Свидетельство о мире. Информация для Википедии

Свидетельство о мире или свидетельство против войны – это краткое определение деятельности во имя мира и против войн, которой занимаются члены Религиозного общества Друзей (квакеров). Подобно другим квакерским свидетельствам, это не «верование», но описание вдохновенных поступков, направленных, в данном случае, на обеспечение мира, отказ от насилия и активное противостояние участию в войнах. Первоначальное квакерское отрицание ношения оружия развивалось, включив в себя протесты и демонстрации против военной политики правительств и конфронтации с теми, кто с какой-либо целью носит оружие, а также поддержку мира и активное ненасилие. Поскольку мирное свидетельство – основополагающее  для квакеров, Религиозное общество Друзей считается одной из традиционных мирных церквей.

Общее определение

Мирное свидетельство Друзей происходит, прежде всего, из следования завету Иисуса любить врагов, а также из квакерского убеждения о внутреннем свете. Друзья верят в то, что ненасильственное противостояние злу и примирение всегда лучше использования насилия. Мирное свидетельство не означает, что квакеры лишь пассивно подчиняются; в реальности они часто вовлекаются в активную общественную деятельность.

Картина «Мирное царство», Эдвард Хикс

«Мирное царство». Эдвард Хикс. 1832 год

Мирное свидетельство, вероятно, наиболее хорошо известное свидетельство Друзей. Убеждение в недопустимости насилия дошло до настоящего времени, и многие отказники (отказчики) от военной службы по мотивам совести, а также активисты, отстаивающие принципы ненасилия и выступающие против войны, – квакеры. Из-за своего свидетельства о мире Друзья считаются одной из исторических мирных церквей. В 1947 году квакеры, как  распространенная по всему миру группа, были награждены Нобелевской премией мира, получателями которой стали «Американский комитет Друзей на службе обществу» и британская организация, называвшаяся тогда «Комитетом Друзей на службе обществу» (теперь эта структура в Британском годовом собрании называется «Комитет мира и социального свидетельства»).

Мирное свидетельство не всегда хорошо принималось в окружающем мире. Во многих случаях Друзья подвергались тюремному заключению за отказ участвовать в военных действиях.

Некоторые Друзья сегодня рассматривают мирное свидетельство в еще более широком смысле, отказываясь платить ту часть подоходного налога, которая идет на военные нужды. Годовые собрания в США, Британии и других странах участвуют в этих акциях и поддерживают их. «Квакерский совет по европейским делам» проводит в Европарламенте кампанию за право отказчиков по мотивам совести в Европе на то, чтобы их не принуждали платить военные налоги. Некоторые люди жертвуют средства мирным благотворительным организациям [в этом случае полагается освобождение от уплаты налогов], но затем их имущество арестовывают судебные приставы или же деньги снимаются с их банковских счетов.
В США некоторые люди переводят средства на целевой депозитный счет «Службы внутренних доходов», к которому эта служба может получить доступ, только предоставив гарантии того, что деньги будут использоваться на мирные цели. Некоторые годовые собрания в США открывают целевые депозитные счета для отказчиков по мотивам совести – как членов Общества, так и тех, кто не является квакером.

Многие Друзья участвуют в деятельности неправительственных организаций, таких как «Христианские миротворческие бригады», несущих служение в тех уголках планеты, где преобладает насилие. Например, квакерский автор Говард Бринтон принимал участие в деятельности «Американского комитета Друзей на службе обществу» во время Второй мировой войны.

Мирная демонстрация австралийских квакеров у военной базы. Свидетелство о мире.

Мирная демонстрация австралийских квакеров у военной базы. 2013 год. Фото: australianfriend.org

Развитие квакерских убеждений о мире

Джордж Фокс (вероятно, самый влиятельный из ранних английских квакеров) сделал в 1651 году заявление, которое многие считают первым изложением квакерских убеждений о мире:

Я сказал [государственным уполномоченным], что пребываю в достоинстве жизни и власти, которые устраняют причину всех войн, и что мне известно, откуда происходят все войны – из вожделений, согласно доктрине Иакова … Я сказал, что вошел в завет мира, который был прежде войн и раздоров.

После реставрации 1660 года, прихода к власти короля Карла Второго и подавления радикальных религиозных групп, таких как сторонники Пятой монархии, Джорджа Фокса бросили в тюрьму. В тот год было написано множество писем и воззваний, призванных прояснить позицию Друзей и снять с них обвинение в том, что они участвуют в насильственных политических деяниях. Маргарет Фелл послала письмо королю Карлу Второму, заверенное «в единстве» подписями многих выдающихся Друзей, включая Фокса:

Мы – последователи того, что ведет к миру, любви и единству; наше желание состоит в том, чтобы другие шли тем же путем, и мы отрицаем всякую борьбу и войны, и происходящие из вожделений разногласия, и наше свидетельство направлено против этой войны в членах, войны против души; чего мы ожидаем и ищем во всех людях, с любовью и пожеланием добра всем.

Самый известный текст об этом убеждении был составлен немного позже. Он присутствует в заявлении 1660 года королю Англии Карлу Второму, которое подписали Джордж Фокс и 11 других квакеров. Обычно цитируется следующие отрывки этого текста:

Все кровавые принципы и практики мы полностью отрицаем; со всякими внешними войнами и борьбой, и сражениями внешним оружием, во имя каких бы то ни было целей или по какому бы то ни было поводу; вот наше свидетельство целому миру.

… И неизменен ведущий нас Дух Христа, который однажды велел нам отстраниться от чего-то как от злого, чтобы не подвигать нас к сему вновь; и мы точно знаем и свидетельствуем миру, что Дух Христа, который ведет нас во всякую Истину, никогда не заставит нас сражаться и воевать внешним оружием против какого-либо человека, ни за царство Христа, ни за царства этого мира.

Мирное свидетельство Друзей

Некоторые квакеры изначально не принимали это заявление, поскольку оно не отвергало использование оружия правосудием или правителями государства. Оно также не содержит запрета уплаты налогов на военные цели – того, что заботит Друзей до настоящего времени.

Не все квакеры принимают мирное свидетельство в его полном выражении; например, были Друзья, которые сражались на полях Первой и Второй мировых войн. Другие квакеры жестко придерживаются принципов христианского пацифизма. В экстремальных обстоятельствах некоторым Друзьям бывало трудно поддерживать и утверждать это свидетельство, но все же квакеры были практически всегда и полностью преданы идеалу мира, даже те, кто ощущал потребность компромисса в отношении своего свидетельства. Помимо собственно военного вопроса, существуют и другие пути мирного свидетельства некоторых квакеров, включая вегетарианство и приверженность принципам восстановительного правосудия.