Провозвестники Истины в эпоху интернета

Уроки по укреплению связей внутри сообщества Друзей

Во время моего первого знакомства с биографиями ранних Друзей я сама для себя охарактеризовала этих квакеров как бунтарей, ведомых лишь Духом, которые своими действиями бессистемно, но настойчиво подрывали политику официальной церкви Англии. Мне казалось, что проповедники квакеров упорно и беспорядочно околачивались в различных общественных местах и других церквях без какой-либо формальной подготовки, верительных грамот или системы финансирования, которая в то время могла бы поддерживать их церковь. Поэтому я задалась вопросом, как эта группа людей смогла выжить и в дальнейшем стать процветающим и весьма крупным сообществом, изначально являясь движением без какого бы то ни было управляющего органа. По мере того, как я углублялась в историю квакеров, я все четче понимала, насколько большое внимание они уделяли публикуемым ими памфлетам и книгам, а также насколько важным они считали процесс распространения большого объема печатных работ. Немаловажным с их точки зрения было и устное общение с заинтересованными людьми, осуществляемое странствующими служителями. Именно с такой стороны эта группа странствующих людей, имеющих стойкие убеждения, была довольно хорошо организована. Она имела прочные связи между своими членами. И эти члены, по сути, основали движение, которое, так или иначе, оказывает весомое влияние на общество в течение уже нескольких веков.

Какие уроки мы можем извлечь из истории появления движения квакеров? Я тот человек, который много путешествует и постоянно задается вопросами о том, как мы можем поддерживать связь внутри нашего сообщества, используя при этом как цифровые, так и традиционные технологии общения. Я изучаю инструменты коммуникации и возможности их применения в религиозном общении, которые могли бы быть эффективными независимо от их формата. Мое собрание работает над тем, чтобы понять, как мы можем четче донести информацию до собеседника. Мы пытаемся разработать свою коммуникационную стратегию, чтобы она позволила нам верно передавать остальному миру послание о том, «кто такие квакеры». Мне кажется, эти задачи явственно совпадают с теми, что ставили перед собой ранние Друзья. Инструменты коммуникации разнообразны и различны. Широко распространенные стратегии, которые использовались ранними Друзьями, содержат некоторые замечательные уроки, которые мы можем использовать и сегодня в нашем быстро меняющемся и растущем мире сетей и связей. Размышляя о ранних Друзьях, мне стало любопытно, смогу ли я найти элементы современных церковных коммуникационных стратегий в их методах распространения информации.

Первые провозвестники Истины. Квакерская вышивка.

Первые провозвестники Истины. Квакерская вышивка.

Есть несколько конкретных элементов, которые помогли мне связать мотивацию и стойкую поддержку квакерского движения со стороны как ранних, так и современных Друзей. Этот список «уроков» от ранних Друзей довольно сильно вдохновляет меня, поскольку я как раз изучаю наиболее эффективные способы донесения информации о миссии и целях квакерства. Их можно использовать в рамках деятельности как небольшого, местного собрания, так и в более крупном, годовом собрании, а также и в целом применять в любом виде активности квакерского движения, частью которого мы сегодня являемся.

1. Позвольте Жизни говорить от вашего имени на всех платформах.

Демонстрация приверженности Духу является немаловажным моментом. Ранние Друзья считали свои письменные трактаты столь же значительными и просвещающими, как и свои проповеди. Вот почему процесс публикации и распространения их материалов был одновременно и масштабным и очень организованным, а их труды ярко выделялись на фоне других религиозных текстов. Сегодня наш светский мир называет это хорошим «брендингом». Наиболее важными принципами здесь являются последовательность и узнаваемость. Таким образом мы показываем верность нашему движению. Учитывая эти моменты, публиковались религиозные труды и осуществлялась устная проповедь. Сегодня их можно заменить сообщением в Твиттере, состоящим всего из 140 символов.

2. Пусть вся информация находится в одном месте и будет легко доступна.

Друзья признавали необходимость создания центрального узла для связи друг с другом касательно вопросов распространения информации и выработки стандартов для своих публикаций. Маргарет Фелл создала такой информационный центр поддержки в своем доме, в Свортмор-Холле, на северо-западе Англии. Позже в этом месте располагался Фонд Кендала, поддерживавший служителей. Маргарет настаивала на создании там централизованного адреса для хранения писем и новостей, которые доставляли служители. Это позволяло квакерам действовать согласованно и быть более организованными и эффективными в части реагирования на обращения. Как мы работаем сегодня? Этим узлом может быть сайт собрания. Это то место, где мы имеем всю информацию и обмениваемся ею друг с другом и с более широким миром. Там же у нас указан адрес электронной почты для новых посетителей, чтобы они могли связаться с нами и получить необходимую информацию. Там мы можем публиковать наши важные протокольные записи, наши духовные послания миру – распространяя их, как это делали ранние Друзья.

3. Обратите внимание на то, как вы преподносите информацию.

Ранние Друзья уделяли большое внимание аспектам употребления языка. Слово «квакер», по-видимому, стало использоваться служителями в 1652 году. В опубликованных в то время памфлетах присутствует слово «квакер», написанное большим шрифтом и подчеркнутое для убедительности (обычно в сочетании со словами «люди, пренебрежительно называемые…» и т.д.!). Когда Друг использовал общеупотребительный (пусть даже и уничижительный) ярлык по отношению к себе, это было довольно эффективно, так как люди сразу понимали, какое движение он представляет. Как мы это делаем сегодня? Ранние Друзья признавали, что то, как мы представляем себя миру, имеет важное значение. Нужно проявлять согласованность, описывая, кто мы такие, стараться избегать нашего внутреннего жаргона, либо использовать его, когда это абсолютно необходимо и имеет смысл, попутно объясняя значение слов. Так действовали ранние квакеры, и так же следует поступать нам. Публичное признание и использование ранними Друзьями слова «квакер» создало, по сути, название для их движения, которое немедленно узнавалось теми, кто находился за пределами их не самого большого сообщества.

4. Имейте в виду, что охват людей, которым вы хотите донести информацию, шире, чем ваши личные контакты.

В 1653 году было напечатано 23 квакерские брошюры. К 1659 году их количество превысило 150 штук. Такое резкое увеличение было вызвано тем, что речи квакерских служителей стали востребованы не только у тех, кого они навещали лично. Квакерские служители могли делиться своими представлениями и проповедовать, опираясь на свои собственные записи, которые носили с собой. При этом они могли оставлять свои трактаты новым, растущим собраниям квакеров. Кроме того, их раздавали на открытых собраниях, на которых также присутствовал и автор, чтобы ответить на вопросы. Если возникала потребность в какой-либо поддержке или в дополнительных экземплярах, Друзья могли написать Маргарет Фелл (или Джорджу Тейлору и некоторым другим) в Свортмор, чтобы попросить как можно скорее прислать новые книги. Например, у Эдварда Бороу, находящегося в Ирландии, возникла «большая нехватка книг». В связи с этим он обратился к Фелл. Когда он очень сильно нуждался в инструментах проповедования, ему потребовался их надежный источник.

5. Знайте свою аудиторию.

Почему ранние Друзья печатали так много литературы в мире, где их послание о том, что «часть Бога есть в каждом» могла понять лишь небольшая грамотная группа населения? Потому что это послание было для всех, а не только для государственной церковной системы. Как только Друзья поняли, что их послания могут быть услышаны в письменной форме, они начали увеличивать объемы своих публикаций с удивительной скоростью. Но они также продолжали проповедовать напрямую отдельным людям, равно как собирали людей на местные собрания. Используем ли мы подобные инструменты? Или на наших встречах делаются лишь устные объявления в конце собрания? Общаемся ли мы устно с людьми, заинтересовавшимися нашей деятельностью? А с помощью интернет-технологий, которые позволяют следить за нашей деятельностью на различных платформах? Мы хотим, чтобы наше послание было доступным для всех. Именно поэтому мы используем для его распространения различные пути, в какое бы время мы ни жили. Наша цель – дать возможность каждому услышать наши идеи.

