Правда сердца. Антология Джоржа Фокса (1624-1691) // Рекс Эмблер

Отобранная Рексом Эмблером коллекция текстов Джорджа Фокса (1624—1691) включает наиболее ясные и глубокие отрывки из целого ряда его трудов и выявляет в них внутренние связи. Тем самым книга помогает составить полную картину мировоззрения этого выдающегося английского мистика.

Скачать книгу «Правда сердца» полностью: [.pdf] [.epub] [.mobi]


ВВЕДЕНИЕ

Этот сборник отрывков из работ Джорджа Фокса (1624–1691) преследует двойную цель: сделать доступными наиболее ясные и глубокие тексты из всего, что написано Фоксом, и расположить эти тексты таким образом, чтобы показать взаимосвязи между ними. Поэтому, читая книгу от начала и до конца, можно получить полную картину мировоззрения Фокса.

Поначалу это может показаться довольно сложным способом передачи представлений Фокса. Почему бы просто не опубликовать какие-то из его наиболее интересных работ? Причина в том, что Фокс никогда не излагал свои идеи в целом, систематически. Его письменные (или же продиктованные, как это было в большинстве случаев) труды почти всегда обусловлены конкретной ситуацией, служат ответом на нее и связаны с особым вдохновением, пришедшим к Фоксу. Поистине, кажется, что он писал, пока было вдохновение, без предварительного осмысления или последующей доработки. Фоксу не доставало образования и склонности рационально структурировать свои мысли. Отсюда – множество повторов, отступлений и даже путаницы в его работах. Он также приобрел привычку, особенно в свой поздний период, давать Библии высказаться вместо себя, но не останавливаться, чтобы объяснить, как именно он интерпретировал Библию в таких случаях. Объяснение и пояснение не были его сильными сторонами, что удивительно для учителя с таким глубоким влиянием. Но при всем при этом, временами он писал с необыкновенной ясностью, глубиной и силой, являя понимание жизни в равной степени последовательное и выразительное. Как же тогда сделать доступными эти труды, если не собрав все отрывки вместе и не расположив их в порядке, который отражал бы собственные намерения Фокса? Удивляет лишь, что это никогда не было сделано прежде.

Преобладающая часть его работ, поэтому, оставалась скрытой, их нелегко отыскать в нескольких библиотеках, хранящих старые книги, а когда записи все-таки обнаруживаются, они оказываются трудными для прочтения. Означает ли это, спрашиваю я себя, что мы вот уже более трехсот лет остаемся несведущими в отношении мировоззрения Фокса?
Разумеется, у нас всегда был «Дневник» Фокса. Но этой впечатляющей работе не было суждено стать проводником его учения. Она была написана, как говорит сам Фокс, «чтобы все могли знать, как Господь обращался со мной… дабы подготовить и приспособить меня к работе, которую он мне предопределил». Это отчет о деятельности Фокса, часто с намерением показать, каким образом он был приведен к тому, чем занимался, или какими событиями подтверждалось то, что он делал.

«Дневник» выдержан в оборонительном тоне, поскольку в период его написания (в основном, в 1676 г.) над Фоксом довлели страдания, которые Друзья претерпевали за свое свидетельство. Положившись на этот документ в нашем понимании учения Фокса, мы получили бы запутанную и непоучительную картину. В этом, несомненно, причина того, почему первый издатель «Дневника», Томас Эллвуд, включил в него ряд статей и посланий, написанных Фоксом ранее, за 25 лет до «Дневника» – ведь тогда Фокс с ясностью и силой писал о занимавших его вопросах. К сожалению, эти статьи не были включены в более поздние издания, такие как научная публикация Джона Никаллса. И у нас, по крайней мере, в Британии, мало других изданий, способных предоставить доступ к этому раннему учению.

Рекс Эмблер, Бирмигем, 2001 г.

В качестве иллюстрации использована гравюра Дж.Боулза с картины «Квакерское собрание» Эгберта ван Хемскерка.


Скачать книгу «Правда сердца» полностью: [.pdf] [.epub] [.mobi]