История квакерства

Традиционно история квакерства начинается с рассказа о его основателе – англичанине Джордже Фоксе, чьи годы жизни пришлись на середину семнадцатого века – бурные времена английской революции. С юности молодой ремесленник задавался вопросами о смысле жизни, о своем месте в нем, об отношениях человека с Богом. Оставив дом, он отправился в путешествие по стране в поисках Бога. Но ни одна из существовавших тогда в Британии христианских церквей не могла дать ответы на вопросы молодого человека.

И однажды, бродя по обширным полям своей страны, внутри себя он услышал голос, сказавший: «Есть только Один, кто может ответить тебе – это Сам Иисус Христос». Словно пелена спала с его глаз, и, исполненный радости, он продолжил свои путешествия – но теперь он не искал, а нес миру то, что открылось ему. Так началась история квакерства. Джордж Фокс дерзко обличал пороки духовенства, формализм традиционного христианства, фарисейство современников. За это его неоднократно избивали и заключали в тюрьму.

Однако, несмотря на многочисленные препятствия, его проповедь имела успех среди многих искренне верующих людей. Постепенно его учение принимали все новые люди, и число квакеров росло. Правильнее будет сказать, что речь шла отнюдь не о выработке новой религиозной идеи – он видел свою миссию в духовном обновлении и очищении христианства от всего ложного, что накопилось в религиозных представлениях к этому времени.

Несмотря на это, практически все традиционные конфессии – и католики, и протестанты – отнеслись к новому вероучению довольно враждебно. Последователей Фокса лишали имущества, подвергали заключению, казнили.

Отрицательно к квакерству отнеслись и представители светской власти, так как квакеры были уверены в том, что Дух христианства несовместим с войнами и насилием, с двойными стандартами (например, клятвами), с социальной и национально-религиозной враждой и неравенством.

«Квакерское собрание». Эгберт ван Хемскерк (старший). II половина XVII века. История квакерства

«Квакерское собрание». Эгберт ван Хемскерк (старший). II половина XVII века

Несмотря на всеобщее к ним ожесточение, квакеры не сдавались и, подобно первым христианам, мужественно и с благодарением Богу переносили все выпавшие на их долю страдания, на практике исполняя заповедь апостола Павла всегда радоваться и за все благодарить. Аналогия усиливается и тем, что исповедуемые ими принципы не позволяли отвечать злом на зло, а потому преследования противников не встречали с их стороны никакого физического сопротивления. Лишь упование на Бога позволило им выжить. Кстати сказать, именно сохраняемому в конфликте с государством жизнелюбию квакеры обязаны своим названием.

Однажды вызванный в суд за очередную пощечину религиозной респектабельности соотечественников Джордж Фокс воскликнул в зале суда, что должно трепетать пред именем Господним. По-английски это звучит как quake [квэйк],  и судья насмешливо прозвал последователей Фокса quakers [квэйкерз] – «трепещущими», что в русском языке традиционно передается словом «квакеры». Со временем последние приняли это наименование, и оно стало использоваться как второе самоназвание, наравне со словом «Друзья».

Исторически общепризнанный образ Друзей сложился в восемнадцатом веке. Этот период в квакерской историографии принято называть временем «квиетизма». В эти годы уклад жизни квакеров носил очень строгий, пуританский характер. Общество растеряло свой первоначальный пыл и превратилось в замкнутое сообщество, из которого исключали даже просто за брак с не-квакером. Квакеры того времени носили простую темную одежду, избегали развлечений (не держали даже музыкальных инструментов дома!), традиционно придерживаясь при этом и остальных принципов поведения, выделявших их из общей среды. Вдобавок квакерское трудолюбие, бережливость и честность превратили значительную часть членов Общества в зажиточных граждан.

«Лондонское годовое собрание». Сэмюэл Лукас. 1840 год. История квакерства

«Лондонское годовое собрание». Сэмюэл Лукас. 1840 год

Конечно, за пеленой внешнего застоя скрывалась активная духовная жизнь. Особенно бурно она кипела в боровшихся за независимость от английской короны американских колониях: там квакеры вели активную борьбу против жестокого обращения с индейцами, унизительного обычая рабства, дискриминации женщин. Одним из наиболее активных участников этого противостояния человеческой злобе и ограниченности был квакер Джон Вулман, который известен еще и протестом против социальной несправедливости. Таким образом, центр квакерской активности переместился за Атлантический океан, и в частности там сформировался тот образ квакера, который является теперь стереотипным.

Новый период в истории квакерства начался с евангелического движения второй половины XIX века. Свежая струя идей протестантизма ворвалась в тихую квакерскую запруду и стала источником как внутренних потрясений и разделений, так и вдохновения для квакерского миссионерства – и спустя два века после апостольства Джорджа Фокса и его единомышленников их наследники вновь проповедуют не только в Европе, но и на других континентах. В это время сформировалась большая квакерская община в Западной Кении (Африка); и в наши дни там сейчас проживает более ста тысяч квакеров. Внутри самого Общества пали многие бастионы формализма и окостенелости, работавшие на замкнутость и самодостаточность Общества. В общем, квакерство стало открываться миру.

Обратной стороной этого процесса стали внутренние настроения в Обществе: многие отказались принимать порядки, за которые ратовали евангелисты – пение гимнов и молитв на собраниях, резкий рост авторитета Библии и увеличение популярности традиционных протестантских доктрин.

После окончания Первой мировой войны история квакерства пошла новым путем – в мировом квакерском движении начался процесс реинтеграции. В 1937 году был основан Всемирный консультативный комитет Друзей. После Второй мировой войны в Северной Америке произошло объединение нескольких крупных годовых собраний, что стало свидетельством преодоления раскола вековой давности.

Все эти процессы породили образование в квакерском движении трех основных течений:
– ортодоксального, сторонников которого можно назвать по их убеждениям классическими протестантами (впоследствии из него выделились евангелические церкви Друзей);
– либерального, многие приверженцы которого в настоящее время не считают себя христианами в традиционном смысле этого слова;
– малочисленного консервативного, чьи представители пытаются сохранить первоначальный баланс между доверием Внутреннему Свету и уважением к библейскому опыту.

Несмотря на такие различия во взглядах своих членов, квакерское движение в основном сохраняет свое организационное единство. В настоящее время квакерство – это многоцветье взглядов, мнений и убеждений, объединенное на основе любви, мира и простоты в духе доверия Богу.

История квакеров: Общая фотография участников всемирной встречи квакеров. Перу, 2016 год.

Общая фотография участников всемирной встречи квакеров. Перу, 2016 год.

* * *

Подробнее об истории квакерства можно почитать в книгах и статьях на этом сайте.

Квакеры и христианство >

Поделиться: