Генри Ходжкин. Информация для Википедии

Генри Ходжкин (Henry Hodgkin), врач и британский миссионер-квакер. Годы жизни – с 1877 по 1933. За свои 55 лет был сооснователем университета West China Union University в Чэнду, а также одним из основателей и идейных вождей первого христианского пацифистского движения, Международного содружества примирения (IFOR). Основал квакерский учебный центр Пендл-Хилл (Pendle Hill) в Валлингтоне, штат Пенсильвания.

Генри Ходжкин. Жизнь

Ранние годы

Генри Теодор Ходжкин родился 21 апреля 1877 года в семье состоятельных квакеров, которые жили в городке Дарлингтон графства Дарем на северо-востоке Англии. Его отцом был Джонатан Бэкхаус Ходжкин (Jonathan Backhouse Hodgkin, 1843-1926 гг.), банкир и мэр Дарлингтона, а матерью – Мэри Анна Пиз (Mary Anna Pease). Оба родителя были потомственными квакерами. Семья Ходжкин жила в великолепном викторианском поместье Элм-Ридж в Дарлингтоне. После окончания школы (Leighton Park School) Генри Ходжкин сначала учился в Королевском колледже Кембриджа, а затем практиковался в больнице Св. Томаса в Лондоне, где получил специальность врача. Необычайно высокий, с неотразимой харизмой и яркой индивидуальностью, он вскоре был избран президентом Миссионерского союза английских студентов и оставался на этом посту с 1902 по 1905 гг. Эта организация занималась поиском и набором миссионеров из числа английских студентов.

Миссионерская работа в Китае

Закончив обучение в 1905 году, Генри Ходжкин немедленно отправился в китайскую провинцию Сычуань, город Чэнду, в качестве миссионера Иностранной миссионерской ассоциации Друзей, квакерской организации, которая впоследствии стала называться Совет Друзей на службе обществу. В Китае он пробыл до 1909 года. Работая в Чэнду, он участвовал в создании протестантского университета West China Union University, который спонсировался несколькими протестантскими церквями вплоть до его закрытия в 1926 году. После 1926 года на смену иностранным преподавателям пришли местные профессора и задали такой высокий стандарт образования, что этот университет был включен в список ведущих университетов Чэнду.

В 1910 году Генри Ходжкин вернулся в Англию и до 1920 года служил секретарем Иностранной миссионерской ассоциации Друзей. В 1921 году он снова приехал в Китай, первоначально для того, чтобы прочитать цикл лекций. Но результатом этих лекций стало то, что к нему обратились с настоятельной просьбой стать одним из секретарей Национального Христианского Совета Китая. В этой должности он оставался с 1922 по 1929 гг.

Генри Ходжкин

Основание Международного содружества примирения (International Fellowship of Reconciliation)

Находясь в Великобритании в период с 1910 по 1920 гг., Ходжкин начал активно пропагандировать свои пацифистские взгляды. Летом 1914 года он присоединился к группе из ста пятидесяти христиан, которые были убеждены, что в Европе скоро вспыхнет пожар войны. Они собрались в германском городке Констанц, чтобы поразмышлять над тем, как можно предотвратить конфликт. Но эту встречу едва ли можно назвать удачной, поскольку она была прервана новостями о начале войны. Участники поспешно сели в поезда и разъехались по домам, а Генри Ходжкин и лютеранский пастор из Германии Фридрих Зигмунд-Шульц, прежде чем уехать из Кельна, дали друг другу обещание никогда не враждовать, даже если их страны вступят в войну: «Мы едины во Христе и никогда не будем воевать друг против друга». Это обещание, конечно, подразумевало отказ от прямого личного участия в любом конфликте, в соответствии с традиционной квакерской позицией, а также побуждало прилагать все мыслимые усилия к тому, чтобы восстановить мир между враждующими нациями, независимо от политики двух государств.

Ходжкин немедленно приступил к выполнению своего обещания – провел первую встречу в Квинс Колледже, Кембридж, где прочитал лекцию по философии. Собралась экуменическая группа примерно из двадцати участников, которые обсудили то, какие последствия война несет для их личной и общественной жизни. Была составлена общая декларация о том, что идея о наложении моратория на Нагорную проповедь на период войны совершенно неприемлема. Так было учреждено первое представительство Содружество примирения (Fellowship of Reconciliation, FOR). На другой встрече в Тринити-колледже, Кембридж, собралось сто двадцать восемь участников, где Генри Ходжкин был избран президентом Содружество примирения.

