Без необыкновенных сил. Молитва, спокойствие, активизм

Без необыкновенных сил. Молитва, спокойствие, активизм

Хелен Стивен

От автора: За годы активного участия в движении за мир и социальные изменения я написала много статей о практических аспектах активности, но особой привилегией для меня стало предложение глубоко продумать вопрос о корнях и мотивах активных действий, а именно, что я имею в виду под понятием молитвы в моей собственной жизни.

В процессе изучения природы молитвы я шла по глубинным, захватывающим путям проникновения в самые основы своей веры. При этом я обнаружила, что обращаюсь с расспросами к стародавним принципам веры, ничего не воспринимая как само собой разумеющееся и не оставляя ни одного неперевернутого камня в своем стремлении к истине. И еще я научилась пересматривать то, что имеет для меня действительно основополагающее значение, открывая надежную, незыблемую основу.


Скачать книгу полностью: [.pdf] [.rtf] [.epub] [.mobi]

Посвящается Эллен, с благодарностью за ее вдохновение, любовь и столько пройденных вместе приключений.

Об авторе

Хелен Стивен начала свой путь молитвы и активности в Шотландии. Она окончила Университет Глазго и семь лет преподавала в Глазго историю. Вместе с Эллен Моксли, постоянным партнером ее жизни, в 1972 году она отправилась во Вьетнам в рамках проекта квакеров для работы в детских домах Сайгона. Эти два года изменили ее жизнь, поставив Хелен на путь борьбы за мир.

Хелен, воспитанную в Шотландской церкви, вдохновило умение квакеров вкладывать свою веру в практические действия, и она в 1976 году стала членом организации квакеров (Религиозное общество Друзей).

В 1979 году Хелен поступила на работу в Сообщество Ионы служителем мира и справедливости, и, вдохновленная приверженностью Сообщества Ионы к социальным действиям, в 1981 году она стала членом этой организации. При поддержке Сообщества Ионы и Службы мира квакеров, Хелен и Эллен основали Дом мира, интернат в центральной Шотландии. По прошествии 12 лет и 10 000 гостей, они покинули Дом мира, и Хелен основала Шотландский центр ненасилия в Данблейне.

Работа по поддержке мира приводила Хелен в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, на многие международные конференции, на демонстрации у военно-морской базы Фаслейн, а иногда и в тюрьму. В 2004 году она и Эллен были награждены Международной премией мира Ганди.

No Extraordinary Power: Prayer, Stillness and Activism
by Helen Steven

Quaker Books
Swarthmore Lecture 2005

Впервые опубликована 1 августа 2005 года
Quaker Books
Friends House, 173 Euston Road, London NW1 2BJ
www.quaker.org.uk

Все права защищены. Ни одна часть данной книги не может быть воспроизведена или передана в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопию, без письменного разрешения Quaker Books. Допускается цитирование коротких отрывков.

© Helen Steven, 2005

Моральное право Хелен Стивен как автора этой работы подтверждено
ISBN 0 85245 379 5

Без необыкновенных сил. Молитве, спокойствие, активизм

Без необыкновенных сил. Молитве, спокойствие, активизм

Свортморская лекция

Свортморский лекторий был создан на заседании Вудбрукского расширенного комитета, состоявшегося 9 декабря 1907 года, в рамках мероприятий Комитета по обеспечению условий для “ежегодной лекции на некоторые темы, касающиеся новостей и работе Общества Друзей”. Название Свортмор было выбрано в память о доме Маргарет Фокс, который всегда был открыт для серьезных искателей Истины, и из которого коллегам посылались слова любви и сочувствия и существенная материальная помощь.

Лекторий имеет двойную цель: во-первых, разъяснение Обществом Друзей своих посланий и миссии для всех его членов, а во-вторых, довести до общественности дух, цели и основные принципы Друзей. За высказанные мнения несут ответственность только сами лекторы.

Лекторий организует и издание книг, и чтение самих лекций, последнее обычно происходит во время проведения Британского ежегодного собрания Общества Друзей. Лекция, изложенная в этой книге, была прочитана 1 августа 2005 года, вечером, в рамках Ежегодного собрания в Йорке.

 

Предисловие

Я безмерно благодарна лекционному комитету Свортмор за поставленную передо мной задачу написать о духовной основе активности и за ту поддержку, которую он оказывал мне в размышлениях и поиске. Особая благодарность моей группе поддержки, Хелен Кармайкл и Харви Гиллману, за то, что всегда отзывались на мои крики о помощи, а также Питеру Дэниелсу за редактирование на большом расстоянии, и Совещанию Данблейн за их молитвенную поддержку.

За годы активного участия в движении за мир и социальные изменения я написала много статей о практических аспектах активности, но особой привилегией для меня стало предложение глубоко продумать вопрос о корнях и мотивах активных действий, а именно, что я имею в виду под понятием молитвы в моей собственной жизни.

В процессе изучения природы молитвы я шла по глубинным, захватывающим путям проникновения в самые основы своей веры. При этом я обнаружила, что обращаюсь с расспросами к стародавним принципам веры, ничего не воспринимая как само собой разумеющееся и не оставляя ни одного неперевернутого камня в своем стремлении к истине. И еще я научилась пересматривать то, что имеет для меня действительно основополагающее значение, открывая надежную, незыблемую основу.

Название “Без необыкновенных сил” происходит из стихотворения американского писателя Адриена Рич, который уже давно стал моим любимым. (см. стр. 79). Парадокс этого названия и является основной темой этой книги. Есть ли у нас доступ через молитву и действия к каким-то “необыкновенным” силам вне себя, или наша власть действовать находится в пределах личного опыта каждого человека, и только наша собственная глубинная духовная природа способна сделать ее “необыкновенной”? Я оставляю это решить читателям.

 

Введение

В своем воображении я приглашаю вас присоединиться ко мне во время молитвенного собрания у северных ворот военно-морской базы Фаслейн, где в Великобритании находятся четыре атомные подводные лодки Trident. День ясный и холодный, дальние холмы слегка припорошены снегом. И вот эту ясную красоту, выгравированную на горизонте, частично закрывает собой бок огромной верфи, где и скрывается эта подлодка; зловеще ее невидимое присутствие. Краны устремлены в небо обвиняющими пальцами. Не прекращается транспортный поток – автофургоны, автобусы с работниками, грузовики полные оборудования, умные автомобили – все выстраиваются в очередь на въезд перед электронно управляемыми воротами. Вооруженная автоматами полиция проверяет документы у каждого водителя, и огромные ворота, скользя, открываются. Бодрствующие глаза инфракрасной камеры не спускают взгляда с забора, охраняемого многочисленными катушками высокопрочной колючей проволоки, поблескивающей своими шипами в солнечном свете. Угроза посреди красоты.

На кольцевой развязке, напротив входа, тихо сидит в кругу небольшая группа из десяти или двенадцати человек: идет молитвенное собрание квакеров. Оно регулярно организуется Ежемесячным собранием Западной Шотландии. Потоки транспорта беспрерывно гремят вокруг маленькой группы, но круг этот, кажется, ушел в глубокий колодец абсолютной тишины. На противоположной стороне дороги полицейский нервно сжимает свой пулемет и переминается с ноги на ногу, как будто он немного смущен. Несколько проезжающих машин издают звук рога, в поддержку, а один-два водителя высовываются из своих окон и выкрикивают оскорбления. Тем не менее, тишина продолжается, и баннеры мира лениво развевается на ветру. Спустя час – рукопожатие, стулья сложили, помахали на прощанье полицейскому, и группа тихо расходится. Закончен еще один небольшой акт свидетельства.

Так что же это было? Безусловно, молитва. Честная, искренняя молитва, такая глубокая, что почти осязаема. И свидетельство тоже. Это была молитва на фоне невообразимого насилия. Молитва как протест, произнесение правды властям собственным способом, сознательно поставив себя на всеобщее обозрение в оппозицию к военной мощи.

Чего они ожидали? Почему не сокрушились ворота этой базы, как стены Иерихона, полиция не бросила оружие, и вся военная структура не сдалась перед ошеломляющей силой эффективной молитвы? Или ожидалось что-то более тонкое? Что-то более личное, может быть, небольшой сдвиг в отношениях, небольшой вызов чьей-либо совести? Или, может быть, ответ на молитву следует искать в том комфорте, силе симпатии, которые были выражены верующим, просто возможности почувствовать поддержку друг друга и дружеское общение?

Конечно, это была молитва, независимо от того, был ли на нее ответ. А на следующий день, когда несколько сотен человек собрались у тех же ворот и блокировали базу в течение семи часов, сидя на дороге, преграждая дорогу транспортному потоку на въезде и выезде? Здесь тоже была страсть, глубокая приверженность, искренность с целью противостоять безнравственности ядерного оружия. Это тоже была форма молитвы? И если да, то была ли она более эффективной от того, что, в принципе, физически остановила разрушительную работу, пусть хоть на короткое время?

Эта книга изучает некоторые из этих вопросов, она о связи между молитвой и активностью: почему мы молимся, как мы это делаем, кому мы думаем что молимся, и насколько эффективна молитва. Это даже и о том, молимся ли мы вообще, или молитва просто устаревшая концепция, которая, возможно, давно пережила свою актуальность в современном обществе.

 