6. Привлекайте волонтеров.

По мере распространения идей квакерства многие новоиспеченные Друзья были вынуждены в некоторой степени изменить свою жизнь, чтобы следовать принципам квакерского сообщества. Отсутствие на первый взгляд четкой организационной структуры стало поводом для стратегического процесса осмысления статуса служителей и самого процесса молитвы, а также размышлений о том, как движение квакеров может развиваться в дальнейшем. Служители обозначали свое отношение к квакерству с помощью писем, направляемых собраниям, а также таким активистам как Фелл, Фокс и другим, тем, кто выступал в качестве координаторов движения. Растущие собрания и новые Друзья могли попросить направить им визитеров, если нуждались в них. Это демонстрировало умение реагировать на растущую веру, где бы она ни прорастала. Как мы делаем это сегодня? В условиях роста интереса к нашей вере мы делимся интересной тематической литературой и ссылками на актуальные материалы и ресурсы в интернете, дополняем собрания личными беседами.

7. Имейте систему обработки обратной связи.

Получаемую обратную связь необходимо было как-то систематизировать, чтобы она приносила положительный эффект. Кодификация этой информации принесла плоды уже в середине XVII века и стала решающим фактором роста популярности движения. Что мы делаем сегодня? Оперативно ли мы реагируем на мнения новичков, которые начинают регулярно посещать собрания? Поощряем ли мы заинтересованность в квакерстве и предлагаем ли поддержку тем, кто готов узнавать больше или просто хочет стать членом нашего сообщества? Есть ли у нас есть устойчивая система обработки обратной связи от новичков, опубликованные номера телефонов и кто-то, кто отвечает на сообщения в социальных сетях?

8. Делитесь своими историями.

Личные истории мотивируют других людей. Как вы делитесь своими? Ранние Друзья рассказывали истории о путешествиях друг друга, повествования о том, как писались труды самых первых квакеров (наших «предков»), а также внимательно следили за тем, что происходило в то время. Они делились этими историями и сохраняли их в своей своеобразной информационной базе. Мы продолжаем наслаждаться этими историями и рассказывать их. Делясь историей, мы распространяем ее по нашей квакерской сети. Зачем мы это делаем? Это некий внутренний призыв делиться опытом, который ранние Друзья слышали так же ясно, как и мы сегодня. Мы делаем это, отправляя друг другу видео, делая посты в фейсбуке, а также с помощью книг и журналов. Все эти истории могут побудить нас найти больше значимой информации и углубить наши убеждения и веру.

*  *  *

Эти уроки от ранних Друзей помогают мне общаться с нынешними квакерами. Я делюсь идеями божьего послания, используя достижения современности. Может показаться, что некоторые из этих методов новы, а Фелл и другие не могли даже и мечтать о них. И все же, я подозреваю, что те Друзья в верной приверженности своим идеям смогли бы и сегодня найти много способов поделиться ими, как они делали тогда. Ранние Друзья выстроили свои системы взаимодействия, чтобы стать верными приспешниками движения. В любом случае, мы, как в свое время и они, должны уметь распространять эти идеи сегодня, пусть даже способами, совершенно отличающимися от используемых в 1665 году.

*  *  *

Автор статьи Кэтлин Вутен (Kathleen Wooten) является членом собрания Фрэш-Понд в Кембридже, штат Массачусетс (США). Она много путешествует, общаясь с Друзьями. Ее интересуют наши способы коммуникации, как в цифровом, так и в традиционном, личном форматах. Она также является активистом годового собрания Новой Англии, выступает в качестве координатора мероприятий и менеджера социальных сетей. Кэтлин делится своими путешествиями и уроками у себя в блоге на quakerkathleen.wordpress.com.

 

2017

Источник