В 1915 году Ходжкин отправился в Нью-Йорк с группой из шестидесяти шести человек и провел собрание в Нью-Йоркской объединенной теологической семинарии (Union Theological Seminary), на котором собрались крупнейшие богословы и служители того времени. Среди них были Рейнхолд Нибур, который в 30-е годы XX века стал критиковать пацифизм и порвал отношения с Содружеством примирения. Среди присутствующих также следует отметить Эдварда Эванса, Нормана Томаса, теоретика социализма Джесси Уолласа Хьюгана, который позднее учредил светскую Лигу противников войны (War Resisters League), епископа епископальной церкви Пола Джонса, который впоследствии, в апреле 1918 года, был вынужден оставить свою кафедру в штате Юта по причине недвусмысленных высказываний против Первой мировой войны, Грейс Хутчинс и Джона Хейнса Холмса. Так было основано американское представительство Международного содружества примирения.

Работа в Соединенных Штатах Америки

В 1929 году Генри Ходжкин почувствовал призыв от Бога основать квакерский центр религиозных и социальных собраний Пендл-Хилл близ Филадельфии (Pendle Hill – название холма в графстве Ланкашир, где Джордж Фокс, вдохновитель квакерства, получил свое главное откровение). Историк Дуглас Гвин отметил ведущую роль Генри Ходжкина в создании центра, указывая на то, что видение работы центра разрабатывалось в контексте его духовной глубины и озабоченности социальными вопросами: первоначально Пендл-Хилл мыслился как «очаг духовной культуры и место подготовки будущих лидеров».

В 1929 году Генри Ходжкин собрал с десяток духовных лидеров, чтобы выработать общее направление развития для нового центра. В результате были выделены четыре основных области развития:

  • Дом покоя – место умиротворения и глубокого молчания;
  • Школа проповедников – не место ознакомления с множеством интересных тем, а место углубления в несколько тщательно отобранных областей;
  • Лаборатория идей – место испытания убеждений на практике;
  • Сообщество «Вокруг Христа» для студентов и сотрудников.

По состоянию здоровья он вынужден был оставить этот пост в 1932 году.

Книги

Генри Ходжкин написал несколько книг, среди которых:

«Учение и миссия квакерства» (The Message and Mission of Quakerism, 1912 г.) (совместно с Уильямом Чарльзом Брейтуэйтом).
«Друзья за морями» (Friends beyond the Seas, 1916 г.).
«Христианская революция» (The Christian Revolution, 1923 г.).
«Заметки о жизни в Китае» (Living Issues in China, 1932 г.).

Философия

Жизненная философия Генри Ходжкина была глубоко укоренена в его квакерских взглядах, из которых проистекала его твердая приверженность пацифизму и высокая социальная активность. С течением времени его взгляды менялись – от строгих убеждений английского миссионера-квакера до более «мультикультурного» подхода к жизни. Как написал один из его биографов, это был человек «крупный телом и умом». Сам он подытожил эволюцию своей позиции так:

В результате процессов слишком многочисленных и разнообразных чтобы их перечислять, я достиг позиции, которую можно сформулировать примерно так: «Я убежден, что Божий идеал добра для другого человека может совершенно отличаться от того, что вмещает мой опыт и образ жизни, и потому может быть для меня совершенно недоступен». Я вижу, что во мне произошло изменение – от предположения, что мой путь наилучший, к полному признанию того, что единого лучшего пути не бывает, и что Бог нуждается в разных людях и образах жизни, чтобы многообразно являть себя миру. Из этого вытекают два вывода, которые имеют решающее влияние на поведение. Один – то, что я обнаружил в себе желание учиться у людей, которых я раньше причислял к категории «объекты моего миссионерского рвения». Увидеть другой способ Божьего действия в мире, пусть даже он для меня отвратителен или опасен, – неотъемлемая часть радости бытия. Второй вывод, влияющий на поведение, это побуждение намеренно и целенаправленно делиться жизнью и интересами с людьми не из моего круга… [ибо] в таком общении я могу глубоко понять жизнь другого и, быть может, открою для себя новые истины о Боге.

Семья

Генри Ходжкин был женат на Элизабет Джой Монтгомери. У них было трое детей.

Он умер 26 марта 1933 года в Дублине через несколько дней после перенесенной операции. Многие выходцы из его семьи оказали решающее влияние на Дарлингтон и окрестности:

  • Его отец, банкир, был одним из инвесторов в местную промышленность.
  • Его тесть, Джон Пиз, был старшим сыном инициатора строительства железных дорог Эдварда Пиза и еще одним состоятельным промышленником-квакером, который построил поместье Элм-Ридж.
  • Его брат Джонатан Эдвард Ходжкин (1875-1953 гг.) был видным гуманистом эпохи Первой мировой войны. Он возглавлял местное отделение Комитета помощи жертвам войны среди Друзей (The Friends War Victims Relief Committee). С 1916 г. служил в Дареме квакерским капелланом для лиц, отказавшихся от воинской службы по религиозным убеждениям, и организовывал перевозку раненых в регионе Дарлингтона. Кроме того, он служил в должности казначея Лондонского общества мира.
  • Его сестра Мэри Ходжкин (1882-1956) много лет работала секретарем в Дарлингтонской городской миссии. Она собрала средства на строительство часовни для пациентов больницы Darlington Memorial Hospital.