Когда членство и вера не совпадают
Элизабет Хутон часто считается первым квакером, кого убедили проповеди и беседы Джорджа Фокса. Еще до того, как квакерское движение сформировалось, а Фокс стал проповедовать тысячам людей на севере Англии, Хутон посадили в тюрьму за убеждения, заставившие ее обличать священника. Джеймсу Парнеллу было 16 лет, когда он отправился в тюрьму Карлайла, где встретился с заточенным Фоксом, и именно там Парнелл обрел веру. Всего несколько лет спустя он умер в ужасных условиях тюрьмы Колчестерского замка. Элизабет Флетчер была еще моложе Парнелла – ей было всего 14 лет, и она распространяла квакерское учение в Оксфорде и Ирландии, а затем умерла от ран, полученных от рук толпы оксфордских школяров.
Эти три человека явно были Друзьями. Убежденные проповедью странствующих квакеров, они обратились внутрь себя, осознали необходимость изменить свою жизнь и начали повиноваться побуждениям Света, который был рядом с ними всё это время. Благодаря этому они перешли к радикальным формам свидетельствования, за что жестоко пострадали вместе со многими другими Друзьями. И всё же никто из них не был членом Религиозного общества в том смысле, в каком мы понимаем это сегодня. Формальное членство появилось лишь спустя почти столетие, к тому же эти ранние проповедники слишком много путешествовали, чтобы быть частью какой-либо устоявшейся территориальной общины, например, местного собрания. Друзья создали свободную сеть, объединенную общими идеями и проблемами, способом богослужения, евангелизационным порывом и растущим числом товарищеских и семейных отношений. Убежденность и готовность пострадать за нее, если потребуется, сделали их квакерами.
В течение следующего столетия членство постепенно обретало свою форму. В первые годы большинство людей знали, что вы квакер: вы посещали собрания эксцентричных людей, одевались и говорили своеобразно, публично выступали со свидетельствами. Также было понимание того, что принадлежность к Друзьям определяется встречей с внутренней реальностью, внешние плоды которой проявляются настолько, что для подтверждения не требуется никакой процедуры. Как узнали Хутон, Парнелл и Флетчер, быть квакером – это нелегкая участь, и страдания квакеров были вполне объяснимы.
По мере того, как Религиозное общество Друзей росло и формализовалось, устоявшимся собраниям стало необходимо понимать, кто нуждается в финансовой поддержке и какие данные о рождении, смерти и тюремном заключении следует регистрировать. Собрания должны были знать, кто имеет отношение к их общине и кто может с полным правом выступать от ее имени. Изначально членство развивалось из практических соображений, по практической линии. Его духовное значение было второстепенным; его нельзя было смешивать с обретением веры или внутренним крещением, с тем, чтобы стать Другом. В духовном плане членство было следствием желания быть в сообществе с другими людьми, приверженными Истине.
За прошедшие с тех пор столетия значение членства возросло настолько, что иногда оно затмевает веру. Неспособность провести между ними адекватное различие, как мне кажется, привело к трудностям с вовлеченностью, беспокойству о значении членства, утрате концепции веры, как она выглядела в опыте ранних Друзей, и опасениям за будущее нашего Общества. Я думаю, что нам помогло бы новое понимание различий между уверованием и членством в собрании. Это не значит, что мы преуменьшаем значение того или другого, а лишь говорит о том, что понимание их разницы является ключом к пониманию их потенциальной важности для нас.
Исторически квакеры понимали членство как договорные отношения между человеком и общиной собрания. Это немного похоже на брак. Член обязуется поддерживать общину, участвовать в жизни сообщества и проявлять солидарность, а собрание обязуется поддерживать его как в пастырском, так и в практическом плане. Процесс подачи заявления и принятия в члены означает принадлежность человека к определенной общине, так же как квакерский брак означает, что Бог действует в жизни пары.
Я думаю, что можно быть членом общины, который не является убежденным Другом, но также можно быть убежденным Другом, который не является членом общины. Многие из нас переживают периоды духовной засухи, когда наша вера ослабевает, а свидетельство сердца тускнеет, но наша принадлежность к общине собрания может оставаться неизменной. Многие принадлежат к нашим общинам, не испытав внутренней убежденности и преображения, которые ранние Друзья называли «убежденностью в Истине», и мы всё равно можем честно признать их принадлежность к собранию.
Я предполагаю, что членство и убеждения могут быть разделены. Убежденный Друг может быть естественным образом введен в общину собрания, а затем может подать заявление на членство. Процесс подачи заявления и принятие обязательств по членству могут быть глубоко духовными, а вера и различение часто укрепляются на наших собраниях. Но убежденные Друзья могут обнаружить, что принадлежность к местному собранию не является для них подходящим вариантом, возможно, потому, что они, как Парнелл и Флетчер, находятся на этапе странствий. Точно так же возлюбленные члены наших общин могут не объяснять свой опыт с точки зрения квакерской теологии, и это не всегда должно мешать нам признавать и отмечать их принадлежность и не должно препятствовать нам дорожить их приверженностью к общине и ее делам.
Это значит, что заявление о приеме в члены – не проверка веры, а возможность для человека и собрания признать и закрепить особые отношения, которые неизбежно будут иметь свои взлеты и падения. Это также означает, что Хутон, Парнелл и Флетчер были настоящими Друзьями, хотя никогда не были членами, и что другие могут уверовать благодаря странствующим проповедникам, памфлетам или повседневному опыту живого Христа вне рамок собрания. Квакерское послание будет живо до тех пор, пока верующие люди признают побуждения своего Внутреннего Учителя. Структура и значение собраний и членства могут изменяться, но убежденные Друзья будут распознавать свое водительство через опыт других и искать друг друга; Истина не устоит и не падет вместе с нашими нынешними структурами. Как напоминает нам автор песен двадцатого века Сидни Картер в песне «Джордж Фокс», «в конце всего этого будет сиять Свет».
Я чувствую, что проникся верой и увидел мир квакерскими глазами задолго до того, как принял членство. И я чувствую, что в дни, когда мне труднее ощущать любовь и водительство Иисуса, мои заветные отношения с моим собранием – это своего рода спасательный плот. И то, и другое имеет для меня огромное значение, но по-разному.
Мэтт Розен
2024
Мэтт Розен – уверовавший Друг. Он является членом Оксфордского собрания в Великобритании и участвует в богослужениях оксфордских Молодых Друзей. Он защищает докторскую диссертацию по философии в Оксфордском университете, являлся стипендиатом программы имени Кэдбери в Пендл-Хилле в 2023 году.
Источник: журнал Friends Journal