира.
Но до 2007 года в Кении не было проведено ни одной крупной международной квакерской встречи. А на той встрече и последующих, не обошлось без противоречий. В 2012 году собрание, которое происходило в Найроби, в самый разгар чуть не было отменено из-за споров между либеральными и консервативными квакерами по вопросу об однополых браках.
Лик и центр квакерской энергии мигрируют на юг, и такого рода размолвки заставляют некоторых кенийских квакеров пересматривать свои связи с Западом. «Самый большой знак вопроса, который мне видится, будут ли [кенийские квакеры] стремиться к полной независимости», – говорит Томас Хэмм, профессор квакерских исследований колледжа Эрлем в штате Индиана. Хэмм предсказывает, что это маловероятно, и пастор Хаэмба подтверждает: они не планируют полностью разрывать отношения. Однако это говорит о том направлении, которого придерживается кенийская церковь. Во многих отношениях то, что происходит в квакерстве, происходит и в христианстве. По оценкам исследовательского центра Пью (Pew Research Center) к 2050 году в Африке будет в два с половиной раза больше христиан, чем Европе. В настоящее время их численность примерно равна.
Но хотя кенийские квакеры сильно стремятся выглядеть независимыми, завершают планы по созданию зонтичной организации, некоторые из их программ и новых церквей по-прежнему финансируются зарубежными донорами. Подавляющее большинство ученых и квакерских авторитетов живут в странах Запада, хотя и эта ситуация меняется: к начальным занятиям в первом квакерском колледже в столице страны Найроби приступят через три недели. Один из студентов, 30-летний Филемон Лисумби с желанием и быстро отвечает на занятиях. Он гордится тем, что оказался в квакерском авангарде. «Здесь мы пионеры», – говорит он. Но Лисумби определенно получил знания о кенийском стиле квакерства. Он говорит, что мало чего знает о западной ветви.
Дональд Томас – один из тех шести человек, из которых состоит молчаливая молитвенная группа в Международном Центре Друзей. Бодрый, с широкой улыбкой и белой бородой под стать такой же шевелюре, он живет в Кении с колониальных времен и вблизи видел изменяющиеся потоки квакерства. Изредка он посещает богослужения пастора Уолтера, но в основном присутствует на молчаливых собраниях. Он говорит, что никогда не станет помышлять о полном переходе к другому способу богослужения, даже если в его ветви квакерства что-то выглядит не совсем хорошо.
После молитвенного собрания Томас говорит мне, что даже та комната, где встречаются западные квакеры, находится под угрозой. Владельцы Международного Центра Друзей размышляют о сносе этой постройки, чтобы освободить место для гораздо более прибыльного коммерческого центра. В то время как группа подготавливает свои контраргументы для встречи с кенийским церковным лидерам, Томас вслух вопрошает: «Как долго мы еще будем здесь? Кто знает».
Натан Сигел (текст и фото)
2016