Часть первая

Врастая в молитву

Ранние годы

На протяжении всей моей жизни меня интересовал такой парадокс. Я никогда особенно не преуспевала в молитве, но все мое прошлое и воспитание подчеркивают ее значение в духовном развитии, и я, безусловно, хорошо понимаю, чем бы отличалась моя повседневная жизнь без нее. Если это так жизненно важно и так выгодно, почему же тогда так трудно, и почему она стала такой рутинной работой? Я была воспитана в Церкви Шотландии, в пресвитерианской традиции. Если пытаться разложить различные конфессиональные характеристики по типам, то к свойствам Церкви Шотландии можно отнести акцент на Слово Божие, а не на предписанные литургии. Священник в церкви всегда придерживается Библии, включающая ее тексты проповедь – это важная, центральная часть службы, а молитвы, за исключением обычных в наше время экспромтов, безусловно, предварительно подготовлены священником. Конечно, все еще есть некоторые традиции пресвитерианской церкви, особенно в горной местности и на островах Шотландии, где не одобряют заранее подготовленные молитвы как лишенные достаточной искренности. В каком-то смысле, это очень близко к практике Друзей быть ведомыми Духом, а не приходить на собрания с заранее сформированными в голове текстами. В моей церкви в в Глазго мне повезло. Это была церковь при университете, с очень радикальным пастырем, который проповедовал пацифизм и социально активное Учение в ярких и красиво оформленных притчах. Я, действительно, в большом долгу благодарности перед Стюарт Мак-Виллиамом за формирование и вдохновение моего духовного развития. Тем не менее, я еще более осознала центральную роль проповедника и некоторую случайность ситуаций, позволяющих некоторым общинам иметь отлично священника, а другим – посредственного, и также ненужное влияние, которое такое неравное распределение талантов может оказать на верующих. Пресвитерианская доктрина подчеркивала “священство всех верующих”, но слова из проповедей и молитв были не мои, они принадлежали проповеднику, и если я выходила за рамки полного принятия выраженных соображений, то в службе не было места для их обсуждения, вопросов или выражения несогласия. Одним из способов исправить это было заполнить литургические восхваления, покаяния и обращения своими собственными мыслями и молитвами, но это казалось изначально непорядочным. Потому я слушала, часто ценя сами слова и красоту выражений, часто возражая или вдохновляясь, но литургическая молитва, несмотря на всю ее свободу, осталась для меня чем-то отдаленным и формальным. Ну, а что о собственной молитве? В этом отношении я была под сильным влиянием евангельской христианской традиции. На протяжении всей моей школьной жизни я посещала Союз Писания, и позже стала активным членом домашней церкви. Здесь был гораздо более индивидуальный подход – прямые, почти разговорные отношения с Богом, как к тому, с кем можно было бы поговорить как с близким другом. “Несите это Господу в молитве” было ожидаемой нормой; регулярные ежедневные молитвы приветствовались, и ничего не казалось слишком тривиальным или неважными для внимания Иисуса. Я должна признаться, что в некоторых из этих молитвенных кругов меня действительно занимали такие вопросы как правда ли, что Иисус заботится о ремонте стиральных машин, или является ли сон смертным грехом, но и не было никаких сомнений в непосредственности, искренности и ежедневной практичности таких молитв. Наш церковный дом был дающим удивительную поддержку религиозным сообществом, основанным на сильной и яркой молитвенной жизни, что было почти осязаемым. Так почему же мне так не нравилось молиться? Время от времени я вновь осознавала свои грехи неучастия и начинала заново, отложив основные молитвы и изучение Библии. Я пробовала новые способы, я даже давала себе обеты, но они никогда очень долго не длились: на пути вечно возникала доминирующая над всем житейская суета, и в результате я оставалась с неприятным чувством вины и неадекватности. Может быть, в корне моей проблемы был основной вопрос об общей концепции молитвы, и реальная дихотомия между тем, во что я должна была верить касательно молитвы, и моим реальным опытом реальной жизни. Слишком часто казалось, что молитва приравнивалась к успеху, а в некоторых элементах евангелической традиции это даже подразумевало материальный успех в бизнесе.

Такое понимание молитвы, похоже, существует для маргинализации слабости и неудачи. Разве плохое состояние здоровья, бедность, отсутствие деловой хватки – все следствие отсутствия веры или греха? Несомненно, это прямо противоположно жизни Иисуса и его учению. А взять молитвы, на которые нет ответа? Моя мама умерла, когда мне было девятнадцать лет. Мы с отцом, конечно, молились, и молились горячо, но для чего? Чтобы она была исцелена от рака? Как-то внутри себя я знала, что этого не произойдет. Тогда, значит, я молилась за себя, чтобы даны были силы? И всегда было это затяжное ощущение, что вся вина лежит на мне за недостаток веры.

Может быть, я молилась неправильными молитвами.

 

Прошу силы, для достижений –

Дается бессилие, чтобы смириться.

Прошу здоровья для великих дел –

Дается благодать для дел хороших.

Прошу богатства, чтобы стать счастливее –

Дается нищета, чтоб стать мудрее.

Прошу власти, чтобы во славе жить –

Дается слабость, чтоб нуждаться в Боге.

Прошу всего, что украсит жизнь –

Дается жизнь, чтоб вкушать в ней все.

Не дано того, что прошено и ожидаемо.

Молитва моя услышана.

 

Стихотворение из рассылки 1966 года Христианского сообщества медсестер Шотландии (в фильме Стивена – 1988). Похоже было, что это интеллектуальная находка. Очень многие книги рассказывали о якобы произошедших чудесных случаях исцеления в ответ на молитву. Почему же у некоторых это происходило, а у других – нет? И тем не менее, ставя все эти вопросы, я все равно не смогла “уйти” от молитвы.


Скачать книгу полностью: [.pdf] [.rtf] [.epub] [.mobi]